Цели:
- Через внимательное прочтение афоризма, принадлежащего Сократу, выйти на понимание ценности таких человеческих качеств, как: доброта, отзывчивость, дружелюбие, забота и так далее, которые проявляются в отношениях с другими людьми.
- Помочь учащимся в самораскрытии.
- Совершенствовать навыки общения.
Классный час – диалог с детьми, работа в группах. (5 класс)
Материалы:
Раздаточный материал (рисунок 1).
Конверт для писем учеников.
Оборудование:
Мультимедиа проектор для проецирования высказываний Ф. Достоевского, В. Белинского, Рубинштейна, В. Маяковского, Ю. Визбора, М. Горького.
Ход классного часа
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Вниманье умных ваших глаз.
Сегодняшний классный час посвящен философской теме. Кто такие философы? Что такое философия? Как вы понимаете? (Ответы детей.)
Действительно, философия – это любовь к мудрствованию. Так звучит перевод этого слова.
Философы искали и находили ответы на очень разные вопросы. Сегодня мы тоже попробуем с вами быть философами. Хотите?
А знаете ли вы кто такой Сократ? (Ответы детей.)
2,5 тысячи лет назад в Греции жил один очень интересный философ по имени Сократ. Сократ был очень умным, но никогда никого не поучал. При этом в разговоре с человеком, он задавал вопросы таким образом, что собеседник сам приходил к какому-то очень важному выводу. Книг Сократ не писал, но благодаря его ученикам, до нас дошли многие мысли известного философа. Вот одна из них: «В каждом человеке солнце, только дай ему светить». (Слайд 1)
Это и есть тема нашего классного часа.
Прежде, чем мы начнем рассуждать о смысле сказанных Сократом слов, я бы хотела, чтобы вы поработали в группах и написали на листах свои ассоциации к слову «солнце». Это могут быть слова, которые напоминают вам о солнце, как-то связанные с солнцем. Слова могут быть существительными, прилагательными, глаголами, наречиями. На эту работу вам дается 2 минуты. (Весна, тепло, светить, согревать, растения, свет, закат, жизнь.) (Дети зачитывают свои ответы.)
Если собрать все ваши слова-ассоциации и внимательно прочитать их, становится понятно, что благодаря солнцу живет все живое на Земле, живет наша планета. Все это так.
Но сегодня я хочу прочитать вам несколько высказываний известных людей (писателей, музыкантов, поэтов) и вы увидите, что, говоря о солнце, они ставят в один ряд с этим словом что-то другое, чем жизнь растений. А что? Вам предстоит ответить на этот вопрос.
«Стань солнцем, и всяк тебя увидит».
Ф. Достоевский (Слайд 2)
«Пушкин – солнце русской поэзии».
В. Белинский (Слайд 3)
«Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе – Моцарт».
Рубинштейн (Слайд 4)
«Светить всегда, светить везде…»
В. Маяковский (Слайд 5)
«Милая моя, солнышко лесное,
Где, в каких краях встретишься со мною?»
Ю. Визбор (Слайд 6)
О каком солнце эти слова? (Дети: «о человеке».)
Давайте вернемся к словам Сократа. О каком солнце в человеке говорит Сократ? Как может человек дарить окружающим тепло и свет? Давайте попытаемся изобразить солнце с лучами, где каждый лучик будет каким-то человеческим качеством, которое действительно может согреть другого человека. (Работа в группах 5 минут. Дети зачитывают свои ответы, и листы прикрепляют к доске. Учитель обобщает ответы учеников.)
Хотели бы вы, чтобы вас окружали такие люди: заботливые, добрые, отзывчивые, умеющие прощать ваши ошибки? Что для этого нужно? Что нужно для того, чтобы вас окружали такие люди? (Ответы учеников.)
Знаете ли вы такое выражение: «Как аукнется, так и откликнется». Как вы его понимаете?
Послушайте, что писал М. Горький в письме своему сыну: «Если бы ты всегда и везде оставлял для людей только хорошее: цветы, мысли, славные воспоминания о себе, – легка и приятна была бы твоя жизнь». (Слайд 7)
В каждом из вас есть те качества, которые могут обогреть другого, сделать его чуточку счастливее, чем он был. Для этого нужно только посмотреть на человека добрыми глазами и обязательно увидеть в нем что-то хорошее. А еще лучше сказать ему об этом. Давайте попробуем это сделать сейчас. Один из вас сядет к нам спиной, а мы по очереди будем подходить к нему и говорить что-нибудь хорошее о нем, но только шепотом, чтобы он не догадался, кто говорит. (5–6 человек.)
«Что ты почувствовал? Приятно тебе было? Ребята сказали что-то такое, чего ты о себе не знал?»
Сейчас мы составим синквейн:
- Записать одно существительное (мероприятие).
- Записать два прилагательных (описание классного часа).
- Записать три глагола (характер действия на этом классном часе, что делали).
- Из четырех слов написать фразу – личное отношение ребенка к мероприятию.
- Одно слово – суть предмета.
Дети зачитывают синквейны.
Я думаю, в нашем классе живет 25 таких теплых солнышек, которые умеют приносить радость друг другу, родителям, учителям. Сейчас напишите на цветных листочках добрые слова, кому вы хотите: однокласснику, любимому учителю, родителям. При выходе из класса по окончании классного часа положите эти листочки в кармашек, который прикреплен к доске.
Спасибо вам за урок! Сегодня вы дали мне возможность почувствовать себя Сократом, потому что вывод, который вы сделали, действительно очень важен: в каждом человеке есть хорошие качества и не надо бояться их показывать, потому что другим людям очень приятно, когда мы заботливы, отзывчивы, дружелюбны.
И еще очень важный вывод: когда ты заботлив, умеешь прощать и видеть в человеке хорошее, люди вокруг становятся такими же.
Желаю, чтобы вас всегда окружали добрые люди, а что для этого нужно? Теперь и вы сами знаете.
Дарю детям календари. (Слайд 8)
До свидания!