Урок литературного чтения по теме "В.Л. Дуров и его произведение "Наша Жучка", 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

  • Развить умение анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы. Развить навыки беглого, осознанного, выразительного чтения.
  • Развивать творческое воображение, выявлять нравственную позицию ребёнка в его отношении с животными.
  • Формировать способность формулировать нравственные суждения.
  • Воспитывать сочувствие, доброту, отзывчивость к четвероногим друзьям, стремление совершать добрые дела.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Мобилизующий этап.

Урок литературного чтения.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с неизвестным для нас автором и его произведением.

Прочитайте фамилии авторов.

Дети: Пришвин, Толстой, Кургузов, Драгунский, Ушинский.

Р Пришвин 1954 1873
У Толстой 1910 1828
В Кургузов   1962
О Драгунский 1972 1913
Д Ушинский 1910 1824

III. Формулирование темы и цели урока учащимися.

Учитель: Расположите карточки с фамилиями на ленте времени, учитывая год рождения писателя, и вы узнаете фамилию автора, с произведением которого мы будем работать на уроке.

Учитель: Вы правильно определили. Сформулируйте I часть темы урока.

Дети: Произведение В.Л. Дурова.

Учитель: А теперь узнаем название произведения, с которым мы сегодня познакомимся. Рассмотрите картинки. Назовите животных, которые изображены на них.

Дети: Носорог, акула, шимпанзе, аист, жираф, утка, черепаха, крокодил, антилопа.

Учитель: Подумайте, что надо сделать с названиями этих животных?

Дети: Нужно прочитать названия произведения по первым буквами названия животных.

Учитель: Правильно. Что получилось?

Дети: Получилось «Наша Жучка».

Учитель: Сформулируйте тему нашего урока полностью.

Дети: Тема урока В.Л. Дуров и его произведение «Наша Жучка».

Дети: Познакомиться с творчеством В.Л. Дурова и его произведением «Наша Жучка».

Учиться читать произведение выразительно и отвечать на вопросы.

IV. Подготовительная работа. (Сообщение об авторе.)

Учитель: Приступим к работе над первой частью цели нашего урока.

Что вы знаете об авторе произведения, В.Л. Дурове?

Ребята, я буду рассказывать биографию автора по частям. Вы, внимательно слушая, составите план моего рассказа. Каждый пункт плана должен быть озаглавлен с помощью одного слова.

Дети работают с карточками.

План.

1  
2  
3  
4  

Учитель:

  1. В.Л. Дуров – знаменитый русский дрессировщик и учёный. Он родился в Москве в 1863 году в дворянской семье. Его родители рано умерли.
  2. Его и брата Анатолия воспитывал крёстный. С детства Володю тянуло к животным, он мечтал о цирке. Но крёстный отдал Володю и его брата в военную гимназию. Там их учили маршировать, стрелять. Но гимназию они не закончили.
  3. Когда Володя подрос, он убежал из дома и поступил в балаган к циркачу Ринальдо. Он завёл себе собаку Бишку, гуся Сократа. Володя дрессировал их не побоями и палкой, а терпеливо приучал к себе. О дрессировке зверей позднее он написал книгу.
  4. В 1912 году в Москве он открыл уголок зверей, который позднее стал Театром зверей. Звери в театре показывали сказку «Терем-теремок», басни Крылова. Мыши представляли аттракцион «мышиная железная дорога». В спектаклях участвовали дрессированные медведи, морские львы, обезьяны, лисы, и другие животные.

Учитель: Итак, мы хорошо поработали, а сейчас давайте проверим какой план у вас получился.

Дети:

План.

1 Семья
2 Учёба
3 Дрессировка
4 Театр

Учитель: Хорошо. Молодцы.

V. Словарная работа.

В новом произведении вам встретится несколько новых или малознакомых слов. Рассмотрите внимательно запись на доске. Определите первое слово.

Надзиратель – лицо, которое занимается надзором над кем-нибудь (наблюдатель).

Жребий – условный предмет (монета, билет), вынимаемый из числа одинаковых предметов для разрешения спора.

Приговор – решение суда после слушания судебного дела.

  • Зная, кто такой В.Л. Дуров, название его произведения и трудные слова из текста, попытайтесь определить, о чём в нём пойдёт речь.
  • Давайте проверим, насколько правильны ваши мысли. Послушайте внимательно произведение «Наша Жучка» В.Л. Дурова.

VI. Первичное восприятие.

Учитель читает рассказ. Книги открыты. Дети следят.

  • Чьё предположение оказалось более точным?

VII. Проверка первичного восприятия

Учитель:

  • Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения?

Дети: Чувства страха и тревоги за Жучку.

  • К какому жанру относится это произведение?
  • Назовите его признаки.

Дети: Это рассказ, так как признаки рассказа:

  • Повествовательность.
  • Небольшой объём.
  • Небольшое количество героев.
  • Описание одного сюжета.

Учитель: Молодцы. Вы правы.

Анализ произведения

Учитель: Что вы узнали об учащихся военной гимназии?

Дети: Их учили стрелять, маршировать, отдавать честь, брать на караул.

Учитель: поясняет значение некоторых слов.

Отдавать честь – приветствовать, прикладывая руку к головному убору.

Брать на караул – отдать честь ружейным приёмом.

Плац – площадь для военных парадов, строевых занятий.

Самосуд – самочинная расправа над кем-нибудь без ведома суда, властей.

Учитель: После какого события надзиратель изменил отношение к любимой собаке гимназистов и в чём это проявилось?

Дети: Надзиратель изменил отношение к собаке после того, как завёл себе свою собаку. Это проявилось в негуманном отношении к собаке. Он её жестоко бил, мучил, плеснул кипятком.

Учитель: Что задумали ребята? С какой целью?

Дети: Ребята задумали отомстить надзирателю, чтобы его проучить, чтобы он так больше не делал.

Учитель: Правильно ли поступили гимназисты, решив казнить собаку надзирателя?

Дети: Неправильно, так как собака надзирателя ни в чём не виновата, дети не имели права учинять самосуд никому, ни собаке, ни надзирателю.

Учитель: Вы правы. Любое проявление жестокости нельзя считать правильным поступком.

Учитель: Как вы оцениваете действие палача?

Дети: Володя поступил неправильно. Нельзя  быть жестоким.

Давайте зачитаем этот отрывок в тексте.

Дети: «…Я накинул Жучке на шею верёвку… Убитая собачка осталась там…»

Учитель: Какие качества Володи взяли верх?

Дети: В нём боролись жалость и то, что он должен это сделать, но Володя всё равно совершил казнь.

Учитель: Когда в человеке борются противоречивые чувства, то предпочтение следует отдавать гуманным чувствам, которые помогают в проявлении любви, а не жестокости.

Учитель: Как вы считаете, почему собака не проявила чувства озлобленности?

Дети: Она ничего не поняла, восприняла всё, как игру.

Учитель: Как этот случай повлиял на дальнейшую жизнь Володи?

Дети: Володя понял, что нужно быть гуманным по отношению к животным. Он решил посвятить свою жизнь дрессировке животных только с помощью любви и ласки.

Вывод: Нужно правильно оценить свой поступок и, учась на своих ошибках, строить дальнейшую жизнь правильно. Человек переосмысливает свои действия, и последующую жизнь построит правильно.

VIII. Обобщение по произведению.

Учитель: Какова идея этого произведения?

Что хотел сказать автор этим произведением?

Дети:

  • Быть жестоким нельзя, это плохо.
  • Когда в человеке борются противоречивые чувства, то предпочтение следует отдавать гуманным чувствам, которые помогают в проявлении любви, а не жестокости.
  • Учись на ошибках и строй дальнейшую жизнь правильно!

IX. Творческая работа.

Учитель:

– Ребята, давайте проследим, как менялись чувства мальчика на протяжении всего рассказа и отразим эти чувства с помощью кружков разного цвета.

– Выбирая кружок, постарайтесь прокомментировать выбранный вами цвет.

Учитель: Проверим. Молодцы.

С каким произведением, какого автора мы сегодня познакомились?

Дети: Мы сегодня познакомились с произведением В.Л. Дурова «Наша Жучка».

X.  Домашнее задание.

Подготовьте рассказ о В.Л. Дурове по плану, прочитайте рассказ «Наша Жучка», подготовьте рассказ-характеристику главного действующего лица.

Приложение.