Введение
В сознании современных людей слово информатика неразрывно связано со словом компьютер. Многим кажется, что изучать информатику без компьютера – это как учиться ездить на велосипеде без велосипеда. Это и верно, и неверно.
Есть наука информатика, или теоретическая информатика, а есть еще информационные технологии и информационная культура.
Курс информатики как общеобразовательный, необходимо учитывать в том числе и возможность преподавания информатики в некомпьютеризованных школах.
Главная цель – обеспечить прочное и сознательное освоение основ информатики. Несомненно, что такое знание является универсальным, инвариантным и интегративным.
Изучение основ информатики непосредственно влияет на формирование таких интеллектуальных умений, как:
- анализ (вычленение структуры объекта, выявление взаимосвязей, осознание принципов организации);
- синтез (создание новых схем, структур, моделей);
- оценка (оценивание логики построения избранному критерию, оценивание выводов имеющимся данным, оценивание значимости модели)
Наряду с математикой информатика развивает мышление, умения и навыки умственного труда.
Поэтому наша школа выбрала учебно-методический материал по курсу «Информатика в играх и задачах» (1–3, 1–4). Авторский коллектив: А.В. Горячев (р.), Т.О. Спиридонова, К.И. Горина, Л.Л. Лобачева, Т.Ю. Спиридонова, Н.И. Суворова состоит из трех комплексов.
В материале курса выделяются следующие рубрики:
- статическая картина объекта-структуры, классы;
- картина поведения объекта-процессы и алгоритмы;
- язык как объект моделирования-логика рассуждений;
- информационная модель объекта-приемы моделирования и решения задач.
Материал этих рубрик изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
Цели изучения основ информатики:
1. Развитие устойчивых навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности.
- алгоритмический подход к решению задач (не число или утверждение, описание последовательности действий);
- системный подход;
- объективно-ориентированный подход.
2. Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой, знакомств с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают»).
Создание у учеников навыков решения логических задач (поиск закономерностей рассуждений по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческой воображения и др.)
Изучение информатики начинается с первого класса. В этом возрасте основным видом деятельности является игра. А игра – дело серьезное. Она повышает их интерес кпредмету, побуждает к самостоятельной работе на уроке и к постоянному поиску чего-то нового. Обучаясь в игре, ребенок познает окружающую действительность, фантазирует, у него появляется возможность раскрыться и выразиться творчески. Общаясь с объектами реальности и их моделями, школьники не только знакомятся с основами логики и теории алгоритмов, но и обогащают свои знания по другим предметам школьной программы.
Игра – основной способ человеческого общения. Она имеет тем большую ценность, чем больше она способствует проявлению и развитию самодеятельности, дает детям очень важный навык совместной работы.
Далее ознакомлю с опытом работы по применению некоторых игр на уроках информатики.
I. «Что? Где?»
а) Учитель задает детям вопросы о расположении разных предметов на плакате:
- Выше какого предмета находится монитор?
- Ниже какого предмета находится монитор?
- Что находится правее монитора?
- Что находится левее монитора?
б) Учитель задает вопросы:
- Назовите общее название предметов.
- Какие предметы?
- Какие информации мы получаем?
- У вас есть (телефон, радио, магнитофон, компьютер)?
II. Лучшим способом организации учащихся к началу учебной деятельности является энергичное включение их в активную деятельность с первой минуты урока. Обычно провожу такие игры.
Плакат с рисунками: (2 мяча, один большой, девочка, мальчики – один стоит, другой сидит, яблоки – одинаковые, книги – 1 открытая, одинаковые кролики, одинаковые шары...)
Учитель показывает плакат и говорит: «Сосредоточьтесь. Игра на внимание» (20 сек.). Потом убирает плакат и задает вопросы:
- Какие предметы показывала?
- Сколько?
- Какого цвета? Размер? Расположение? Действия?..
III. Перед нами карта домов друзей Коли и дорог. На карте точками обозначены первые буквы названия друзей Коли.
а) Задание:
- Каждый дом связан с пятью остальными.
- Изобрази все дороги на рисунке.
- Сколько получилось дорог?
б) Задание: Изобрази дороги Коли, если он сегодня идет в гости – Сереже, Гене.
в) Задание:
б) проезжает хотя бы один раз.
в) не проезжает ни разу.
Дети в течение одной минуты должны запомнить представленные фигуры, сны их мысленно анализируя строки их расположения. Затем в течение 3–4 мин. должны их рисовать.
Нарисуй так же человека и дом. Впиши свой путь в клеточки.
Задание:
Придумай историю по каждому из трех рисунков:
Задание:
Заполни таблицу.
Состав | Действия |
Игра «Назови похожее»
– Я назову предмет, а вы по очереди будете называть другие предметы, похожие на мой составом, действиями или признаками. Выигрывает тот, кто предмет.
– Например, «девочка».
Игра «Наоборот» («алгоритм наоборот»)
Учитель называет следующие действия:
- дал (отнял)
- выгнал (пригласил)...
Игра «Алгоритм – перевертыши»
– Изобрази дороги остальных, «если» Дима и Евгений не друзья.
– Все ли вершины в графах связаны друг с другом?
– Сколько вершин в графах?
– Сколько ребер в графах?
– Какие графы имеют направление?
– Почему?
– В каких домах живут друзья?
– И не живут в каких домах?
– Сегодня на уроке мы узнали, что при пересечении множеств получается новое множество, и учились давать множествам названия.
IV. Все восемь остановки в городе соединены дорогами. Изобрази графы дорог.
1. а)
Всего дорог
б) Коля идет в 3 А Л
в) Обратно 1 З А Н Я Т И Е
2. Изобрази графы дорог, по которым Коля:
а) проезжает два раза
Кружок информатики
Тема курса: «Компьютерное обучение»
Класс 3-й «Б»
2007–2008 учебный год
Цели курса:
- развитие мышления ребенка, воспитание самостоятельного и мыслящего человека, умеющего пользоваться компьютером;
- помочь справиться с предметами школьной учебной программы.
№ п/п |
Тема | Дата | Примечание |
1 | Знакомство с кабинетом «Техника безопасности» | 05.11.01 | Роспись в журнале по ТБ |
2 | Что такое компьютер? | 13.11.01 | |
3 | Знакомство с интерфейсом программы «Компьютерное обучение». «Семейный наставник» | 19.11.01 | Учебный курс «Русский язык в начальной школе» |
4 | Работа в режиме «Диагностика» | 04.12.01 | Работа на компьютере |
5 | Работа в режиме «Коррекция» | 11.12.01 | Работа на компьютере |
6 | Работа в режиме «Диктант» | 18.12.01 | Работа на компьютере |
7 | Уроки и экзамены | 24.12.01 | Работа в тетрадях |
8 | Грамматические признаки прилагательного | 16.01.02 | Работа на компьютере |
9 | Грамматические признаки глагола | 22.01.02 | Работа на компьютере |
10 | Части речи. Сводный тест | 05.02.02 | Работа в тетрадях |
11 | Однородные члены предложения | 05.02.02 | Работа на компьютере |
12 | Правописание окончания существительных | 12.02.02 | Работа на компьютере |
13 | Выбор урока Диктант Проверяемые гласные. Упр. 1–10 | 19.02.02 | Работа па компьютере |
14 | Выбор урока Диктант Проверяемые гласные. Упр. 11–20 | 26.02.02 | Работа на компьютере |
15 | Работа над ошибками | 05.03.02 | Работа в тетрадях |
16 | Выбор урока. Диагностика. Имя прилагательное | 12.03.02 | Работа на компьютере |
17 | Зачет | 19.03.02 | Работа в тетрадях |
18 | Выбор урока. Части речи Сводный гест | 02.04.02 | Работа на компьютере |
19 | Правописание глаголов | 09.04.02 | Диагностические гесты |
20 | Выбор урока. Экзамен | 16.04.02 | Комплекты уроков (экзамен) |
21 | Свободный выбор режима | 23.04.02 | Работа на компьютере |
22 | Свободный выбор режима | 07.05.02 | Работа на компьютере |
23 | Состав слова. Имя существительное | 14.05.02 | 4-й этап. Работа на компьютере |
24 | Урок-зачет | 21.05.02 | Работа на компьютере (тесты) |
Вывод
Информатика – наука молодая, интенсивно развивающаяся. Ее фундаментальные основы необходимо закладывать уже в начальной школе.
Для закрепления интереса школьников к предмету информатики кроме уроков необходимо проводить внеклассные мероприятия, следует разработать новые игровые формы, проведения олимпиад.
По моему мнению, такой подход обладает широкими возможностями и богатым потенциалом в обеспечении результативности обучения.