Основные понятия:
цивилизация,
Оборудование урока:
- Историческая карта “Египет и передняя Азия в древности”.
- Графические схемы.
- Фотоматериалы по теме.
- Материалы проектной деятельности учащихся.
- Учебная картина “Древний Вавилон”.
- Современная политическая карта мира.
- Раздаточный материал “Пословицы древних шумеров”.
План урока:
I. Вводно-мотивационная беседа “Удивительный мир древних цивилизаций”:
1. Для чего изучать древние цивилизации?
2. Причины сложностей в изучении древней истории.
3. Место и роль цивилизации Междуречья в истории человечества.
II. Определение проблемы и постановка гипотезы проекта:
Введение учащихся в сущность проблемы: “Древнее Междуречье-колыбель человеческой цивилизации”.
Постановка гипотезы: “Более 5 тысяч лет назад народы Древнего Междуречья впервые в истории человечества сделали шаг от первобытности к цивилизации”.
Начало работы проектных групп (представление групп: историки, географы, искусствоведы, археологи)
III. Подтверждение гипотезы и непосредственная работа над проектом:
1. Работа с понятием “цивилизация”.
2. “Древнее Двуречье - страна двух рек”.
3. Работа с лентой времени.
4. Возникновение государства.
5. Клинопись - древнейшая система письма.
6. Законы Хаммурапи.
7. Достижения древних шумеров.
IV. Подведение итогов проектной деятельности учащихся:
V. Обобщение учителем итогов урока:
Итоговая беседа с учащимися “История начинается в Шумере.
Работа в тетрадях: хронологический справочник.
VI. Домашнее задание.
Ход урока
Учитель: Вот уже на протяжении нескольких месяцев мы путешествуем с вами по страницам истории удивительного мира древних цивилизаций.
Историки утверждают, что эпохи, как и люди, неповторимы, каждая имеет свой характер, только ей присущие черты. Удалённость от нас древних цивилизаций во времени и пространстве не позволяет точно воссоздать их облик, до конца осознать устремления и дела древних людей, почувствовать дыхание жизни… Тем не менее, мы стремимся заглянуть в мир древности, чтобы, поняв его, лучше понять себя. Древность манит нас, влечёт своей загадочностью и необъяснимым обаянием.
Вы закончили изучать большой раздел курса истории древнего мира “Древнее Междуречье”. Сегодня мы постараемся обобщить, закрепить знания по этой теме, ведь она является особенно важной в нашем курсе, так как более 5 тысяч лет назад в Древнем Междуречье зарождается самая первая цивилизация на Земле!
Развитие древнейшего народа - шумеров, живших в Междуречье более 5 тысяч лет назад, историки называют “зарёй человеческой истории”, “колыбелью цивилизации”.
Вопрос учащимся:
Как вы считаете, почему Междуречье называют “первичной цивилизацией”?
Примерный ответ:
В Междуречье впервые произошёл переход человечества от первобытности к цивилизации.
I. Определение проблемы и постановка гипотезы проекта.
1. Введение в сущность проблемы.
Учитель: Мы уже не раз использовали сегодня понятие “цивилизация”.
Вопрос учащимся: Что такое цивилизация?
Учёные считают, что ответить на этот вопрос очень сложно. Вот поэтому я предлагаю вам сегодня побыть настоящими учёными и самим попытаться найти ответ на этот вопрос. В своей работе учёные используют специальные методы, одним из таких методов является метод проекта, который мы с вами будем использовать для поиска ответов на поставленные вопросы.
Вопрос учащимся: Что значит осуществить проект?
Примерный ответ:
Эта работа предполагает решение определённой проблемы через доказательство гипотезы (предположения). Работа проводится по разным направлениям (по группам).
Учитель: Сегодня вам предстоит решить следующую проблему (надпись на доске):
Является ли Древнее Междуречье колыбелью человеческой цивилизации?
Уточним, что для поиска ответов нам необходимо доказать гипотезу – предположение, подтвердить её в ходе защиты проекта.
Я предлагаю доказать вам следующую гипотезу:
Более 5 тысяч лет назад народы Древнего Междуречья впервые в истории человечества сделали шаг от первобытности к цивилизации.
Вы готовы? Тогда отправляемся в путешествие во времени!
2. Начало работы проектных групп.
Учитель:
Вашим опережающим заданием была исследовательская работа по группам, Я попрошу представить ваши группы: географы - работа с исторической картой, названиями; археологи - исследования достижений древних шумеров; лингвисты - изучение древнейшей письменности; юристы - исследование древнейших законов; историки – исследование развития государства. В ходе работы не забывайте, что проектная деятельность подразумевает сотрудничество, совместный поиск и решение проблем.
II. Подтверждение гипотезы и непосредственная работа над проектом.
1. Работа с понятием “цивилизация”.
Учитель: Обратимся к нашей гипотезе: так что же такое цивилизация и чем она отличается от первобытности? Оказывается, это сложное научное понятие появилось в древнем Риме: римляне, как развитый народ противопоставляли два понятия”: “silvatikus” (дикий, лесной) и “civis” (городской, государственный).
Вопрос учащимся: Вспомните, каких людей называли первобытными, дикими?
Примерный ответ:
Первобытными называли людей, живших до появления письменности, государств и больших городов.
Учитель: Значит, цивилизация - это такой этап в развитии человечества, когда люди изобрели письменность, научились строить города, когда появляется государство. В этот период человек перестал быть абсолютно зависим от природы, создал культуру. Это и есть признаки цивилизации.
А теперь попытаемся доказать, что в развитии древних шумеров можно выделить все эти признаки: каждая проектная группа внесёт свой вклад в наш поиск, а в этот большой конверт с надписью “цивилизация” мы будем “складывать” выявленные нами признаки (на доске конверт и карточки с надписями: “города”, “государство”, “письменность”, “ирригация”, “законы”).
2. “Древнее Междуречье - страна двух рек”.
Работа с фотоизображением на доске.
Учитель: Перед вами безмолвная картина величия одной из рек Междуречья - долина реки Тигр. Сквозь тысячелетия эти воды несут удивительные тайны начала человеческой истории!
Работа с группой географов:
Вопрос учащимся: Почему Междуречье носит такое название?
Примерный ответ: Так как эта страна была расположена между двумя большими реками: Тигр и Евфрат.
Вопрос учащимся: В какой части света находилось древнее Междуречье? ( Западная Азия).
Начнём наше путешествие по исторической карте: покажите Западную Азию, реки Тигр, Евфрат. Затем обратимся к современной политической карте мира:
Вопрос учащимся: По территории каких современных государств протекают Тигр и Евфрат? (Сирия, Турция, Ирак).
Вопрос учащимся: А как ещё историки называют Междуречье? (Двуречье, Шумер, Месопотамия).
Учёные считают, что цивилизация Двуречья была “вскормлена” водами этих великих рек, несущих жизнь. Давайте попробуем доказать это с помощью проектной группы археологов.
Учащиеся работают с рисунком “Посёлок древних шумеров”.
Вопрос учащимся: Каким образом реки несли жизнь этим землям?
Примерный ответ:
Бурные разливы рек делали почву плодородной. Шумеры научились строить оросительные каналы, это способствовало развитию земледелия, скотоводства в условиях жаркого климата.
Учитель: Система орошения называется “ирригация”, это один из важнейших признаков цивилизации, и мы “отправляем” его в наш конверт.
3. Работа с лентой времени:
Учитель: А теперь поработаем с лентой времени, ведь хронология - лучшая подруга истории.
Вопрос учащимся: Сколько тысяч лет назад в Западной Азии возникло земледелие? (10 тысяч лет назад).
Ирригация появляется 6 тысяч лет назад, отметим это на ленте времени.
4. Древнейшие города.
Учитель: Вам уже известно, что постепенно многие посёлки шумеров, вырастая, превращались в города.
Работа с проектной группой историков.
Вопросы учащимся:
- Что такое город? (укреплённый населённый пункт, центр государства).
- Какие из древнейших городов Междуречья вам известны?
- Покажите их на карте (Ур, Урук, Вавилон, Ниневия).
- Почему города чаще всего возникали на берегу реки или канала?
В наши дни люди используют различные материалы: дерево, камень и мн. др. Между тем, в Междуречье буквально у всех под ногами в колоссальном количестве находился замечательный природный материал.
Вопрос группе археологов: Что это за материал? Как его использовали?
Примерный ответ: В южном Двуречье практически нет гор, лесов, т.е. отсутствует дерево, камень, поэтому широкое применение нашла глина.
Вопрос группе искусствоведов: Как шумеры применяли глину?
Примерный ответ: Строительство домов из глиняных кирпичей, печи, трубы, посуда, игрушки, материал для письма.
Учитель: (Работа с фотоизображением): На этой фотографии вы видите глиняные руины одного из древних городов Шумера, открытого археологами.
Вопрос учащимся: Что вам известно о былом могуществе этих городов?
Примерный ответ:
Одним из самых могущественных городов был Вавилон, который находился в очень удобном месте: там, где Тигр и Евфрат близко подходят друг к другу. Город окружали каналы, по городу были проложены широкие и прямые улицы, город защищали два ряда толстых оборонительных стен. Главное украшение города - парадные городские ворота богини Иштар. Самым высоким зданием был храм главного бога вавилонян – Мардука, его стены были отделаны золотом. В городе находился дворец царя, жили вельможи, торговцы, ремесленники. Чудом считались “висячие сады” царицы Семирамиды.
(Учитель пополняет конверт “Цивилизация” ещё одним признаком “Города”).
5. Возникновение государства.
Учитель:
Большие города Междуречья были центрами государств, которые появились более 5 тысяч лет назад.
Вопрос группе историков: Что такое государство? Каковы его признаки?
Примерный ответ: Территория, границы, правитель, чиновники, казна, налоги, армия, законы.
Вопрос учащимся: Какие государства Междуречья вам известны? Покажите их на карте (Вавилон, Ассирия, Персия, Мидия, Лидия).
6. Письменность.
Учитель: Во время раскопок в Междуречье археологами было найдено множество глиняных табличек, покрытых значками в виде клинышков, которые оказались древнейшей на Земле системой письма. Оказывается, шумеры открыли эру письменной истории, нашли средство выражения речи в виде символов.
Работа с группой лингвистов.
Вопрос учащимся: Как называлась эта письменность? Что вы можете о ней рассказать?
Примерный ответ:
Шумеры использовали в качестве материала для письма таблички из мягкой глины, на которых выдавливали значки – “клинышки” специальной палочкой. Каждый значок обозначал целое слово. Для прочности таблички обжигали. В клинописи использовалось 700 знаков, поэтому владели ей немногие люди. Профессия писца была очень уважаема.
Вопрос учащимся: Почему возникает письменность?
Прим. ответ: Для подсчёта налогов, хозяйственных записей, для сохранения и передачи информации
Вопрос учащимся: Какому ассирийскому царю особенно благодарны лингвисты историки? Почему? (библиотека царя Ашшурбанапала).
7. Первые законы на Земле.
Учитель: Изобретение письменности давало шумерам новые возможности хранения и передачи информации, приоткрыло для историков завесу времени. Особенно интересны с этой точки зрения древнейшие законы Междуречья, первые писаные законы на Земле.
Работа с группой юристов.
Вопросы учащимся: Что такое закон? (правила для всех жителей страны, установленные правителем).
Почему в Древнем Междуречье появляются законы?
Примерный ответ: Они устанавливали порядок в обществе, регулировали отношения между людьми.
Вопрос учащимся: Кто и когда создал эти законы?
Прим. ответ: Вавилонский царь Хаммурапи (1792 – 1750 г.г. до н.э.). Законы высечены на базальтовой плите, найденной археологами в 1901г. содержали 282 статьи. В законах можно найти сведения о цели их создания, об особенностях хозяйства Вавилона, о развитии общества, о рабстве, торговле, армии и о мн.др.
Учитель: Несмотря на то, что эти законы - древнейшие на Земле, мы видим, что с их помощью правитель устанавливал порядок в обществе, контролировал сложные отношения между разными группами людей.
Учитель вкладывает в конверт понятие “Законы”.
8. Достижения древних шумеров.
Учитель: Работая над нашим проектом, мы попытались мысленно охватить весь путь, пройденный народами Двуречья от первобытности к цивилизации.
Английский историк Крамер говорил, что история начинается в Шумере.
Работа с группой искусствоведов.
Вопрос учащимся: Как вы думаете, с какими достижениями этого народа связано это высказывание? Согласитесь, что список этих достижений можно начать фразой: “В Древнем Двуречье впервые…”?
Прим. ответ: Шумеры изобрели колесо, плуг, систему орошения, лук для охоты, начали впервые выращивать пшеницу, лён, горох, виноград, уже тысячи лет назад шумеры знали математику, астрономию. С Х в. до н.э. они широко используют железо.
Работа с группой историков.
Вопрос учащимся: К каким последствиям привело освоение железа?
Примерный ответ: В VIII – VI в.в. до н.э. в Ассирии и Персии создаются сильнейшие армии, вооружённые железным оружием. С помощью таких армий цари создают огромные и сильные державы.
III. Подведение итогов проектной деятельной деятельности учащихся.
Учитель: Настало время подвести итоги нашей коллективной работы! Вы согласны, что постепенно мы подошли к подтверждению нашей гипотезы? Теперь вы знаете, что именно шумеры стояли у истоков человеческой культуры! Ваши проектные группы совместными усилиями доказали, что Древнее Междуречье действительно можно считать колыбелью человеческой цивилизации, а это значит, что цель нашего проекта достигнута.
1. Заключительная беседа с учащимися
“История начинается в Шумере”.
Наша работа по изучению древних народов и цивилизаций не закончена: нас ждут древние Индия и Китай, Греция и Рим. Новые проекты и исследования впереди! Но, изучая другие древние народы, нужно помнить, что именно шумеры являются пионерами (“первопроходцами”) цивилизации, которая оказала огромное влияние на развитие всего человечества.
Эти достижения сегодня являются частью мировой культуры, благодаря им, мы ощущаем себя наследниками общего богатства древних цивилизаций, ведь именно там человек впервые проявил свободу и творческие возможности! Историки говорят, что именно из Азии вышли все люди. И мы с вами это сегодня доказали.
Хронологический справочник (работа в тетрадях).
Учащиеся записывают в тетради наиболее важные даты:
10 тыс. лет назад – появление земледелия;
6 тыс. лет назад – появление ирригации;
4 тыс. лет назад – появление письменности и законов;
2 тыс. лет назад – освоение железа.
Домашнее задание:
Анализ пословиц народов Междуречья (раздаточный материал)
- “Бедняк в долг занимает – себе забот наживает”
- “Не все семьи бедняков одинаково покорны”
- У слуги, приставленного к одежде хозяина, одежда всегда грязна”
- “Бедняк съедает своё серебро”.
Вопросы учащимся:
- попытайтесь объяснить смысл этих пословиц и поговорок.
- какие из них можно употребить в наши дни?
В каких случаях? Приведите примеры.
- напоминают ли вам какие- либо из этих пословиц русские пословицы? Подумайте, какие именно?
- как вы считаете, почему в пословицах разных народов можно найти много общего?