Открытый урок обучения грамоте "Сколько слогов в слове"

Разделы: Начальная школа


Тема: Сколько слогов в слове.

Цель: закрепление навыка деления слов на слоги и соответствующего правила:    «Сколько в слове гласных, столько и слогов»;
развитие речи, внимательности, аналитического мышления, умения делать вывод, расширение кругозора учащихся;
формирование орфографических навыков каллиграфического письма;
воспитание бережного отношения к окружающему миру и его обитателям.

Оборудование: карточки со словарными словами, карточки со слогами, рисунки с изображением медведя и лягушки, правило о делении слов на слоги, карточки с разноуровневыми заданиями.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент: – Здравствуйте, ребята!

2. Цель урока: – Сегодня мы с вами поговорим о том, на какие части делятся слова и как можно узнать, сколько слогов в слове. Как вы думаете, для чего нам это необходимо знать?

3. Развитие речи:

а) Отгадывание загадки:

Летом ходит  без дороги между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос.
Лежебока косолапый
Мёд из бочки кушал лапой,
Сел на пень и стал реветь.
Отгадайте, кто?...(медведь)

– Какие слова помогли вам  догадаться? Что ещё  вам известно о повадках медведя? Как проводит это животное зимнее время года? Когда медведь выйдет из берлоги? Какое у него будет настроение? Почему? (рассказы учащихся из личного опыта)
А знаете ли вы, ребята, как появилось медведь?

б) Инсценировка  рассказа по Л.Сысоеву «Медведь» учениками.

 – Почему медведь получил такое название?
Давайте допишем пропущенную букву (карточка) в слове м...дведь. Какая это буква?

в) Работа в тетради: каллиграфическая минутка (соединение попарно букв  слова медведь) ме ед дв ве ед дь
Какое соединение букв повторяется дважды? Назовите открытые и закрытые слоги в слове. Какое соединение не является слогом? Почему?

г) Словарная работа: медведь (запись слова по памяти в тетрадь)

д) Отгадывание загадки:

На болоте уж с утра
Слышно громкое: «Ква-ква».
Распевают две подружки,
Две зелёные …(лягушки).

– Что вам о ней известно? К какой группе животных относится лягушка? Чем питается? Можно ли встретить её зимой? Почему? (рассказы уч-ся о лягушке, показ иллюстрации) Как нужно относиться к окружающим нас животным?

е) Словарная работа: лягушка (запись слова по памяти в тетрадь)

ж) Игра-аукцион «Все любят сказки!»

– Ребята,  любите ли вы сказки? За что вы их любите? Какие виды сказок вам известны? (волшебные, о животных, бытовые). Давайте разделимся на 3 команды (по количеству рядов) и вспомним как можно больше сказок, героями которых являются медведь и лягушка. (Ответы выслушиваются по очереди от каждой команды; команда не назвавшая сказку, выбывает из игры)

4. Физминутка

На болоте 2 подружки, 2 весёлые лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались
Вправо – влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет, всем друзьям физкультпривет.

5. Введение в тему урока

а) Определение количества гласных в словах медведь, лягушка, деление на слоги (2 уч. у доски)

– При помощи чего вы смогли определить количество слогов в слове?

Вывод:

Сколько в слове гласных –
Столько и слогов.
Это знает каждый
Из учеников. (Чтение карточки-правила на доске)

б) работа по учебнику стр. 50–51, в тетради:

Упр. № 2 – Чтение, обсуждение выполнения задания:

– Для чего мы будем подчёркивать гласные буквы? В чём нам это поможет?
Комментированное письмо слов (3 уч. у доски), подчёркивание гласных, деление слов на слоги. (Тигр, лиса, собака, лев, заяц, корова)
Вывод формулируют дети.
– Какие из данных слов являются словарными? Почему?
– На какие две группы можно разделить этих животных? Чем отличаются домашние животные от диких? Какую пользу приносят те и другие? Как необходимо относиться ко всем животным?

Упр. № 3 – Составление слов из слогов, запись их учащимися на доске и в тетради, подчёркивание гласных букв.

-ша       -ка        кры-      -ры-
ка-        лод-     -ша-        ку-
-ток     лож-    -ры        -ба

Вывод: – Из чего состоят слова? Как определить количество слогов в слове?

6. Пальчиковая гимнастика

Две весёлые лягушки ни минуты не сидят,
Ловко прыгают подружки, только брызги вверх летят.

(Показ движений при помощи пальцев рук)

 Упр. № 6 – «Собери цветы»

– Ребята, в какое время года появляются цветы? Где их можно увидеть? Для чего их собирают люди? Можно ли рвать цветы просто так? Почему? Как необходимо относиться к окружающей нас природе?
Чтение названия цветущих растений, выборочное письмо  из в столбики в соответствии с количеством слогов, подчёркивание гласных букв (уч-ся по цепочке у доски)
Мак, роза, ландыш, сирень, гвоздика, фиалка, астра, лилия, ромашка, ирис.
Вывод: Как вы узнали, что в этих словах 1, 2, 3 слога?
Какое правило вы при этом помнили? (Повторение)

7. Итог урока

– Ребята, как вы думаете, хорошо ли вы усвоили эту тему? Твёрдо ли вы запомнили новое правило? Хотите себя проверить?

а) Выполнение дифференцированных заданий на карточках «Помоги Незнайке» (Приложение 1)

– Молодцы, ребята! Сегодня вы хорошо потрудились. Надеюсь,  у вас и впредь не возникнут трудности в выделении гласных букв и определении количества слогов в словах.

Оценка работы учащихся карточками с изображением медведя и лягушки «Хорошо» и «Молодец».