Открытый урок по литературному чтению в 1-м классе по теме "Буквы Б, б, обозначающие согласные звуки [б] [б']"

Разделы: Начальная школа


Цели:

Образовательная: научить различать звуки [б] [б']; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного чтения.

Развивающая: развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление и речь детей. Продолжать формирование навыков работы с текстом.

Воспитательная: воспитывать чувство любви к чтению, к родной природе, расширять читательский кругозор учащихся.

Оборудование: магнитофон, мультимедийный проектор, иллюстрации к сказкам, карточки.

Ход урока

I. Организационный момент – 2 минуты.

1.1. Приветствие. Проверка готовности детей к уроку.

1.2. Сообщение темы урока.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим путешествие по удивительной стране, которая называется Букляндия, где закрепим знания о новой букве, с которой вчера познакомились, вспомним, какие звуки она обозначает, будем читать слоги с этой буквой, составлять слова и предложения. Нас ждёт непростое испытание. А проведут нас по этой стране известные герои сказок.

II. Изучение новой темы – 10 минут.

Звучит мелодия из кинофильма “Приключения Буратино”.

У.: Как вы думаете, какой герой спешит к нам на встречу? (Если не отгадают – включить аудиозапись с загадкой про Буратино)

Дети: К нам спешит Буратино.

У.: Отгадали вы правильно, но, чтобы он появился, нам нужно выполнить задание. На доске, с помощью схем, зашифрованы имена сказочных героев.

Найдите схему к слову – Буратино.

У доски индивидуально работает ученик со схемами.

У.: Ребята, а ещё у меня на доске рассыпались буквы: у, б, о, р, т, а, и, н. Кто сможет их собрать и написать это слово?

У доски индивидуально работает ученик с буквами.

У.: Мы же с вами проверяем выбранную схему. Делим на слоги слово Буратино.

Хлопками проверяем, проговаривая первый, второй, третий, четвертый слоги. Выделяем голосом ударный слог. На какой слог падает ударение?

Д.: Ударение падает на третий слог.

У.: Произнесите первый звук, охарактеризуйте его.

Д.: Звук [б] – согласный, звонкий, твердый.

Учитель на доске открывает иллюстрацию, на которой Буратино с Белоснежкой.)

У.: Ой, ребята, с кем к нам в гости пришёл Буратино? Узнаете? Да, это Белоснежка. А как вы думаете, почему Буратино взял в путешествие Белоснежку?

Д.: Буратино взял в путешествие Белоснежку, потому что её имя начинается с буквы Б.

У.: Произнесите первый звук в слове Белоснежка.

Д.: Это звук [б’].

У.: Что вы можете сказать про него? Охарактеризуйте этот звук.

Д.: Звук [б’] – согласный, звонкий, мягкий.

У.: Какой буквой обозначаем мы эти звуки? Найдите её в кассе букв и дайте в руки Буратино.

III. Закрепление пройденного материала – 21 минута.

3.1. Чтение слогов, слов, предложений с буквой Б б.

У.: Молодцы! Перед вами открылась сказочная страна. Начнем наше путешествие. Впереди речка. Как перейти через речку?

Д.: Через речку надо построить мостик.

У.: Буратино и Белоснежка предлагают вам такое задание. Посмотрите, пожалуйста, на экран.

На экране мультимедийного проектора персонажи сказок со слогами – ба би бу бо бе бы, дети все вместе читают слоги.

У.: А теперь прочитайте эти слоги:

1 ряд – с вопросительной интонацией;
2 ряд – с грустью;
3 ряд – с радостью.

Дети выполняют работу.

У.: А теперь Буратино с Белоснежкой просят вас разделить слоги на две группы. Как вы думаете, на какие?

Д.: Одна группа – с твёрдым согласным звуком, другая – с мягким согласным звуком.

У.: Возьмите листочки, которые лежат у вас на столе, найдите первое задание.

Как вы думаете, с каким звуком соберёт Буратино слоги?

Д.: Буратино соберёт слоги с твёрдым согласным звуком.

У.: Мальчики запишут слоги с твёрдым согласным звуком. А Белоснежка?

Д.: А Белоснежка соберет слоги с мягким согласным звуком.

У.: Эти слоги запишут девочки. Теперь проверим!

Дети смотрят на экран мультимедийного проектора.

Сначала мальчики читают то, что они записали, потом – девочки.

ба би
бо бе
бу  
бы  

У.: С заданием вы справились, мостик через речку выстроили. Но прежде, чем вы попадёте в сказочный лес, Буратино приглашает вас отдохнуть.

Дети повторяют слова и движения за Буратино:

Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано,
Где окно и где крыльцо.
Обведу я снова круг,
Посмотрю на всё вокруг.

У.: Посмотрели мы с вами вокруг и попали в удивительный лес. А удивительный он потому, что в этом лесу на деревьях растут листочки-буквы, листочки- слоги. На каждом дереве спряталось по одному слову. Вам нужно собрать это слово. Только срывать листочки с деревьев не будем. Почему, как вы думаете?

Д.: Срывать листочки с деревьев нельзя, потому что они живые существа нельзя.

У.: 1 ряд собирает слоги и буквы с 1 дерева, 2 ряд – со 2 дерева, 3 ряд – с 3 дерева. Эти слова вы запишете, разделите на слоги, поставите ударение.

Бар - ан Боб - ры Бел - ка
Ба - ран Боб - ры Бел - ка

У.: Посмотрите на экран, Буратино с Белоснежкой тоже составили слова, а Буратино разделил их на слоги и поставил ударение. Проверьте, правильно он выполнил задание? (На экране)

У.: Вот вы и вышли на полянку, где много цветов. Они также волшебные, как и всё в этой стране. А выросли в цветах уже не буквы, не слоги, а слова. Как бы хотелось Буратино подарить Белоснежке букет цветов! Но, ребята, если мы сорвём по цветочку, что произойдёт?

Д.: Полянка опустеет.

У.: Да, полянка опустеет, и тот, кто придёт после нас, уже не сможет полюбоваться этой красотой. Поэтому Буратино не будет срывать цветы на полянке, чтобы подарить их Белоснежке. Он подарит ей букет из слов, связанных между собой по смыслу.

К доске выходят 5 человек, читают слова, составляют предложение.

Белые бараны били в барабаны.

У.: Ребята, что за предложение мы составили?

Д.: Скороговорку.

1 ряд – медленно;
2 ряд – быстро;
3 ряд – очень быстро.

Дети выполняют физические упражнения под музыку.

3.2. Работа с текстом.

У.: Мы подошли к конечной цели нашего путешествия. А вы знаете куда вы пришли? Посмотрите на экран.

Д.: Мы пришли к библиотеке.

У.: Посмотрите, кто нас встречает в библиотеке?

Б.: Ребята, я так рад, что вы выполнили все задания и добрались до библиотеки. До вас тут побывало много ребят, Давайте прочитаем о них в Азбуке.

У.: Откройте, пожалуйста, Азбуку на странице 105.

Чтение учащимися текста по цепочке. Беседа по содержанию текста.

Вопросы:

– Где ребята были в субботу?
– Что им там показали?
– Чем ребята занимались в библиотеке?
– Какие слова из басни запомнились ребятам?
– Ребятки, какие басни Крылова вы знаете?

Д.: Возможны разные варианты.

У.: Нашим ребятам очень понравилась басня Крылова И.А.“Стрекоза и Муравей”.

3 ученика (заранее подготовленные) инсценируют басню И.А.Крылова “Стрекоза и Муравей”.

Б.: Ребята, какие вы молодцы! Вы настоящие читатели! Приходите, записывайтесь в библиотеку. Читая книги, вы узнаете много интересного.

А я приготовил сюрприз для вас и для наших гостей.

У.: Прежде чем вы узнаете какой сюрприз приготовил Буратино, вспомните, что нового мы сегодня узнали на уроке?

– Какую букву повторили?
– Какие звуки она обозначает?

IV. Подведение итогов урока – 2 минуты.

У.: Молодцы! А теперь покажите мне, каким выражением лица вы можете показать ваше впечатление от сегодняшнего урока?

Спасибо! А сейчас сюрприз от Буратино. Вы очень хорошо работали на уроке, поэтому каждому из вас в подарок ключик от волшебной страны знаний! А нашим гостям большой волшебный ключ.