"Вырезанки" в детском саду

Разделы: Работа с дошкольниками


Впервые, бумагу для вырезания узоров стали применять в средневековом Китае, которыми украшали фонари, веера, ширмы.

В Европе вырезанные узоры появились в 18 веке. Мастера искусстно вырезали картины и украшали ими предметы быта и свои дома.

Чудесные узоры и картинки вырезал писатель Г.Х. Андерсен, иллюстрируя ими свои сказки, рассказы. В Белоруссии данный вид творчества до сих пор является широко применяемым ремеслом. Ажурными картинами украшают квартиры и офисы, “вырезанки” являются частыми экспонатами выставок. Народные “вырезанки” хорошо сочетаются с современными стилями в интерьерах.

В России народные умельцы вырезали из белой бумаги ажурные композиции, которые использовались для украшения окон, полок, лавок и столов. Эти “вырезанки” часто повторяли узоры кружев скатерти, салфеток. Они отличались особой тонкостью и изяществом. Характерно для русских “вырезанок” ритмическое повторение орнамента, их равномерное симметричное расположение на плоскости круга, квадрата, или прямоугольника. Мастера использовали прием сгибания бумаги на определенное количество частей. По сторонам получившихся заготовок, после сгиба делали разрезы задуманной формы. После разворота получались симметричные узоры. Они были красивы уже в силу правильного чередования отдельных элементов или ленточного украшения.

Для освоения техники ажурного вырезания необходимы творческие способности и желание сделать что-то своими руками. И то, и другое присуще детям дошкольного возраста, Наиболее целесообразно обучение технике ажурного вырезания из бумаги начать в старшем дошкольном возрасте, то есть с детьми 6–7 лет. Поскольку данный процесс требует достаточно длительного статического напряжения, внимания и навыка работы с ножницами – поэтому старший дошкольный возраст является оптимальным.

При обучении ажурному вырезанию из бумаги важны – систематичность, последовательность, переход “от простого - к сложному”. В процессе систематических занятий развиваются глазомер детей, зрительная память, воображение, чувство масштаба и ритма. Так же развиваются пластичность руки, точность и скоординированость движений рук. Занятия позволяют сформировать творческий подход к созданию композиций, умение быстро перестраиваться и менять замысел, усовершенствовать композицию в процессе ее создания. Развивают у детей не только умения и навыки работы с бумагой и ножницами, но и формируют желание совершенствовать свое мастерство. Полученные знания и умения дети переносят в самостоятельную деятельность. Воспитанники вырезают различные узоры, иллюстрации к сказкам, придумывают свои истории и иллюстрируют их.

Методы и формы работы обусловлены целью и задачами.

Цель: Развитие мыслительных способностей и раскрытие творческого потенциала детей. Освоение техники аппликации ажурное вырезание из бумаги.

Задачи:

  1. Развитие мелкой мускулатуры кисти рук.
  2. Развитие координационных движений правой и левой рук.
  3. Развитие глазомера.
  4. Развитие чувства ритма.
  5. Развитие ловкости и умелости рук.
  6. Развитие внимания, памяти, воображения.
  7. Развитие образного мышления.
  8. Развитие абстрактного мышления.
  9. Развитие творчества.
  10. Освоение различных способов складывания бумаги.
  11. Освоение приемов вырезания прямых, косых, дугообразных, комбинированных разрезов и вырезов.
  12. Освоение работы над композициями с одной и несколькими осями симметрии.
  13. Освоение приемов приклеивания “вырезанок”.
  14. Формирование умений изменять, уточнять композицию в процессе работы
  15. Расширять знания детей об окружающем мире.
  16. Расширять представления детей об отечественной и мировой культуре.
  17. Воспитывать аккуратность в работе, уважение к своему и чужому труду.
  18. Воспитывать интерес к народному творчеству.

Последовательная и систематическая работа позволяет пройти путь совершенствования умений от несложных узоров к выразительным художественным композициям. Система занятий построена от знакомства с материалами и изготовления простых закладок для книг, украшенных надрезами, до сложных композиций, в основе которых лежат разные способы сложения по вертикали и горизонтали, с разнообразными вырезами, которые подчеркивают художественный образ.

Темы композиций могут быть разные - отдельные предметы и явления природы, сюжеты художественных произведений и т. д., однако при работе необходимо учитывать степень сложности элементов вырезания.

На примере раздела “Снег” можно проследить развитие сюжета, усложнение техники складывания, способов вырезания. При работе над “Снежной салфеткой” применяется простой способ сложения квадрата “два раза пополам” и производятся треугольные вырезы. “Снежинка” изготавливается более сложным способом сложения квадрата, чтобы получить шести лучевую основу. Украшается снежинка треугольными вырезами “елочкой”, прямыми вырезами. При создании композиции “Заснеженное дерево” используется способ сложения прямоугольника пополам по вертикали и горизонтали, а также треугольные вырезы, треугольные вырезы “елочкой”, дугообразные и волнообразные вырезы.

Проведению занятий по ажурному вырезанию предшествует предварительная работа: разнообразные наблюдения природы, чтение художественных произведений, линейное рисование, лепка. Такая работа позволяет детям лучше понять структуру вырезаемого явления, предмета, сюжета. На примере темы “Снежинка” наглядно видно, что предварительное наблюдение объекта в природе просто необходимо. Ведь все снежинки разные, но они имеют шести лучевую структуру и это дети могут пронаблюдать и самостоятельно сделать выводы. Поэтому, при работе над композицией они обратят внимание на способ сложения листа на шесть частей и разные приемы вырезания: треугольные вырезы “елочкой”, простые надрезы. Таким образом, композиция получится не только красивая, но и правильная.

По мере накопления детских работ устраиваются выставки. Особенность выставок заключается в вывешивании не только лучших работ детей, а представлению зрителям всех “вырезанок”. Такие выставки позволяют проследить динамику развития навыков и умений каждого ребенка, увидеть развитие в сюжете композиций.

В заключение, хочется отметить, что техника ажурного вырезания узоров из бумаги требует умений, терпения, воображения и способности оригинально мыслить. Творческая деятельность в данной технике доступна каждому - и взрослому и ребенку.