Цели урока: закрепить письменный приём деления многозначного числа на однозначное; повторить алгоритмы сложения и вычитания; совершенствовать умение решать составные задачи; развивать математическую смекалку; творческое мышление; формировать бережное отношение к природе.
Оборудование: книги В. Бианки, Г. Скребицкого, М. Пришвина; карточки с заданиями и ответами примеров; иллюстрации с изображениями редких животных и растений; знаки-рисунки детей на экологическую тему.
Ход урока
I. Организационный момент.
Добрый день, дорогие друзья!
Новой встрече очень рада я!
- Чтобы подготовиться к работе, выполняем упражнения «мозговой гимнастики».
Качания головой: дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение.
«Стрельба глазами»: (упражнение служит для профилактики нарушений зрения) двигайте глазами вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.
«Зоркие глаза»: (упражнение служит для профилактики зрения) глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
II. Тема урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы повторим письменный приём деления на однозначное число. Кроме того вы узнаете много интересного об окружающей нас природе.
III. Устные упражнения.
1. Отгадайте загадку.
Что за чёрная вода загорается всегда,
Без неё автомашины не поедут никуда?
Дети. Нефть.
У. Прочитайте числа
Д. 3 000 000 000
- С какой памятной датой нашей Республики связано это число?
Дети. На территории Республики Татарстан добыта трёхмиллиардная тонна нефти. 23 612 293 тонны нефти добыто компанией АО «Татнефть » за 11 месяцев 2007 года. 365 792 тонны нефти добыто сверх плана. 737 900 метров породы пробурено ООО «Татнефть-бурение».
У. Сколько всего десятков в числе 737 900? Всего сотен? Тысяч? Десятков тысяч? Сотен тысяч?
Учитель. Впервые на территории республики Татарстан нефть была обнаружена в 1943 году. «Чёрное золото» прославило наш город далеко за его пределами и даже за рубежом.
И сегодня Альметьевск мощный индустриальный центр, столица нефтяного края. Для предотвращения загрязнения окружающей среды при добыче нефти проводится очень большая работа. Нефтяники бережно относятся к родному краю, помня простую истину:
здесь жить им и их детям, чтобы всегда зеленели наши леса, была бы чистой вода в ручьях и реках, а небо голубым.
2. Какое слово зашифровано но доске?
Дети. Экология.
У. Как вы понимаете значение этого слова?
Ответы детей.
- А теперь устно решим задачи.
На первое января 1996 года в нашей стране было 93 заповедника. К началу 2006 года их число увеличилось на 8 заповедников. Сколько заповедников стало в нашей стране?
Д. 101 заповедник стало в нашей стране.
У. Какие заповедники вы знаете?
- Какой заповедник был организован в нашей республике в 1960 году? В 1991 году?
Д. Волжско-Камский заповедник и национальный парк «Нижняя Кама»?
У.Из 250 000 видов растений Земли 1/10 часть находится на грани исчезновения. Сколько видов растений на Земле на грани исчезновения?
Д. На грани исчезновения находятся 25 000 видов растений.
У. Все они занесены в Красную книгу. Основная цель Красной книги выявление, учёт тех
видов организмов, которые могут исчезнуть, для сохранения которых нужны специальные меры защиты.
- Какие растения, занесённые в Красную книгу Республики Татарстан, вы знаете?
Д. Ландыш, кувшинка, венерин башмачок…
(Учитель показывает иллюстрации растений занесённых в Красную книгу).
У. Самые трудолюбивые санитары леса- муравьи. В среднем муравьи за минуту приносят в муравейник 2 десятка насекомых. Сколько насекомых принесут муравьи за 1 час?
Д. за 1 час муравьи принесут 1200 насекомых.
У. Для ознакомления с жизнью животных и растений можно прочитать книги Виталия Бианки, Григория Скребицкого, Михаила Пришвина.
(Учитель показывает книги данных авторов).
IV.Повторение письменных алгоритмов сложения, вычитания.
-Назовите компоненты действия сложения?
-Как найти неизвестное слагаемое? Вычитаемое? Уменьшаемое?
(Дети решают примеры, учитель переворачивает рисунки, сверяя ответы.)
У. Какие виды птиц, животных, занесённых в Красную книгу Республики Татарстан, вы знаете?
Д. Орёл-беркут, серый журавль, бурый медведь…
(Учитель показывает иллюстрации животных занесённых в Красную книгу).
V. Физкультминутка.
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу
В сторону руки, плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем
Крылья сложили назад.
VI. Закрепление письменного приёма деления многозначного числа на однозначное
(Дети работают с учебником)
У. Объясните по плану, записанному на доске, как вы выполнили деление.
На доске.
На доске цифры с карточками с цифрами
Выберите карточки с нужными ответами. Если вы ответили правильно, то на обратной стороне карточки изображены растения, занесённые в Красную книгу.
Дополнительные вопросы по карточкам.
Карточка 1
Самый маленький зверёк Татарстана – крошечная бурозубка. Длина её тела около 4 см, вес около 4г. Вес крота около 100г., а длина тела 20 см. Во сколько раз вес крота, больше веса бурозубки? На сколько см длина бурозубки меньше длины тела крота?
(Учитель показывает рисунок бурозубки)
Карточка 2
В России живут маленькие птицы корольки, вес которых около 6 г. Это самые маленькие из наших птиц. Воробей в 5 раз тяжелее. Сколько весит воробей?
А 100 воробьёв?
У. Корольки никогда не улетают. Оказывается, чтобы не замёрзнуть в сильные морозы
корольки садятся вместе на ветку, плотно прижимаются друг к другу и так согреваются.
VII. Анализ и решение задачи.
Учитель читает текст задачи. На доске иллюстрации поползня, дятла, скворца.
На территории Волжско-Камского заповедника гнездятся сотни птиц. Пара поползней приносит своим птенцам в день 335 гусениц, пара дятлов в 3 раза больше, чем пара поползней, а пара скворцов в 5 раз больше, чем пара дятлов. На сколько больше гусениц приносит своим птенцам пара скворцов, чем пара дятлов?
(Краткая запись составляется у доски учеником.)
У. Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
Д. Нет. Мы не знаем сколько приносит пара дятлов и пара скворцов?
У.Как это можно узнать? Каким действием?
Д. Умножением.
У. Повторите вопрос задачи.
Д. На сколько больше гусениц приносит своим птенцам пара скворцов, чем пара дятлов?
У. Каким действием узнаем, на сколько больше гусениц приносит пара скворцов, чем пара дятлов?
Д. Вычитанием.
У. Что ещё можно узнать в этой задаче?
Ответы детей.
VIII. Геометрический материал.
У. Площадь клумбы, имеющей прямоугольную форму равна 152 кв.м. Её ширина 8м. Чему равна длина?
- Прочитайте условие задачи.
- Что нужно узнать в задаче.
Д. Чему равна длина?
У. Как найти длину, зная её площадь и ширину?
Д. Нужно площадь разделить на ширину?
У. Запишите решение задачи самостоятельно.
IX. Итог урока.
У. Чему научились на уроке? Что нового узнали? Как при делении определить число цифр в частном?
Ответы детей.
- Кроме знаний по математике мы говорили с вами об окружающей нас природе. Человек –часть природы. Только в содружестве с ней мы можем быть счастливы. Уважайте законы природы. Рассмотрите знаки-рисунки. Назовите правила поведения в природе.
(Учитель показывает рисунки Рис. 1, Рис. 2, Рис. 3, Рис. 4.)
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Литература:
- И.И.Рахимов, К.К. Ибрагимова «Растительный и животный мир Татарстана»:Учеб. Пособие. – Казань: Магариф, 2006.
- Я иду на урок в начальную школу: Математика. Книга 2: Книга для учителя.- М. Издательство « Первое сентября», 2000.
- Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»:4 класс. 2-е изд. перераб. и доп.-М.: ВАКО, 2006.
- Уроки в начальной школе: Поурочные разработки. IV класс. 2-я четверть: Пособие для учителя.- М.: Начальная школа,2004.
- Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей: Методическое пособие, 4 класс/ О. Холодова. -3-е изд., испр.- М.: Росткнига, 2006.
- Математика. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч 1. (Первое полугодие/М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В.Бельтюкова и др. - 4-е изд. М.: Просвещение,2003.
- Альметьевская городская и районная газета «Знамя труда» от 15.12.2007г.