Методическая разработка урока внеклассного чтения в 5-м классе по теме "Дорогою добра" (по рассказу С.С. Козлова "Человек друга")

Разделы: Внеклассная работа


Цели урока:

1. Образовательные

– раскрыть идейно-художественное богатство рассказа;

– донести главную мысль рассказа: “уметь радоваться жизни и никогда не сдаваться”;

– повторение и осмысление на уроке личностного восприятия рассказа.

2. Развивающие

– развивать способности читателя (эмоциональная реакция, работа воображения, осознание содержания и художественной формы произведения);

– формировать умение выражать свое отношение к событию и герою;

– отрабатывать навык связно излагать свои мысли.

3. Воспитательные

– формировать эмоциональную отзывчивость учащихся на сложные жизненные ситуации;

– способствовать воспитанию любви к животным, окружающему миру, Человеку.

Методические приемы: аналитическая беседа, художественное чтение эпизодов текста, элементы диспута, самостоятельная работа учащихся.

Теория литературы: тема, идея, рассказ, сюжет, эпизод, инверсия, герой.

Словарная работа: забулдыга, интеллект, созерцатель, философ, милосердие, равнодушие, циркулярка.

Оборудование:

1. Портрет С. С. Козлова.

2. Текст рассказа С. С. Козлова “Человек друга”.

3. Выставка книг о животных “Друг человека”.

4. Словари:

  • С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова. “Толковый словарь русского языка”
  • Э. Е. Александрова. Словарь синонимов русского языка

5. Репродукция картины В. М. Васнецова “Витязь на распутье”

6. Аудиозапись песни “Дорогою добра”стихи Ю. Энтина, музыка М. Минкова.

Оформление доски: Портрет С. С. Козлова, иллюстрации к рассказу, опорный конспект.

На перемене перед уроком звучит песня “Дорогою добра”(стихи Ю. Энтина, музыка М. Минкова).

Ход урока

1. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала урока.

Учитель:

Как часто, идя по дороге жизни, человек оказывается в положении витязя на распутье (демонстрируется слайд В. М. Васнецов “Витязь на распутье”) он встает перед выбором, какой идти дорогой. Представим себя на место древнерусского витязя, сегодня перед нами лежит камень, на котором написано:

– налево – дорога сомнений;

– направо – дорога соблазнов;

– прямо – дорога добра.

Если бы вы, ребята, оказались на месте этого древнерусского витязя, по какой дороге бы вы отправились в путь?

(Ответы и рассуждения учащихся.)

Учитель:

– Вы, ребята, обратили внимание на песню, которая звучала в классе до начала урока?

– Может быть, кто-нибудь вспомнит, в каком кинофильме она прозвучала впервые (песня “Дорога добра”стихи Ю. Энтина, музыка М. Минкова впервые прозвучала в телевизионном фильме – сказке “Маленький Мук”).

(Записывается тема урока)

Учитель:

С содержанием рассказа Сергея Сергеевича Козлова мы познакомились на предыдущем уроке. А сегодня попробуем эпиграф урока выбрать самостоятельно. На столах лежат карточки, которые предлагают вам свою помощь. Из предложенных пословиц выберите ту, которая, как вы считаете, больше всего подходит к теме нашего урока. (Работа в группах)

Содержание карточки.

1. Без беды друга не узнаешь.

2. Друг познается в несчастье.

3. С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.

4. Друга ищи, а найдешь – береги.

(В тетради записывается эпиграф урока)

Учитель: сразу же после прочтения рассказа вам, ребята, было предложено выполнить два задания. Результаты опроса обобщены в таблице, посмотрите на экран.

(Все ребята поставили автору за рассказ высшую оценку “отлично”. )

А настроение после первого прочтения рассказа у Вас было у всех разное, посмотрите на цвета. На этом же уроке, ребята, вам было предложено нарисовать иллюстрацию к одной из сцен рассказа. Работы представлены на стенде. (Ребята комментируют свои работы, то есть объясняют, почему они выбрали именно этот эпизод рассказа для иллюстрации).

2. Постановка проблемы урока.

Одна из главных задач урока сегодня – еще раз внимательно вчитаться в рассказ, понять его идейно-художественное своеобразие и ответить на вопрос: “Кто, а главное, какой он – Человек друга?”Учащиеся записывают в тетради проблему урока: “Кто и какой он – Человек друга?”

Используют символ ?

3. Аналитическая беседа.

Пес и жители поселка.

– Вспомните, где происходят события в рассказе?

(События происходят в одном поселке)

– Назовите действующих лиц рассказа.

(Жители поселка Пес малыш
пьяный охотник
мужики на пилораме
дети
старушки
детишки
Иван Васильевич)

– Как автор называет Ивана Васильевича?

(Автор называет Ивана Васильевича “вечно пьяный забулдыга”)

Словарная работа. Объясняется значение слова “забулдыга”.

– А кто же главный герой рассказа?

(Главный герой рассказа – собака по имени Пес)

– Почему этого пса все так и называли Пес?

(Пса так все называли потому, что он был бездомный. )

– Что мы еще знаем об этой бездомной собаке?

(Он имеет собачью инвалидность)

– Как Пес стал инвалидом, которая вызывала с одной стороны жалость, а с другой – отталкивала?

(“Глаз он потерял благодаря заряду дроби, выпущенному пьяным охотником шутки ради, дабы отогнать любопытного пса от добычи. Половину правой передней лапы он потерял уже из-за своей односторонней слепоты: убегал от разозлившихся мужиков на пилораме и неудачно прыгнул через циркулярку”)

Словарная работа. Объясняется слова “циркулярка”.

– Как местные жители поселка относились к собаке?

(“Его либо жалели, либо гнали. Жалели в основном дети, приносившие ему съестное из дома, но они же бывали необычайно жестокими”)

– Почему одни и те же дети могли пожалеть собаку-инвалида и то же время жестоко издеваться над ней?

– Как могло случиться, что дети поселка не видят, не чувствуют боли и страданий самого верного помощника человека – собаки по имени Пес?

– Какую характеристику автор дает жителям поселка?

(“Если б в поселке нашелся хоть кто-нибудь читавший когда-либо Гюго. . . Но местные жители большей частью читали только телевизионные программы и объявления на заборах.

. . . сновавшему же мимо народу некогда было вглядываться в зеленую глубину собачьего глаза, хорошо хоть находились сердобольные старушки и детишки, которые приносили калеке поесть и изредка, явно превозмогая отвращение к его уродству, несмело ласкали его. . . ”)

Работа в тетрадях, составление таблицы.

Тема: “Сравнительная характеристика героев рассказа”.

(Два столбика таблицы: первый – Жители поселка; второй – Пес).

Задание. Выберите одну, на Ваш взгляд, главную черту, присущую жителям поселка.

На доске: жестокие, жалостливые, сердобольные, безразличные, равнодушные.

(Учитель обращает внимание на одну из иллюстраций учащихся. )

Учитель: большое здание магазина, много людей на рисунке, но они маленького роста. Каждый из них занят своим делом, они суетятся, бегут каждый по своим делам. У крыльца сельмага совсем маленький Пес, который вынужден ежедневно побираться. Никто из людей не замечает бездомную собаку.

– Как автор характеризует Пса?

Словарная работа. Объяснение значения слова “созерцатель”

(Работа в тетради. Учащиеся продолжают работу с таблицей. Заполняют материалы во второй столбик)

Словарная работа. Объяснение значения слова философ.

Вывод. Можем ли мы сказать, что Пес с полным правом носит высокое звание – друг человека и почему?

Если небо было затянуто низкими серыми тучами, он “. . . хромал в свое логово на теплотрассе. . . , чтобы не мешал спать праведным труженикам. . . ”

Звучит песенка “Человек собаке друг”, которая сопровождается слайдами с фотографиями собак разных пород.

Человеку Пес наш друг
Это знают все вокруг
Понятно всем как дважды два
Нет добрее существа

Лапу первым подает,
Волю нервам не дает.
Еще никто не замечал,
Чтобы хоть раз он зарычал.

Он не лает, не кусается,
На прохожих не бросается
И на кошек ноль внимания –
Вот это воспитание.

Учитель:

И может быть, черная полоса в собачьей жизни Пса так бы и продолжалась, если бы. . .

Художественное чтение отрывка учителем на фоне музыки.

“. . . Если б в один из бесконечных и одинаковых дней, которые отличались только разницей температур и влажностью, от чего обрубок лапы болел либо больше, либо меньше, если б в один из таких вынужденно и грустно проживаемых дней к нему не подошел странный малыш. На вид ему было лет пять, но взгляд его был много умнее, чем у некоторых взрослых. Вместо левой руки из-под клетчатой безрукавки торчала ужасающая своим малиновым окончанием культя. Чуть ниже локтя. . . Пса даже передернуло, он увидел вдруг боль, которая показалась ему больше собственной…”

Учитель:

– Что же мы знаем об этом странном мальчике?

(Мальчик инвалид, ему 5 лет).

– Я считаю, что это была не первая встреча мальчика и Пса. Согласны ли Вы с моим мнением, если да, то почему?

(Цитата “Я видел, что тебя обижают. . . ”)

Учитель:

– Как Вы считаете, отличается ли мальчик от жителей поселка?

– Какую истину мальчик вынес, выстрадал и чему он готов научить своего нового друга?

(“. . . уметь радоваться жизни и никогда не сдаваться. . . ”)

(Учитель вновь обращаемся к тексту рассказа)

Художественное чтение отрывка из рассказа.

“. . . Потом они, разговаривая, неспешно шли домой к мальчику. Навстречу им попался вечно хмельной Иван Васильевич. Увидев одноруко мальчика с трехногой собакой, он остановился, долго силился что-то сказать и, когда они уже прошли мимо, просил у пустоты:

– Вот он, значит, какой человек друга?”

Учитель:

Когда-то тот же забулдыга Иван Васильевич, встречая на улицах поселка собаку-инвалида, спрашивал: “Сидишь тут, умничаешь, кто же тебя, горемыку, оставил мучиться на этом свете? Вот ты – друг человека, где же твой человек?”

– Так кто же для горемыки-пса стал человеком?

(Человеком для горемыки-пса стал пятилетний малыш)

– Какой художественный прием использует автор в названии рассказа?

(В названии рассказа автор использует инверсию)

– В чем особенность использованного С. С. Козловым художественного приема?

(От перестановки слов в словосочетании меняется смысл. Друг человека – Пес Человек друга – малыш).

(Учитель обращает внимание на выставку книг о собаках “Друг человека”)

Учитель:

Но Иван Васильевич смог понять и то, какой он – человек друга. У вас на столах лист, в котором перечислены черты, характеризующие малыша. Прочитайте, выберите и назовите, на ваш взгляд, одну главную черту характера малыша.

(Работа в группах)

Содержание карточки: отзывчивый, внимательный, умеющий сопереживать, умеющий сострадать, умеющий сочувствовать, жалостливый, сердобольный, милосердный.

Словарная работа. Объяснение значения слова милосердный.

Учитель:

Вот и наступила первая ночь, когда друг человека и человек друга проведут вместе. Как вы думаете, о чем будут размышлять, мечтать, молчать, глядя этой ночью на звезды, Пес и мальчик? (Ответы детей. )

Учитель:

В 5-м классе ребята к прочитанным на уроке произведениям учатся составлять опорные схемы-конспекты. Они разные.

(Учащийся комментирует свою работу. )

Вывод

Так какой же главный закон человеческой жизни понял пятилетний малыш и обязательно научит своего нового друга?

(“Уметь радоваться жизни и никогда не сдаваться”. )

Запишем в тетради эту фразу, она может стать девизом в жизни многих людей. Работа в тетради (запись фразы “уметь радоваться жизни и никогда не сдаваться”. )

Учитель:

Вспомните, а кто еще из известных вам героев литературных произведений в своей жизни, в своих поступках руководствовался девизом: “уметь радоваться жизни и никогда не сдаваться”? Рядом с нами по воображаемой Дороге Добра, которую мы выбрали в самом начале урок, с сегодняшнего дня, мы думаем, пойдут еще двое – собака по имени Пес и его друг – пятилетний малыш, который, найдя друга, обязательно будет беречь его.

Вглядитесь, ребята, в эти милые мордашки. Маленьким и беззащитным приходит на свет щенок, но он уже имеет право носить гордое звание – друг человека. Так пусть же каждый из вас, ребята, вырастет настоящим Человеком по отношению к “братьям нашим меньшим, по отношению друг к другу, по отношению к окружающему миру. А сейчас, ребята, я прошу Вас еще раз ответить на вопрос, который вам был задан сразу же после прочтения рассказа: “Напишите, пожалуйста, какому цвету соответствует ваше настроение, сейчас?”

Учащиеся на листочках бумаги пишут ответ на заданный вопрос.

Звучат стихи Юрия Энтина “Дорогою добра”.

Учащиеся читают стихотворение.

Спроси у жизни строгой:
“Какой идти дорогой, куда по свету белому
Отправиться с утра?”
Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра!
Забудь свои заботы, падения и взлеты,
Не хнычь, когда судьба
Ведет себя не как сестра.
Но, если с другом худо,
Не уповай на чудо
Спеши к нему, всегда иди
Дорогою добра!
Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов!
Не забывай, что эта жизнь –
Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.

Домашнее задание (по выбору учащихся)

1. Написать продолжение рассказа.

2. Написать ответ на вопрос: “Отчего так мало добра в жизни?”