Тип урока: комбинированный.
Вид урока: объяснительно-иллюстративный с элементами исследования.
Цель урока: дать понятие о природных ресурсах Белогорского района, их видах.
Задачи урока:
- рассмотреть обеспеченность района минеральными, земельными, лесными, рекреационными ресурсами;
- дать оценку обеспеченности района данными ресурсами;
- выяснить размещение природных ресурсов, их использование и меры охраны.
Оборудование:
Настенная карта и атлас Амурской области, опорный лист “План характеристики агроклиматических ресурсов”, фотографии, рисунки растений и животных, гербарий.
Ход урока
“Если путь твой к познанию мира
ведет, как бы ни был он долог и труден, - вперед!”.
Фирдоуси.
I. Организационный момент.
II. АПЗУн Краеведческий диктант:
- Краеведение.
- Территория.
- Районный центр.
- Административная карта.
- Протяженность границ.
- Конфигурация района
- Часовой пояс.
- Геологическое строение.
- Лугово-черноземовидные почвы.
- Зейско-Буреинская равнина.
- Амуро-Зейская впадина.
- Формы рельефа.
- Факторы климатообразования.
- Воздушные массы.
- Коэффициент увлажнения.
- Релаксация.
III. ФНЗУн
- Что такое природные ресурсы и природные условия?
- Назовите виды природных ресурсов, известные вам.
Опр. Природные ресурсы (от французского средства, запасы).
Учитель: Сегодня мы должны рассмотреть обеспеченность района минеральными, земельными, лесными, рекреационными ресурсами; дать оценку обеспеченности района данными ресурсами; выяснить размещение природных ресурсов, их использование и охрану. Оценку природных ресурсов начнем с оценки минеральных ресурсов. Среди минеральных ресурсов различают топливные, рудные, горно-химическое сырье и минерально-строительные ресурсы.
- Используя карту атласа (стр. 9) “Геологическое строение. Полезные ископаемые” объясните, почему территория нашего района богата только строительными ресурсами? (Глины, суглинки, пески).
- Используя физическую карту “Амурская область” (стр. 8), дайте оценку водным и гидроэнергетическим ресурсам по вопросам:
- Какие функции выполняют водные ресурсы (средообразующая, жизнедеятельностная, акваториальная, хозяйственно-социальная, производственная)?
- Почему академик А. Е. Ферсман назвал пресную воду самым важным минералом на Земле?
- Определите по физической карте протяженность реки Томь, притоком какой реки она является?
- Докажите, что характер рек района зависит от климата и рельефа.
- Определите тип водного режима рек (дальневосточный).
- Судоходны ли реки нашего района?
- Докажите, что хозяйственно-питьевое снабжение населения на 65% осуществляется за счет подземных вод.
- Дайте характеристику почвенным ресурсам,
используя “Почвенную карту” атласа (стр. 21).
- Пойменных аллювиальных.
- Лугово-черноземовидных.
Вывод: Значит, основное богатство нашего района - плодородные лугово-черноземовидные почвы.
- Лесные ресурсы.
Используя карту растительности (стр. 23) объясните, почему на месте смешанных лесов и лугов появились сельскохозяйственные земли?
Какие экологические функции выполняют леса на территории района? (обеспечение разнообразным сырьем хозяйства и населения, ландшафто-стабилизирующая, эколого-хозяйственная и социальная).
Релаксация.
- Биологические ресурсы.
1. Используя карту растительности (стр. 23) и зоогеографическое районирование (стр. 24) дайте оценку данных ресурсов.
Промысловое значение лесных ягод (брусника, голубика), папоротника, грибов.
Использование березового сока, пищевых продуктов леса, лекарственных растений, медоносов, кормовых трав для животных.
Лекарственные растения. (Сообщения учащихся). Береза плосколистная, липа Амурская, черноплодная рябина, шиповник даурский, дуб монгольский, багульник болотный, ландыш Кейски. (Демонстрация гербарных образцов, фотографий, рисунков).
- Ресурсы природной рекреации.
Учитель: В нашем районе летний период комфортный и субкомфортный, он небольшой. Для Белогорского района комфорт - 22,2 дня,
субкомфорт - 75,6 дней, дискомфорт - 34,8 дней. Дискомфорт создают элементы климата: низкая температура (устойчивая зима 149 дней, короткая осень 38 дней, весна 44 дня, устойчивый безморозный период 134 дня), муссонные дожди в августе.
Вывод: Наиболее благоприятным периодом для летних видов рекреации является первая половина лета.
Функции рекреации:
- Лечебная;
- Оздоровительная;
- Познавательная;
- Спортивная деятельность.
Природопользование — совокупность всех форм эксплуатации природно-ресурсного потенциала и мер по его сохранению и воспроизводству. Рациональное природопользование разделяется по виду использованного ресурса (землепользование, лесопользование), по направлению хозяйственного использования (горнопромышленное, лесопромышленное).
Вывод: Мы знаем, что человек и общество не могут существовать и развиваться без использования природных условий и ресурсов. От того, на сколько рационально человечество будет использовать природную среду, зависит и его будущее. Природопользование как наука должна решать задачи экологического, экономического и географического содержания.
IV. Закрепление изученного на уроке.
Используя климатическую карту (стр. 11), агроклиматическую карту (стр. 15) атласа дать характеристику агроклиматических ресурсов по следующему плану:
1. Тип климата и его показатели (tя, tи, годовое количество осадков);
2. Обеспеченность растений теплом: солнечная радиация (в ккал/см),2), сумма активных температур (сумма температур воздуха с t выше 10° С);
- Коэффициент увлажнения;
- Основные типы почв, их производственная характеристика (естественное плодородие, толщина гумусового горизонта);
- Характерные для района сельскохозяйственные культуры.
V. Итог урока. Выставление оценок.
Домашнее задание.
Ответьте на вопросы:
- Какие отрасли хозяйства могут развиваться в Белогорском районе на основе собственного природно-ресурсного потенциала?
- Какие виды природопользования осуществляются в районе?
- Какие неблагоприятные явления природы ограничивают использование почвенно-земельных ресурсов района?
Темы творческих работ:
- Природные условия и ресурсы развития рекреации района.
- Недревесные растительные ресурсы и проблемы их рационального использования.
Cценарии экологической агитбригады
Шар земной - наш дом родной.
Но теперь от века к веку
Он в опасности большой
От деяний человека.Что было на Земле до человека?
Благополучная среда!
И не нужна была совсем аптека,
И воздух чист был и вода!
В1: А как вы думаете, для чего мы здесь собрались? Найти ответ на вопрос, кто же? Если не мы?
(врываются 4 больных с вопросами) (песня)
Почва: Да, кстати, где те которые нас будут лечить?
В2: А чем же вы больны?
( все тянут руки: я первая... я первая)
ВЗ: Начинаем прием в порядке очереди! Слушаем вас атмосфера.
Атмосфера: Много лет я болею загрязнением. Правда, в последние годы мне стало немного лучше. Но все равно я очень больна. Каждый год в меня выбрасывают ядовитые газы, пыль. А ведь вы знаете, что моя болезнь сказывается на состоянии здоровья всех, кто мной дышит, и поэтому прошу вас выписать мне рецепт для лечения.
Почва:
Ну ладно бы скажем чужие,
Ну ладно бы скажем враги,
А то ведь свои коренные
Играют судьбою страны.
Атмосфера:
В воздухе прохлада, свежесть.
Но мне снится страшный сон
Как от лаков “Локон”, “Прелесть”
В дырах над землей озон.
Почва:
Ну ладно бы, скажем пришельцы
Вершили злодейство своё,
А то ведь свои же умельцы
Терзают и травят её.
В1 и В2: Да, понятно у вас тяжелая болезнь, но лечить её можно.
ВЗ: Конечно, госпожа Атмосфера, Вы серьёзно больны, но не думайте, что эта болезнь самая тяжелая и не раскисайте.
В1: Если сравнить, сколько загрязняющих веществ выпадает из атмосферы на почву.
То бросаем, то уроним
На дороге, на траве.
Мы все в мусоре утонем,
Если мусор в голове.
В2: рецепты:
До чего ж природу жалко!
Не губи ее красу!
Человек, не делай свалку
Рядом с городом в лесу!
В1:
О воде мы спорим много:
Как её для всех сберечь.
И без слов всем надо помнить,
Без неё и хлеб не спечь!
Озеро: А теперь моя очередь!
(рассказ)
ВЗ:
Чтобы ели не болели,
Пили воду, не боясь,
Нужно, чтоб нигде не смели
Портить Землю отродясь!
Атмосфера:
Нас в любое время года
Учит мудрая Природа.
Птицы - учат пению.
Паучок - терпению.
Почва:
Пчелы в поле и саду
Обучают нас труду,
Учит снег нас чистоте.
Учит солнце доброте.
Озеро:
А в труде у наших пчел
Все по справедливости.
Отражение в воде -
Учит нас правдивости.
Биоразнообразие:
Быть может, вся природа -
Мозаика цветов?
Быть может, вся природа -
Различность голосов?
Быть может, вся природа -
Лишь числа и черты?
ыть может, вся природа -
Желанье красоты?
Сколько красоты исчезло с лица Земли. В моих руках красная книга, и каждый год добавляются листы в эту книгу. И толщина этой книги зависит от нас!
В2: Прекратить леса рубить, Деревьев новых насадить, Пусть плодоносят и цветут На радость людям пусть растут!
В1:
Давайте будем беречь планету!
Во всей Вселенной красивей нету.
Во всей Вселенной совсем одна.
Что будет делать без нас она?
ВЗ:
Мы не зря здесь на сцене.
Мы хотим, в самом деле,
Чтоб совсем от народа
Не страдала природа.
Почва:
Чтоб бутылок на пляже близко не было даже,
А в лесу на поляне
Банки чтоб не валялись.
Атмосфера:
Сколько будет природа мучиться?
Ждать, когда человек научится
Уважать ее и заботиться,
А не то это плохо кончится!
В1:
Мы не зря здесь на сцене
Мы хотим, в самом деле,
Чтоб совсем от народа
Не страдала природа.
Биоразнообразие:
Чтоб металл и бумаги
Там где надо лежали.
Чтобы звери и птицы
Нами стали гордиться!