Ты один мне поддержка и опора …
И.С. Тургенев
Цель урока: способствовать сохранению и повышению интереса в сознании учащихся к проблемам, связанным с вопросами функционирования и изучения русского языка, отношения к русскому языку как к общественной ценности.
Оборудование: таблицы, картины, звукозаписи.
Ход урока
Да будь я и негром преклонных годов
И то без унынья и лени
Я русский бы выучил …
Эти слова В.В.Маяковского говорят о значимости русского языка
1 страничка.
С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребенок ещё как следует не научился говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песни.
Подросток идет в школу.
Юноша шагает в университет.
Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за широкими дверями. Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отраженная в слове необъятно сложная Вселенная.
Человек знакомится с теми мыслями, что сложились в головах людей за тысячелетия до его рождения, и обретает возможность обращаться к правнукам, которые будут жить спустя века после его кончины.
И все это благодаря языку!
2 страничка.
Радостная или горькая, гневная или нежная, летит над просторами Родины крылатая песня. Песня – это язык. (Слушаем русскую народную песню).
Математическая формула – это язык? (Показ. табл. на доске). Эта формула тоже язык.
Все, что люди совершают действительно человеческого, совершается при помощи языка. Нельзя без него работать согласованно, совместно с другими. Без его посредства немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, искусство, жизнь.
3 страничка.
О могучей силе языка сказал известный филолог Лев Васильевич Успенский. Свою книгу о языке - научно-популярную, живую, яркую - он назвал “Слово о словах”. Сейчас много научно-популярных книг на эту тему, а тогда, в начале 60-х годов, за ней выстраивались очереди, в библиотеках на нее заранее записывались, передавали друг другу, читали по ночам, читали взрослые, подростки, молодежь. Хорошая это книга. Занимательно, интересно в ней рассказывается о языке. Познакомьтесь с этой книгой.
4 страничка.
Продолжаем наш рассказ.
Великая Отечественная война … Оккупированный Орел … К коменданту города пришла молоденькая девушка, учительница русского языка. Она просила открыть музей Тургенева. Удивительно, но разрешение комендант дал, выделив для этого маленькую комнату. И вот, музей открыт. Посетителей не много. Люди первое время не понимали, к чему эта затея. Однако прошло несколько дней, и посетителей становилось все больше и больше. Побывав в музее, они словно преображались. Светлел взгляд, тверже становилось походка, выше поднималась голова. Фашистов заинтересовало, что же вселяет в людей уверенность. Комендант решил посмотреть сам. Вошел в музей и все понял … Первое, что видел каждый, были слова:
(Читаем высказывание И.С. Тургенева)
“Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах своей родины, - ты мне один поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!” “Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу”!
Чтец читает стихотворение А.Ахматовой “Мужество”.
МУЖЕСТВО
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах.
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
Наш родной русский язык, великое русское слово …
А знаем ли мы его и умеем ли беречь?
По-настоящему ли нас увлекает изучение русского языка в нашей школе?
Достаточно ли высока наша культура речи – устной и письменной?
Давайте обогащать свои знания о языке, проникать в его жизнь.
5 страничка.
“Занимательно о языке!”
Проведение юмористической Викторины.
Викторина “Юмористическая”
- Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок)
- Назовите героиню русской народной сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом? (Репка)
- Кто из сказочных героев очень любил поговорку “Одна голова хорошо, а две лучше”? (Змей Горыныч)
- В какой русской народной сказке решаются проблемы жилья или, говоря умным, взрослым языком, проблемы жилищно-коммунального хозяйства? (Теремок)
- В какой русской народной сказке брат не послушался сестру, один раз нарушил санитарно-гигиенические правила и жестоко за это поплатился? (“Аленушка и братец Иванушка”. Попил из лужи – превратился в козленка)
- Назовите героиню французской сказки, которая занималась неквалифицированным трудом, чистила печки и убиралась в доме. Как ее за это прозвали? (Золушка)
- Назовите героиню французской сказки, которая получила свое прозвище благодаря головному убору. (Красная Шапочка)
- Какой герой французской сказки очень любил обувь и как его за это прозвали? (Кот в сапогах)
- Какой герой русской народной сказки ловил рыбу очень оригинальным способом? Какие слова он при этом произносил? (Волк, опустив хвост в прорубь, говорил: “Ловись рыбка, большая и маленькая”)
- Назовите имя героя английской народной сказки: он построил дом, придерживаясь передовых методов, а его братья работали по старинке и поэтому чуть не потеряли жизнь. (Наф-Наф, “Три поросенка”)
- Какой вид энергии использовала Баба-Яга, летая в ступе? (Нечистая сила)
- Назовите героя известной сказки русского поэта,
который в конце получает черепно-мозговую
травму, теряет дар речи м сходит с ума. (Поп в
сказке “Сказка о попе и о работнике его Балде”,
А.С. Пушкин)
С первого щелка
Прыгнул поп до потолка,
Со второго щелка
Лишился поп языка,
А с третьего щелка
Вышибло ум у старика. - Какой сказочный герой посеял деньги, думая, что вырастит сказочное дерево и останется только снимать урожай? (Буратино)
- К семейству каких домашних птиц принадлежит героиня русской народной сказки, которая несла для хозяев изделия из драгоценных металлов? Как ее звали? (Курочка Ряба)