Экологический эрудицион. Праздник "День Земли" в 9–10-х классах

Разделы: Экология


Данный эрудицион знакомит детей со сложной проблемой загрязнения планеты, от решения которой зависит в конечном счете само существование человека.

Оформление: на заднем плане размещается изображение земного шара, покрытое разноцветными бумажками, на которых нарисован различный мусор. Это своеобразное табло, на котором фиксируется результат игры. При каждом заработанном балле снимается одна бумажка – идет как бы процесс очищения земного шара от мусора. (Предварительно команды выбирают себе цвет бумажек).

Ход игры

Приложение.

Ведущий 1: Здравствуйте, ребята. Я приветствую всех собравшихся в этом зале. Наш эрудицион необычный – он экологический и посвящен одной из самых актуальных тем – загрязнению планеты Земля.

Ведущий 2: Сегодняшнее население Земли – общество суперпотребителей. Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20 т сырья, правда, большая его часть - 97% - идет… в отходы. Львиная доля потребления, а значит и отходов, приходится лишь на несколько десятков развитых стран.

Ведущий 1: 20 лет назад автомобили пробегали 250 тыс. километров практически без поломок, а сегодня, если на спидометре машины 120 тыс. километров, она кандидат на свалку. Новые виды товаров, новые марки – покупай, покупай, покупай… А старые, но вполне еще годные вещи выкидываются.

Ведущий 2: Планета наша засорена, но мы еще не осознали опасности жизни на огромной свалке. Мы-то пока на ней живем, но смогут ли жить наши дети?

Ведущий 1: За год в атмосферу только одного углекислого газа выбрасывается 5 млрд. тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры. Постоянная озоновая дыра – над Антарктикой, временами расширяющаяся и уменьшающаяся – над Арктикой, Европой, Москвой. В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают раковые заболевания. Кислорода на Земле становится все меньше и меньше. А выхлопных газов заводов черной и химической промышленности, котельных, транспорта все больше и больше.

Ведущий 2: Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли стиральный порошок. В результате деятельности человека в реках Европы – Сене, Дунае, Рейне, Волге – нельзя купаться. В сибирских реках из-за затонувшего леса и загрязненных стоков появились микроорганизмы, которые очень вредны для людей и животных.

Ведущий 1: Почва образуется медленно: для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А вот разрушить ее можно очень быстро. За последние сто лет на Земле уничтожена примерно ? часть всех плодородных почв. Люди осваивали целинные и залежные земли. Первые пять лет они получали хорошие урожаи. А потом ветры-суховеи стали поднимать миллиарды тонн плодородного слоя и уносить его к подножию гор. В результате почва оскудела, и урожаи стали значительно хуже. Никто не станет спорить, что нефть необходима человечеству. И никто не станет утверждать, что ее сознательно выбрасывают в море, что нарочно устраивают аварии на нефтепромыслах или поджигают корабли, везущие нефть: в результате – миллионы тонн нефти по тем или иным причинам оказывается в воде.

Ведущий 2: Усиленно идет “облысение” планеты. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине человека. Для многих животных лес – родной дом. А лесов на Земле становится все меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом. Значит - они обречены на гибель.

Ведущий 1: Мусор постепенно становится монстром цивилизации. При нынешнем состоянии экономики и культуры быта люди еще долго обречены жить среди этих рукотворных памятников своей беззаботности.

Ведущий 2:

Моя планета – человеческий дом.
Ну как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава – океан,
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: больше не могу!

Ведущий 1:

Вот она летит, маленькая какая!
Вот она грустит, в думы свои вникая,
Вот она плывет, зыбкой прохладой веет,
Все еще живет! Все еще людям верит!
Вот она плывет сквозь грозовую полночь,
Всех людей зовет, просит прийти на помощь!
Просит прийти на помощь!

Ведущий 2: Вопрос “Куда деть мусор?” становится все актуальнее. И мы попробуем сегодня ответить на него.

(представление команд, знакомство с правилами игры)

I тур. “Что мы выбрасываем, или Золотые россыпи помоек”

Команды получают по три таблички-указателя с цифрами 1, 2, 3. На каждый задаваемый вопрос на слайде высвечиваются три варианта ответа.

Вопросы:

  • Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:
  1. Пластмассы (правильный ответ)
  2. стекло
  3. металл
  • Мировыми рекордсменами по количеству бытовых отходов являются жители:
  1. Москвы
  2. Лондона
  3. Нью-Йорка
  • Какая отрасль промышленности во Франции считается самой активной и процветающей:
  1. Производство упаковочных материалов
  2. Переработка мусора
  3. Производство автомобилей
  • Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:
  1. Рассортировать
  2. Собрать в одно место
  3. Раскрошить
  • Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:
  1. Компостировать
  2. Сжечь при специальных условиях
  3. Переплавить
  • Первоочередная забота при выборе места свалки:
  1. Защита поверхности земли и грунтовых вод
  2. Ограждение места свалки
  3. Укомплектование соответствующей техникой
  • Появление “партизанских” свалок влечет за собой:
  1. Загрязнение почвы
  2. Уродство ландшафта
  3. Изменение климатических условий (температура, влажность)
  • Вредные выбросы оказывают влияние:
  1. Только на те регионы, где появилось загрязнение
  2. На близлежащие регионы
  3. Даже на территории, удаленные от места, где загрязнение “увидело свет”
  • Самая страшная “добавка” к воде:
  1. Бытовой мусор
  2. Пестициды
  3. Минеральные удобрения
  • Какую страну называют “мусорным ящиком Европы”:
  1. Британию
  2. Россию
  3. Польшу
  • Более половины общего количества отходов в странах Европейского экономического сообщества приходится:
  1. На тяжелую промышленность
  2. На легкую промышленность
  3. На сельское хозяйство
  • Какие из радиоактивных отходов целенаправленно рассеивают в окружающую среду:
  1. Газы
  2. Жидкости
  3. Твердые вещества
  • Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:
  1. Их захоронение
  2. Разработка правовых механизмов регулирования процесса
  3. Повторное использование отходов (рециркуляция)
  • Первое место по суммарному объему выбросов вредных веществ в атмосферу занимает:
  1. Теплоэнергетика
  2. Нефте- и газопереработка
  3. Автотранспорт
  • Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:
  1. 10 лет
  2. 50 лет
  3. 100 лет и более
  • Выброшенную бумагу “съедят невидимки-микробы за:
  1. 1-2 года
  2. 5-8 лет
  3. 20 и более лет

(После окончания работы судьи подсчитывают баллы и с изображения земного шара убираются “отходы”, соответствующие заработанным каждой командой очкам.)

II тур. Не спешите выбрасывать свое будущее, “Устами младенца”.

В этом туре ребята знакомятся с наиболее распространенными отходами, возможностью их вторичного использования. Ведущий зачитывает детские высказывания об отходах. На каждый из отходов заготовлено по пять высказываний. Задача команд: попытаться понять, что имели в виду дети. И догадаться как можно скорее. Побеждает команда, которая первой верно назовет отходы. Если команда дает неверный ответ, из дальнейшей борьбы в этом туре она выбывает.

  1. У меня очень много игрушек сделано из нее.
  2. Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сломать.
  3. Предметы, изготовленные из нее, мало весят.
  4. Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет.
  5. Ее нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается.

(Пластмасса)

  1. Это то, чего много в городе, но мало в деревне.
  2. Особенно много этого в промышленном городе, где много заводов и фабрик.
  3. От этого люди болеют, много нервничают, громко кричат, и этого становится еще больше.
  4. Его издают разные приборы и машины.
  5. Он вызывает загрязнение воздуха и окружающей среды, если этого много, то это вызывает опьянение и действует как наркотик.

(Шум)

  1. Этого почти не видно.
  2. Этого очень много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы.
  3. От этого у людей бывают астма, бронхит, рак.
  4. Это могут собрать на свои листья зеленые растения.
  5. В городе, где этого очень много, не растут лишайники.

(Газовые отходы)

  1. Это то, без чего уже не можем прожить.
  2. Этим мы пользуемся каждый день.
  3. Когда это попадает в воду, то образуется много пены.
  4. Это убивает рыбу в воде, растения на земле.
  5. С помощью этого все становится чище.

(СМС)

III тур. “Заморочки из бочки”.

  1. Если верить древнему историку, то во время походов Александра Македонского в Индию офицеры его армии болели желудочно-кишечными заболеваниями гораздо реже, чем солдаты. Пища у них была одинаковая, а вот посуда для готовки разная. Из какого металла изготавливали офицерскую посуду? (Из серебра, обладающего бактерицидными свойствами).
  2. Известно, что в наш организм с питьевой водой должны попадать фторид-ионы, иначе будет развиваться кариес. Скажите, а что означает греческое название “Фторос”? (Разрушающий, потому что газообразный фтор – смертельный для человека газ, а избыток ионов фтора приводит к болезни зубов – Флюорозу).
  3. Какой химический элемент открыт на Солнце раньше, нежели на Земле? (Гелий).
  4. В каком платье можно загорать? Почему? (Из ацетатного шелка, так как оно пропускает ультрафиолетовое излучение.)
  5. Какие организмы являются индикаторами качества окружающей среды? (Лишайники).

IV тур. Что может сделать один?

Команды получают листы с предложениями, которые должны закончить. За скорость ответа – дополнительный балл.

  • Старайтесь покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно… (использовать много раз, сдать в магазин).
  • Не покупай больше, чем может…(понадобиться тебе)
  • Одежду, которую ты уже не носишь, можно…(отдать нуждающимся)
  • Не выбрасывай старые игрушки, книги: они могут…(кому-то понадобиться)
  • Узнай, где по близости есть пункт по приему макулатуры, и…(сдай туда использованную бумагу)
  • Прежде чем выкидывать жестяные банки…(вымой их и сомни)
  • Старайся не пользоваться пенопластом, так как он …(практически не разлагается в природе)
  • Почини и исправь вещь вместо того, чтобы…(ее выбрасывать)

(Подводятся итоги игры. Команда победительница награждается дипломом 1-ой степени.)

Ведущий 1: Эрудицион заканчивается. Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности! Другого нам и не дано. Земля с ее биосферой – величайшее чудо, она у нас одна. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня.

Ведущий 2: День 22 апреля 1994 года был объявлен Всемирным днем Земли. В этот день множество отрезков материи с подписями россиян в защиту природы было пронесено и по всей нашей стране. Из кусков составили флаг Земли – драматический символ, призывающий людей относиться к природе с уважением. Это самый большой флаг, его площадь 660 м2.

Ведущий 1: Нам тоже небезразлична судьба планеты, и поэтому мы попытаемся сделать такой же флаг, только в миниатюре.(Идет сбор подписей “В защиту природы!”)

Ведущий 2:

Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету,
Черные сотрешь ли, Человек?