Урок истории в 4-м классе по теме "Детство Зевса"

Разделы: История и обществознание, Начальная школа


Цель: создать условия для;

а) повторения и закрепления пройденного материала (Древний Восток);
б) расширения кругозора детей, (знакомство с Семью чудесами света; Двенадцатью олимпийскими богами);
в) воспитания умения общаться при работе в группах, в парах; интереса к предмету.

Формы работы: фронтальная, работа в парах, в группах.

1. Организационный момент:

Придумано кем-то мудро и просто
При встрече здороваться: “Доброе утро!”
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера!

2. Повторение пройденного:

- Мы закончили изучать Древний Восток. И сейчас я предлагаю вам вспомнить некоторые эпизоды.

а) *блиц опрос (фронтальная работа)

1. Как выглядела наша планета, когда впервые появилась? (Огонь)

2. Значительно позже? (Кругом была вода)

3. Как изменился её облик со временем? (Появились первые участки суши)

4. Где впервые появилась жизнь? (В воде)

5. Назовите первых морских животных? (Черви, медузы, раки, трилобиты)

6. Прошло ещё не одно тысячелетие. На земле появились гигантские ящеры. Как их называли? (Динозавры)

7. Как называли ящеров, которые ели себе подобных? (Хищники)

8. Чем они отличались от травоядных динозавров? (Травоядные ели пищу растительного происхождения)

9. Как называли первых людей? (Питекантропы)

10. Где жили питекантропы? Чем питались? (В пещерах; ели всё что было съедобно и пригодно в пищу)

б) *работа в группах по 6 человек, загадывание кроссворда

- Сейчас предлагаю вам разгадать кроссворд.

1. Континент, часть суши, на котором расположена древняя страна Египет?

2. Древняя страна, которая находилась между двумя реками?

3. Одна из двух рек, между которыми находилась страна Двуречье?

4. Герой и царь, совершивший много подвигов?

5. Древний город Двуречья, родина Гильгамеша

6. Человек, которого создали боги Шумера, чтобы он победил Гильгамеша? Но они подружились. Когда он умер, Гильгамеш не смог с этим смириться и пошел искать бессмертие.

7. Страшное чудовище с огненными глазами, охранявшее кедровый лес в ливанских горах?

8. Богиня любви и красоты в Двуречье.

в) – В книге мы познакомились с двумя чудесами света. Назовите их?

(Висячие сады Семирамиды, Александрийский маяк)

-Расскажите о висячих садах Семирамиды

(Семирамида - любимая жена царя Вавилона. По преданию, она родилась в Персии, стране, где растёт множество деревьев и цветов. Чтобы утешить любимую жену, царь построил сад. Даже в сильную жару здесь всегда цвели цветы и росли деревья.)

- Расскажите об Александрийском маяке

(Царь Македонии, завоевавший большую часть Древнего Востока. В Египте он приказал построить замечательный маяк, с помощью которого корабли находили проход в Нил, когда плыли из средиземного моря.)

- А сколько всего чудес света?

- Перечислите их.

- Что вы знаете о каждом из них?

* дети дают свои ответы, учитель дополняет

Сфинкс и пирамиды

Недалеко от Каира, на равнине около Гизы, возвышаются 3 гигантские пирамиды-Хеопса, Хефрена и Микерина. Некогда пирамида Хеопса достигала в высоту 146 метров и была отшлифована до зеркального блеска. Предполагают, что пирамиды служили людям в качестве часов и календаря, так как были построены в соответствии с математическими и астрономическими законами.

Статуя Зевса

Была сделана скульптором Фидием для храма в Олимпии. Она вырезана из дерева, покрыта золотом и слоновой костью. Высота статуи насчитывала 12 метров, устанавливали её по частям. Голову её украшал золотой венок из оливковых ветвей – знак миролюбия грозного бога.

Храм богини Артемиды

Богиня Артемида была покровительницей г. Эфеса, Малой Азии, где в её честь был построен храм около 450 года до нашей эры. Храм представляет собой, прямоугольное здание из камня и дерева, обнесённое со всех сторон двойной колоннадой из 127 колонн. В 356 году до нашей эры некто Герострат, желая прославиться, поджёг храм. Его имя навеки стало символом бессмысленного варварства.

Ворота Иштар

Они были облицованы голубым глазированным кирпичом с изображением рогатых драконов и быков. Ворота входили в комплекс крепостных стен Вавилона, которые считались самым грандиозным сооружением в мире. Считалось одним из чудес света, пока не появился Александрийский маяк.

Мавзолей в Галикарнасе

В Малой Азии, в столице небольшого Карийского царства – Галикарнасе находилась великолепная гробница, построенная для царя Мавсола его вдовой – Артемисией в 4 году до н.э. Это было величественное сооружение из кирпича, облицованное внутри и снаружи белым мрамором, высотой 60 м. От имени Мавсола и произошло слово “мавзолей”.

Колосс Родосский

В 3 веке до нашей эры на остров Родос напали войска правителя Передней Азии и Сирии Деметрия Палиоркета. Однако одолеть свободолюбивых родосцев Деметрию не удалось. В память об успешной обороне острова они решили поставить самую большую статую на свете. На торговой площади между морем и городскими воротами стоял бронзовый юноша ростом 36 м. Это было изображение бога солнца Гелиоса, которого жители острова считали своим покровителем.

Семь чудес света

Так называют прославленные в древности сооружения и статуи. До нас к сожалению дошло лишь одно из этих прекрасных творений человеческого разума и умелых человеческих рук, - Египетские пирамиды. Но память о них живёт в веках. И с древности повелось называть всякое прекрасное творение рук человеческих, поражающее всех красотой, восьмым чудом света.

3. Новая тема:

- С сегодняшнего урока мы начнём знакомиться с мифологией Древней Грецией. И узнаем о многих богах: Афина, Афродита, Зевс, Гефест, Посейдон, Аид, Эскулап, Аполлон, Артемида, Деметра, которым поклонялись жители Греции в древности

* показ иллюстраций детей; видеофильм

- Сегодня на уроке мы познакомимся с главным богом Древней Греции, которого боялись и почитали, в честь которого проводились Олимпийские игры.

- Стали править Уран и Гея, жившие на Олимпе. У них родилось много детей. Однажды собрала Гея своих детей и пожаловалась, что устала она нести их на себе. Но заставляет Уран её производить детей на свет ещё и ещё. Попросила Гея, чтобы отомстили они за её мучения. Но только самый младший – Крон – обещал матери помочь. Дождавшись, когда Уран уснёт, Крон ранил его и сбросил в Тартар. Падая в подземелье, предсказал Уран своему сыну такую же участь. Прокричал он Крону, что свергнет его с Олимпа собственный сын.

Решил Крон обмануть судьбу. Прошло время, женился он на богине Рее. И всех рождавшихся у них детей стал Крон проглатывать. Жалела детей несчастная мать, но не могла ослушаться своего мужа.

Однажды, ожидая появления на свет ещё одного ребёнка, отправила она за советом к Матерее - Земле. Та научила её, как обмануть Крона: надо в пелёнки завернуть камень, а малыша спрятать до поры до времени в безопасном месте. Так и было сделано. Крон проглотил камень, ничего не заметив. Младенца назвали Зевсом, спрятали на острове Крит.

- И сейчас предлагаю поговорить о детстве Зевса. Вы только что по родному миру закончили раздел “Каков он мир детства”. Скажите, почему мы начинаем изучать жизнь Зевса с самого детства?

* ссылка на газету (детские фотографии детей)

* рассказ учителя о детстве Зевса

- На острове Крит Зевс рос очень быстро. Пока он был маленький, его прятали в пещере у входа в которую стояли два воина с огромными бронзовыми щитами. Они стучали в них всякий раз, как младенец заплачет, чтобы заглушить его голос.

Зевс был вскормлен пчелиным мёдом, родниковой водой и молоком чудесной козочки Амалфея. Зевс очень любил её.

Однажды любимая козочка сломала рог, не стали его выбрасывать, наполнили фрук4тами и поднесли маленькому Зевсу. И впервые сказалась его божественная сила – он приказал рогу всегда оставаться полным всяческих даров и оделять ими всех страждущих. Так появился рог изобилия. А когда Амалфея умерла, Зевс перенёс её на небо, превратив в яркую звезду, до сих пор сияющую в созвездии Возничего.

Очень часто потом Зевс вспоминал о своём счастливом детстве, проведённом на острове Крит. Зевс с любовью рассказывал своим братьям и сёстрам о своей козочке Амалфее.

4. Домашнее задание

Найти дополнительную информацию по теме: “Мифы Древней Греции”