Важность процесса адаптации в качественном обучении детей в средней школе

Разделы: Математика, Начальная школа


Наступает новый учебный год, к нам придут новые ученики и мы с интересом, и с долей тревоги ждем, а какие они будут, смогут ли они оправдать наши лучшие ожидания. Почему же получается так, что малыши, пришедшие в школу в первый класс, вскоре могут резко разделиться на тех, кто доволен собой, своим новым личностным статусом, а кто-то попадает в категорию “троечников” или даже “неуспевающих”. Ответ можно найти, если ответить на вопрос как каждый конкретный ученик переживает процесс адаптации. Ведь именно от того, как малыш вступает в школьную жизнь, будет зависеть весь дальнейший процесс обучения. Такое же испытание предстоит и ученикам, которые всего три месяца назад были учениками начальной школы. Там также наблюдается явление, когда “ударник” “вдруг” становится “троечником”. Поэтому такое пристальное внимание всех заинтересованных сторон необходимо уделять адаптивной функции школьника.

АДАПТИВНОСТЬ, т.е. способность к приспособлению у разных людей различна и может длиться ни один день, у каждого ученика процесс адаптации процесс проходит по-своему и связан, прежде всего, с напряжением всех систем организма. По заявлению физиологов по интенсивности и уровню, происходящие в организме первоклассника в процессе учебных занятий в первые недели обучения и его учебную нагрузку можно сравнить с воздействием на взрослый хорошо тренированный организм. Ученые выделяют несколько видов адаптации:

  • при легкой адаптации состояние напряженности всех систем организма компенсиру ется в течение первой четверти;
  • при адаптации средней тяжести определенные нарушения в состоянии здоровья и взаимоотношениях с окружающими людьми могут наблюдаться в течение первого полугодия;
  • у части детей адаптивность достаточно низкая, и процесс адаптации проходит доста точно тяжело и адаптивный процесс затягивается до конца учебного года.

Легкая адаптация и адаптация средней тяжести у школьников считается как бы закономерным явлением и подобное явление можно наблюдать как у первоклассников, так и у пятиклассников.

Процесс прохождения адаптации связан с определенными изменениями всех систем организма ребенка, а также личностных черт, типа и характера взаимоотношений с окружающими людьми. Независимо от того, по какому типу будет проходить процесс адаптации, каждый ребенок проходит три этапа:

  • Первый этап - ориентировочный, когда на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения ребёнок отвечает бурной реакцией и значительным напряжением, практически всех систем организма. Это “физиологическая буря”. Чаще всего этот период длится 2-3 недели.
  • Второй этап - неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные или близкие к оптимальным варианта реакции на эти воздействия. На первом и втором этапах ни о какой экономии ресурсов говорить не приходится, организм тратит всё, что есть а то и берёт в долг. Но на втором “буря” как бы затихает.
  • Третий этап - период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, на этом этапе требуются меньшее напряжение всех систем организма.

При позитивном течении процесса адаптации продолжительность всех трёх этапов приблизительно равна 5-6 неделям, т.е. до 10-15 октября. Наиболее сложными являются первая и четвёртая недели.

Т.к. адаптивная функция у каждого ученика проявляется по-разному, то эффективность данного процесса различна. По данным ВОЗ выделяются три группы адаптивности школьников:

  • Первая группа - 56% детей. Адаптивная функция достаточно высокая, дети проходят процесс адаптации в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестно и без особого напряжения выполняют требования учителя. Возникающие трудности нивелируются к концу октября.
  • Вторая группа - 30% детей. Имеют длительный период адаптации, дети достаточно долго не могут принять учебную ситуацию, нормально общаться с учите лями и сверстниками. Они могут играть на уроках, разговаривать с соседями по парте. Эти дети испытывают трудности в освоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными и таким образом адаптивность возрастает.
  • Третья группа - 14% детей. У этой группы детей социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями, дети не усваивают учебную программу, проявляют негативные формы поведения, резко проявляют отрицательные эмоции.

Индикатором трудности адаптивного процесса являются изменения в поведении детей. Это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность, а может наоборот заторможенность и депрессия. Может возникнуть, особенно при неблагоприятных условиях, и чувство страха, нежелание идти в школу, быстро нарастающая усталость. Дезадаптация проявляется и в неприспособленности к предметной деятельности учебного плана, неспособности произвольно управлять своим поведением, невозможности принять темп школьной жизни, школьном неврозе и негативных поведенческих реакциях. К первой и второй группе относятся дети, посещавшие детский сад, дети с достаточно хорошим здоровьем, дети с благополучной семейной обстановкой. К третьей группе адаптивности относятся дети, у которых неблагоприятно протекал период новорождённости, дети перенесшие черепно-мозговую травму, часто болеющие дети, имеющие нервные расстройства, дети группы риска, а также имеющие неблагоприятную семейную обстановку.

Приложение.