Цели:
- познакомить с произведением А.С. Пушкина “Вот север, тучи нагоняя...”,
- продолжать работу над формированием навыка беглого чтения (правильного, выразительного, осознанного),
- расширять читательский кругозор,
- учить сравнивать, доказывать, рассуждать, пользуясь схемой,
- развивать способность внимательного отношения к языку, художественным произведениям,
- развивать воображение, речь, фантазию,
- воспитывать чуткое отношение к красоте русской природы.
Оборудование:
- портрет А.С. Пушкина,
- детские рисунки на тему “Зима”,
- репродукция картин И.Шишкина “Зима”,
- И.Э. Грабаря “Зимний пейзаж”,
- схемы-опоры у каждого ученика на парте,
- на доске записаны эпиграфы к уроку,
- П.И. Чайковский “Времена года. Ноябрь”,
- веточки деревьев, покрытые “инеем” на каждой парте в вазочке, сделанные учениками на уроке труда.
Ход урока
1. Организационный момент. Введение в тему.
Сегодня у нас необычный урок поэзии. Поэзия – это мир чувств и настроений. Чтобы нам лучше это понять и почувствовать, мы постарались создать такую особую зимнюю атмосферу. На нашем уроке будут звучать стихи, музыка. И картины русских художников тоже помогут нам воссоздать образы зимней природы. Итак, начинаем наш урок веселой зимней песней В.Ренева “Белая дорожка”, которая отправит нас на встречу с Зимой. (Дети поют первый куплет и припев.)
Много эпитетов у Зимы: Зима-красавица, Зимушка снежная, Зима морозная, Зима лютая. Мы же на нашем уроке посмотрим на Зиму с другой стороны. Снежным вихрем мчится к нам... (ученики читают хором название темы – “Чародейка Зима”).
Такой эпитет придумал один русский поэт. Прочитайте строки из стихотворений. Кому принадлежит этот эпитет?
На доске: “Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна...” (С.А. Есенин)
“Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит...” (Ф.И. Тютчев)“...И вот сама
Идет волшебница зима” (А.С. Пушкин)
- Как другие поэты называют Зиму?
- Что можно сказать об этих словах? (Синонимы)
- Какое общее значение они имеют? (Преображают мир)
2. Определение задач урока.
Давайте определим задачи урока (учиться выразительному чтению, познакомиться со стихотворением А.С. Пушкина, учиться оценивать друг друга, читать стихи о Зиме других поэтов, рассуждать).
Зима, действительно, преображает, околдовывает мир, это единственное время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской, но сколькими ее оттенками! Можно по-разному увидеть и услышать зиму. В этом нам помогут произведения мастеров слова, музыки, кисти. Они написаны в разное время. Каждый из авторов по-своему увидел и описал зимнюю природу и в то же время в этих произведениях есть что-то общее. Мы сегодня будем находить это общее, сравнивать, анализировать, рассуждать.
3. Работа над стихотворением А. С. Пушкина.
Первичное чтение стихотворения учителем наизусть.
Послушайте стихотворение А.С. Пушкина “Вот север, тучи нагоняя...” Во время моего чтения будет звучать музыка П.И. Чайковского из цикла “Времена года”. А картины известных художников помогут вам представить образы Зимы (чтение стихотворения).
Какие картины Зимы вы представили себе? Как вам музыка помогла представить Зиму? Какая из картин созвучна стихотворению? Почему?
Словарная работа.
– В стихотворении встречаются слова брега, клоки, пелена, проказы. Как вы понимаете их значение? (Ученики пытаются объяснить значение слов. Учитель дает объяснение по словарю Ожегова.)
Самостоятельное чтение уч-ся.
Прочитайте стихотворение самостоятельно.
– Как поэт относится к Зиме? Какие чувства он выражает? Свои ответы вы можете подтвердить строками из текста.
Работа над художественными средствами.
– Какие художественные средства использует автор в стихотворении? (Олицетворение.)
– Найдите олицетворение в тексте (север дохнул, завыл; зима идет, пришла, рассыпалась, повисла, легла).
– С какой целью поэт использует олицетворение? (Чтобы показать Зиму живой). Какие еще художественные средства есть в стихотворении? (Эпитеты). Прочитайте.
– Что значит пухлой пеленой? (Воздушная, пушистая.)
– Для чего поэт использует эпитеты? (Чтобы лучше представить предметы, образы.)
– А какие еще художественные средства помогают нам в этом? (Метафоры.)
– Назовите метафоры.
– Прочитайте последние 2 предложения. Что необычного в построении предложений вы заметили? (Порядок слов необычный, наоборот.)
Это тоже художественный прием, который использует автор. Называется он инверсия. Это важно для выразительности, созвучия, яркости звучания.
– Почему мороз блеснул? А как зима проказничает?
Вывод: используя художественные средства, Пушки передал свои чувства, настроение, нарисовал прекрасную зимнюю картину. Подготовка к выразительному чтению.
– Подготовьтесь к выразительному чтению, передавая чувства, настроение, выраженное в этом стихотворении. Расставьте логическое ударение, интонацию.
Выразительное чтение стихотворения.
Ученики читают стихотворение на фоне музыки, дают оценку друг другу.
– Молодцы! Вы сумели разобраться в своих чувствах, в чувствах поэта. А как вы считаете, передал ли А.С. Пушкин в стихотворении волшебство Зимы?
Работа со схемами.
– Пользуясь схемой, попробуем это доказать (2–3 ученика рассуждают, опираясь на схему).
4. Работа со стихотворениями, которые дети приготовили дома.
– Каждый из вас подготовил стихотворение о зиме, которое вы выбирали сами и сделали к нему рисунок. Прочитайте стихотворение выразительно, обращаясь к рисунку, и, пользуясь схемой, докажите, что Зима – Чародейка.
Обобщение.
– Можно ли сказать, что в произведениях других поэтов Зима – Чародейка?
5. Итог урока.
– Вот и подошел к концу наш урок, какое впечатление у вас осталось? Что вам очень понравилось? Хотели бы вы продолжить этот урок? как бы вы оценили свою работу на уроке? А работу учителя? Спасибо за урок, дети.