Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
- Развить умение анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы. Развить навыки беглого, осознанного, выразительного чтения.
- Развивать творческое воображение, выявлять нравственную позицию ребёнка в его отношении с животными.
- Формировать способность формулировать нравственные суждения.
- Воспитывать сочувствие, доброту, отзывчивость к четвероногим друзьям, стремление совершать добрые дела.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Мобилизующий этап.
Урок литературного чтения.
Учитель: Сегодня мы познакомимся с неизвестным для нас автором и его произведением.
Прочитайте фамилии авторов.
Дети: Пришвин, Толстой, Кургузов, Драгунский, Ушинский.
Р | Пришвин | 1954 | 1873 |
У | Толстой | 1910 | 1828 |
В | Кургузов | 1962 | |
О | Драгунский | 1972 | 1913 |
Д | Ушинский | 1910 | 1824 |
III. Формулирование темы и цели урока учащимися.
Учитель: Расположите карточки с фамилиями на ленте времени, учитывая год рождения писателя, и вы узнаете фамилию автора, с произведением которого мы будем работать на уроке.
Учитель: Вы правильно определили. Сформулируйте I часть темы урока.
Дети: Произведение В.Л. Дурова.
Учитель: А теперь узнаем название произведения, с которым мы сегодня познакомимся. Рассмотрите картинки. Назовите животных, которые изображены на них.
Дети: Носорог, акула, шимпанзе, аист, жираф, утка, черепаха, крокодил, антилопа.
Учитель: Подумайте, что надо сделать с названиями этих животных?
Дети: Нужно прочитать названия произведения по первым буквами названия животных.
Учитель: Правильно. Что получилось?
Дети: Получилось «Наша Жучка».
Учитель: Сформулируйте тему нашего урока полностью.
Дети: Тема урока В.Л. Дуров и его произведение «Наша Жучка».
Дети: Познакомиться с творчеством В.Л. Дурова и его произведением «Наша Жучка».
Учиться читать произведение выразительно и отвечать на вопросы.
IV. Подготовительная работа. (Сообщение об авторе.)
Учитель: Приступим к работе над первой частью цели нашего урока.
Что вы знаете об авторе произведения, В.Л. Дурове?
Ребята, я буду рассказывать биографию автора по частям. Вы, внимательно слушая, составите план моего рассказа. Каждый пункт плана должен быть озаглавлен с помощью одного слова.
Дети работают с карточками.
План.
1 | |
2 | |
3 | |
4 |
Учитель:
- В.Л. Дуров – знаменитый русский дрессировщик и учёный. Он родился в Москве в 1863 году в дворянской семье. Его родители рано умерли.
- Его и брата Анатолия воспитывал крёстный. С детства Володю тянуло к животным, он мечтал о цирке. Но крёстный отдал Володю и его брата в военную гимназию. Там их учили маршировать, стрелять. Но гимназию они не закончили.
- Когда Володя подрос, он убежал из дома и поступил в балаган к циркачу Ринальдо. Он завёл себе собаку Бишку, гуся Сократа. Володя дрессировал их не побоями и палкой, а терпеливо приучал к себе. О дрессировке зверей позднее он написал книгу.
- В 1912 году в Москве он открыл уголок зверей, который позднее стал Театром зверей. Звери в театре показывали сказку «Терем-теремок», басни Крылова. Мыши представляли аттракцион «мышиная железная дорога». В спектаклях участвовали дрессированные медведи, морские львы, обезьяны, лисы, и другие животные.
Учитель: Итак, мы хорошо поработали, а сейчас давайте проверим какой план у вас получился.
Дети:
План.
1 | Семья |
2 | Учёба |
3 | Дрессировка |
4 | Театр |
Учитель: Хорошо. Молодцы.
V. Словарная работа.
В новом произведении вам встретится несколько новых или малознакомых слов. Рассмотрите внимательно запись на доске. Определите первое слово.
Надзиратель – лицо, которое занимается надзором над кем-нибудь (наблюдатель).
Жребий – условный предмет (монета, билет), вынимаемый из числа одинаковых предметов для разрешения спора.
Приговор – решение суда после слушания судебного дела.
- Зная, кто такой В.Л. Дуров, название его произведения и трудные слова из текста, попытайтесь определить, о чём в нём пойдёт речь.
- Давайте проверим, насколько правильны ваши мысли. Послушайте внимательно произведение «Наша Жучка» В.Л. Дурова.
VI. Первичное восприятие.
Учитель читает рассказ. Книги открыты. Дети следят.
- Чьё предположение оказалось более точным?
VII. Проверка первичного восприятия
Учитель:
- Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения?
Дети: Чувства страха и тревоги за Жучку.
- К какому жанру относится это произведение?
- Назовите его признаки.
Дети: Это рассказ, так как признаки рассказа:
- Повествовательность.
- Небольшой объём.
- Небольшое количество героев.
- Описание одного сюжета.
Учитель: Молодцы. Вы правы.
Анализ произведения
Учитель: Что вы узнали об учащихся военной гимназии?
Дети: Их учили стрелять, маршировать, отдавать честь, брать на караул.
Учитель: поясняет значение некоторых слов.
Отдавать честь – приветствовать, прикладывая руку к головному убору.
Брать на караул – отдать честь ружейным приёмом.
Плац – площадь для военных парадов, строевых занятий.
Самосуд – самочинная расправа над кем-нибудь без ведома суда, властей.
Учитель: После какого события надзиратель изменил отношение к любимой собаке гимназистов и в чём это проявилось?
Дети: Надзиратель изменил отношение к собаке после того, как завёл себе свою собаку. Это проявилось в негуманном отношении к собаке. Он её жестоко бил, мучил, плеснул кипятком.
Учитель: Что задумали ребята? С какой целью?
Дети: Ребята задумали отомстить надзирателю, чтобы его проучить, чтобы он так больше не делал.
Учитель: Правильно ли поступили гимназисты, решив казнить собаку надзирателя?
Дети: Неправильно, так как собака надзирателя ни в чём не виновата, дети не имели права учинять самосуд никому, ни собаке, ни надзирателю.
Учитель: Вы правы. Любое проявление жестокости нельзя считать правильным поступком.
Учитель: Как вы оцениваете действие палача?
Дети: Володя поступил неправильно. Нельзя быть жестоким.
Давайте зачитаем этот отрывок в тексте.
Дети: «…Я накинул Жучке на шею верёвку… Убитая собачка осталась там…»
Учитель: Какие качества Володи взяли верх?
Дети: В нём боролись жалость и то, что он должен это сделать, но Володя всё равно совершил казнь.
Учитель: Когда в человеке борются противоречивые чувства, то предпочтение следует отдавать гуманным чувствам, которые помогают в проявлении любви, а не жестокости.
Учитель: Как вы считаете, почему собака не проявила чувства озлобленности?
Дети: Она ничего не поняла, восприняла всё, как игру.
Учитель: Как этот случай повлиял на дальнейшую жизнь Володи?
Дети: Володя понял, что нужно быть гуманным по отношению к животным. Он решил посвятить свою жизнь дрессировке животных только с помощью любви и ласки.
Вывод: Нужно правильно оценить свой поступок и, учась на своих ошибках, строить дальнейшую жизнь правильно. Человек переосмысливает свои действия, и последующую жизнь построит правильно.
VIII. Обобщение по произведению.
Учитель: Какова идея этого произведения?
Что хотел сказать автор этим произведением?
Дети:
- Быть жестоким нельзя, это плохо.
- Когда в человеке борются противоречивые чувства, то предпочтение следует отдавать гуманным чувствам, которые помогают в проявлении любви, а не жестокости.
- Учись на ошибках и строй дальнейшую жизнь правильно!
IX. Творческая работа.
Учитель:
– Ребята, давайте проследим, как менялись чувства мальчика на протяжении всего рассказа и отразим эти чувства с помощью кружков разного цвета.
– Выбирая кружок, постарайтесь прокомментировать выбранный вами цвет.
Учитель: Проверим. Молодцы.
С каким произведением, какого автора мы сегодня познакомились?
Дети: Мы сегодня познакомились с произведением В.Л. Дурова «Наша Жучка».
X. Домашнее задание.
Подготовьте рассказ о В.Л. Дурове по плану, прочитайте рассказ «Наша Жучка», подготовьте рассказ-характеристику главного действующего лица.