Урок истории в 4-м классе (КРО). Тема: "Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение"

Разделы: Начальная школа


Цели: на основе эвристической беседы, исследования карт, схем, материала учебника с последующим анализом и рассуждением подвести учащихся к следующим выводам:

  • роль Отечественной войны 1812 года и историческое значение Бородинской битвы;
  • определить характер войны как справедливой войны народа за свободу и независимость;
  • итоги и значение Отечественной войны 1812 года.

Ход урока.

1. Организационный момент.

3. Актуализация знаний, постановка темы и целей урока.

Что такое война? Какие войны мы проходили? Их итоги.

А сегодня мы начинаем изучать ещё одну, которая называется «Отечественная». Что означает это слово?

О чём пойдет речь сегодня на уроке? Прочитайте тему и план на доске и поставьте перед собой цели.

(На доске:
Отечественная война 1812 года.

  • Поход Наполеона в Россию.
  • Бородинская битва.
  • Совет в Филях.
  • Итоги и характер войны.) - учащиеся ставят цели.

Сегодня на уроке мы должны ответить на вопрос: «Была ли Бородинская битва решающей в Отечественной войне 1812 г.?» Можем ли сейчас ответить на этот вопрос? Почему?

4. Работа над новым материалом.

Кто такой Наполеон Бонапарт? А кто такой Михаил Кутузов? Что вы о них знаете? (Сообщения учащихся.)

Назовите известное сражение русских и французов.

Работаем по плану.

Зачем Наполеон пришёл в Россию?

В начале XIX века громадная армия императора Франции Наполеона завоевала почти всю Европу. «Я буду господином мира, -  заявил Наполеон, - остаётся одна Россия, но я раздавлю её!» И в 1812 году огромное французское войско вторглось в Россию.

Покажите на ленте времени эту дату.

Армия Наполеона продвигалась вглубь страны.

Рассмотрите карту в учебнике на с. 147. Возле какого города французы встретили сопротивление? (Под Смоленском). Около 20 тысяч убитых и раненых  французских солдат. Но Наполеон продолжал наступление.

Кто  в это время был главнокомандующим русской армии? Как воевала русская армия? (Всё время отступала.) Был ли народ доволен?

Кутузов решил дать захватчикам большое сражение. Оно разыгралось 7 сентября 1812 г. в 120 км от Москвы. Найдите на карте место сражения. Как оно называлось?

А теперь обратимся к схеме Бородинского сражения (с.145). Какая местность? Как вы думаете, почему Кутузов выбрал именно это место? (2 дороги, сближаясь, идут к Москве. Обороняться на этом поле было выгодно, потому что правая часть фронта прикрыта рекой Кольча).

Найдите ставку Наполеона и ставку Кутузова. (Учитель вывешивает на доску иллюстрации.)

Как располагались войска разных армий? (Портреты полководцев.) Какие были войска? оружие? (Иллюстрации книги М. Ю. Лермонтова «Бородино».)

Можно ли глядя на схему, сказать, кто одержал победу? Почему вы так думаете?

Ожесточённость, острота и напряженность этой битвы переданы в хорошо известном произведении. Кто автор? Найдите нужный отрывок и прочитайте. Какой накал борьбы?

Наполеону удалось прорвать оборону батареи Раевского. Фронт русской армии тоже был прорван. Багратион ранен. Побоище длилось 15 часов. Никто не хотел уступать. Наполеон не стал рисковать своей гвардией и приказал отвести войска.

Кутузов решил готовиться к контрнаступлению. Войска заняли новые позиции. О чем рассказывают цифры? (На доске.)

Перед Кутузовым встал вопрос: «Как продолжать сражение?» Русская армия потеряла 44 000 солдат, выбыли из строя 23 генерала. Для победы нужны новые тяжелые удары. Что делать? (Учащиеся предлагают.) Почему эта битва была решающей?

Кутузов решил собрать военный совет. В д. Фили в русской избе собрались лучшие военачальники.

Живая картинка (сценка)

Сцена «Совет в Филях»

Все участники рассаживаются по своим местам (в классе заранее подготовлен стол). В инсценировке принимают участие 8 человек, из 7 исполняют роли военачальников, 1 – очевидец событий, который стоит несколько поодаль от места основных событий.

Фельдмаршал М.И.Кутузов: «Баталия, 26 числа бывшая, была самая кровопролитнейшая из всех тех, которые в новейших временах известны. Место баталии нами одержано совершенно, и неприятель ретировался тогда в эту позицию, в которую пришел нас атаковать. Но чрезвычайная потеря, и с нашей стороны сделанная, принудила меня отступить по Московской дороге. Ранним утром 1 сентября под слабым давлением французского авангарда армия выступила из деревни Мамоновой к Москве и расположилась лагерем. На этом совете нам предстоит обсудить и решить лишь один вопрос: ожидать ли неприятеля в позиции или сдать оному столицу без сражения? Прошу членов совета высказать свои мнения».

Генерал Л.Л.Беннигсен: «Армия расположилась на позиции, выбранной мною как начальником штаба, для генерального сражения. Правый фланг армии – перед деревней Фили, центр – между селами Троицким и Волынским, левый фланг – перед селом Воробьевым. Арьергард находится при селении Сетунь. Эта позиция, на мой взгляд, непреоборимая. Я предлагаю дать сражение (выступающий показывает расположение по развернутой перед ним картой. Все присутствующие в классе ученики также работают с картой).

Генерал М.Б. Барклай-де-Толли: «При осмотре с Поклонной горы места, выбранного для сражения, я признал позицию неприемлемой. Позиция растянута подобно паутине. Конница обязана будет спокойно ожидать уничтожения. В случае неудачи вся армия будет уничтожена до последнего человека. Считаю невозможным держаться русской армии на позиции, выбранной Беннигсеном, и предлагаю отступать».

Генерал Д.С.Дохтуров: «Считаю выбранную позицию подходящей для сражения и настаиваю на нем».

Генерал М.Б.Барклай-де-Толли: «В случае неудачного исхода армия не сможет быстро отступить по узким улицам большого города».

Генерал К.Ф.Толь: «Местность крайне неблагоприятна для сражения. Труднопроходимые овраги и речка Карповка, находящиеся на позиции русской армии, разобщают войска. Я разделяю мнение генерала Барклая-де-Толли и предлагаю отступить с армией через Москву».

Генерал М.Б.Барклай-де-Толли: «Мы потеряем армию и не отстоим город. Необходимо отступить с армией через Москву по Владимирской дороге к Нижнему Новгороду. Волга кормит Россию».

Генерал К.Ф.Толь: «Следует сменить позицию под Москвой, чтобы в случае изменения обстоятельств отступить по Старой Калужской дороге».

Как вы думаете, какое решение принял Кутузов? Почему? Проверим свои выводы по учебнику на с. 147. Прочитаем.

Продолжение сценки. Заключительное слово Кутузова.

Фельдмаршал М.И.Кутузов: «Осмотр позиций, произведенный мною, позволяет говорить о ее неприемлемости. С потерей Москвы не потеряна еще Россия. Первой обязанностью считаю сберечь армию, сблизиться с теми войсками, которые идут к ней на подкрепление, и самым уступлением Москвы приготовить неизбежную гибель неприятелю. При уничтожении же армии не только Москва, но и вся Россия будет потеряна. Что касается направления, то мы должны помышлять теперь не о краях, продовольствующих Россию, но о тех, которые снабжают армию. Посему намерен, пройдя Москву, отступить по Рязанской дороге».

Генерал Л.Л.Беннигсен: «Итак, участь Москвы решена…»

Фельдмаршал М.И.Кутузов: «Что бы ни случилось, я принимаю на себя ответственность перед государем, Отечеством и армией».

Очевидец событий: «В скорбном молчании генералы разошлись. В течение всей ночи из комнаты М.И.Кутузова доносились глухие, старческие, сдержанные рыдания».

Учитель: В «Журнале военных действий» появился текст: «Сей день пребудет вечно незабвенным для России, ибо собранный совет у фельдмаршала Кутузова в деревне Фили решил пожертвовать Москвою, чтобы спасти армию».

(Можно сократить.)

Итак, русские отступили. Наполеон пришел в Москву. Почти все население ушло из города. Город горел. В сожженной Москве Наполеон ждал, что Кутузов попросит у него мира. Но шли дни, недели, а русские не появлялись. Французы решили покинуть город. Армия Наполеона начала отступать.

Смотрим схему изгнания. (с. 147)

Внезапные удары обрушивались на французскую армию.

5. Обобщение.

1. Сравните 2 иллюстрации. Кто из полководцев вам больше симпатичен? Почему?

Рисунок 1

Рисунок 2

2. Историческая задача: Сколько лет назад произошла Бородинская битва? Между кем она проходила? Кто командовал армиями? Кто одержал победу?

3. Историческое значение победы.

5. Рефлексия.

Вернемся к вопросу: «Была ли Бородинская битва решающей в Отечественной войне 1812 г.?» Можем ли сейчас ответить на этот вопрос? (Учащиеся отвечают.)

6. Домашнее задание.

Написать сочинение «Я был участником войны 1812 года…»

7. Итог урока.