Цели:
- Познакомить с историей родного города.
- Проверить знания детей по изученным темам.
- Развитие познавательных способностей
- Работа над развитием речи.
- Развитие эстетического вкуса через наглядность.
Физминутка
1-2 выше голова
3-4 руки шире
5-6 можно сесть
7-8 лень отбросим
ХОД УРОКА
I.
1. Дети, посмотрите на меня. Улыбнитесь мне. Здравствуйте, садитесь.
Сегодня мы повторяем. Давайте покажем нашим гостям, что мы знаем и умеем.
- Что такое речь?
- Чем отличается звук от буквы?
- Из чего состоят слова?
- Что такое алфавит?
- Назовите звонкие и глухие парные согласные?
Вот, мои хорошие теоретики, правила вы знаете. А теперь посмотрим, как вы их умеете применять на практике.
II.
А тема нашего урока “Мой город”.
1. Как называется город, в котором мы живем?
Начнем с минутки чистописания. Напишите красиво слово Жигулевск столько раз, сколько у вас уместится на одной строке. Какие орфограммы вы увидели в этом слове?
2. А кто знает, почему наш город так называется? (от названия гор Жигулевских, в которых расположен наш город)
3. Кто из вас знает, что было раньше на месте Жигулевска? (две деревни: Моркваши и Отважная).
Какое словарное слово вы услышали? – ДЕРЕВНЯ, запишем его.
4. А кто живет в деревнях? (люди, народ)
Записываем словарное слово – НАРОД
5. Люди каких национальностей жили в деревнях Моркваши и Отважная? (русские, чуваши, мордва, украинцы)
6. А на каком языке говорило большинство населения?
Запишем словосочетание РУССКИЙ ЯЗЫК
7. В каком году появился наш город? (в 1952)
Записываем словарное слово ГОРОД
Да, ребята, в этом году нашему городу исполняется 45 лет.
8. А кто из вас родился в нашем городе Жигулевске?
Поднимите руки. Значит. Жигулевск – это ваша Родина. Записываем слово – РОДИНА
9. Ребята, какие улицы знаете вы в нашем городе Жигулевске?
Записываем слово – УЛИЦА.
10. Кто знает, что это за слова: Муравленко, Ткачева, Никитина? (Это фамилии наших знаменитых земляков).
Гимнастика для глаз. Посмотрели на дверь, на потолок, на окно, на доску, на меня.
III. Работа с текстом на доске
1.
Есть на Волге утес, диким мохом оброс
От вершины до самого края,
И стоит сотни лет, только мохом одет,
Ни нужды, ни заботы не зная.
А.А.Навроцкий (1893-1914 гг.)
2. Кому посвящено стихотворение?
Кто такой Степан Разин? (атаман волжской вольницы).
Точно место расположения утеса Степана Разина на Самарской Луке неизвестно. Есть версия, по которой утесом Степана Разина называют Молодецкий курган.
3. Запишем предложение.
На вершине утеса люди зарыли в землю заветный клад.
- найдем главные члены предложения (о ком или о чем говорится в предложении);
- а теперь разберем предложение по частям речи;
- слова УТЕС ВОЛГА ЗАМЛЯ НЕБО разберем как части речи по вариантам;
Звуко-буквенный анализ слова.
ЛОСЬ – 1 сл. 4 б. 3 зв. 1 гл. (О) 2 согл. (Л, С?)
Л Л - согл. тв. непар. звонк.
О О - гл. удар.
С С ' - согл. мягк. парн. глух.
Ь -
Разыскать этот клад может только тот человек, кто хочет счастья другим.
Физкультминутка. Музыка
Закрыли глазки, положите головы на парты, отдыхаем…
В стародавние времена в деревне Отважная на берегу реки Волги у подножия горы Могутовой стояла мельница.
- Открыли глазки –
А) посмотрите на картинку и назовите мне слова, обозначающие предмет и отвечающие на вопросы кто? и что? Как называется эта часть речи?
Б) Как называется часть речи, которая обозначает действия предмета?
Предположите, какие действия совершают изображенные здесь предметы? (Река что делает? Сверкает, блестит, шумит, бежит, течет. Лес? Растет, шумит. Птицы? Поют, летят.)
В) Какая часть речи обозначает признак предмета? Подберем прилагательные к словам: река, мельник, мельница…Работаем творчески
Река – быстрая, глубокая, чистая, широкая.
Молодцы.
Физкультминутка для глаз.
Г) Глядя на картинку, давайте найдем имена существительные с безударной гласной в корне и запишем их. (Гора, река, вода, сосна, деревья).
Д) В Волге водилось много рыбы, а в горах и лесах жили животные. Запишем названия некоторых животных, я вам буду диктовать, а вы будете говорить, какие орфограммы вам встретились в этих словах. (Лещ, щука, ерш, хорек, ласточка, удод, соловей).
Физкультминутка “Хомка”
И вот пришли в наши горы геологи (люди, которые занимаются разведкой полезных ископаемых). И нашли в районе Яблоневого Оврага нефть, а потом на берег Волги, где стояла старая мельница, пришли строители, и началось строительство ГЭС.
А на месте деревень Отважная и Моркваши появился сначала рабочий поселок нефтяников и строителей, а потом и город Жигулевск.
Поэтому на гербе нашего города нефтяная вышка, ГЭС, зеленые листья и вода, потому что город Жигулевск – столица национального парка “Самарская Лука”.
Те замечательные люди, которые строили, работали и жили в нашем городе остались с нами в названиях улиц родного города.
IV.
Достопримечательности
Рассказы детей (развитие речи).
А сейчас настал момент, чтобы послушать ваши рассказы о родном городе. Пожалуйста, кто хочет?
Ребята, а чей рассказ вам понравился больше всего?
Спасибо вам за урок, а за письменную работу я выставлю оценки в журнал, когда проверю ваши тетради.
Я думаю, что мы можем принять участие в конкурсе творческих работ, посвященных 45-летию нашего города.
V.
Ребята, может быть клад этот – ни золото, ни драгоценности, а энергия волжской воды и нефть, которую подарила нам природа на благо всем людям!