Цель урока.
- Сформировать знания учащихся о различных видах сопротивлениях в цепи переменного тока,
- Развивать элементы творческой деятельности учащихся на уроке,
- Воспитывать активную жизненную позицию.
Учебно-наглядные пособия и оборудование
1. Плакаты:
а) цепь переменного тока с активным сопротивлением;
б) цепь переменного тока с индуктивным сопротивлением;
в) цепь, переменного тока с емкостью;
г) цепь переменного тока с активным, индуктивным и емкостным сопротивлениями.
3. Электрические лампы.
4. Индуктивные катушки, различные виды обмоток.
План урока:
- Организационный момент.
- Повторение изученного материала.
- Объяснение нового материала.
- Обобщение изученного материала.
- Домашнее задание.
Ход урока
Организационный момент
Проверяю отсутствующих, внешнее состояния группы и рабочих мест учащихся, создаю психологический настрой учащихся и рабочую обстановку на уроке.
Повторение изученного материала
Для определения уровня усвоения предыдущего материала, предлагаю учащимся написать самостоятельную работу, задание которой соответствует уровню В.
- Что называется периодом?
- Что такое амплитуда?
- Что называется частотой переменного тока?
- Какой частоты вырабатывается переменный ток?
- Какой зависимостью связаны период и частота?
- Какими буквами обозначаются частота и период?
- Какое явление получило название электромагнитной индукции?
- От чего зависит величина индуктивной электродвижущей силы (эдс)?
- Прокомментировать выражение E–Blv.
- Кем и когда было открыто явление электромагнитной индукции?
Затем предлагаю заслушать сообщения учащихся, подготовивших информацию по дополнительной литературе.
План изложения материала:
- Цепь переменного тока с активным сопротивлением.
- Цепь переменного тока с индуктивностью.
- Емкость в цепи переменного тока.
Вопрос 1. Цепь переменного тока с активным сопротивлением.
Даю определение активного сопротивления, демонстрируя учащимся образцы: электрические лампочки различных типов и напряжений, электронагревательные элементы бытовых приборов, школьные реостаты.
Предлагает рассмотреть цепь переменного тока, в которую включено одно активное сопротивление, и нарисовать ее в тетрадях. После проверки рисунка рассказываю, что в электрической цепи (рис. 1, а) под действием переменного напряжения протекает переменный ток, изменение которого зависит от изменения напряжения. Если напряжение увеличивается, ток в цепи возрастает, а при напряжении, равном нулю, ток в цепи отсутствует. Изменение направления его также будет совпадать с изменением направления напряжения
(рис. 1, в).
Рис 1. Цепь переменного тока с активным сопротивлением: а – схема; б – векторная диаграмма; в – волновая диаграмма
Графически изображаю на доске синусоиды тока и напряжения, которые совпадают по фазе, объясняя, что хотя по синусоиде можно определить период и частоту колебаний, а также максимальное и действующее значения, тем не менее построить синусоиду довольно сложно. Более простым способом изображения величин тока и напряжения является векторный.
Для этого вектора напряжения (в масштабе) следует отложить вправо из произвольно выбранной точки. Вектор тока преподаватель предлагает учащимся отложить самостоятельно, напомнив, что напряжение и ток совпадают по фазе. После построения векторной диаграммы (рис. 1, б) следует показать, что угол между векторами напряжения и тока равен нулю, т. е. ? = 0. Сила тока в такой цепи будет определяться по закону Ома:
Для закрепления данного вопроса задаю учащимся следующие вопросы:
1. Какое сопротивление называется активным?
2. Как будет изменяться ток по величине, если напряжение увеличивается?
3. Учащиеся решают разноуровневые задачи по определению активного сопротивления.
4. Почему на векторной диаграмме ток и напряжение отложены в одном и том же направлении?
Убедившись, что учащиеся усвоили эту часть материала, приступаю к объяснению следующего вопроса.
Вопрос 2. Цепь переменного тока с индуктивным сопротивлением
Рассмотрим электрическую цепь переменного тока (рис. 2, а), в которую включено индуктивное сопротивление. Таким сопротивлением является катушка с небольшим количеством витков провода большого сечения, в которой активное сопротивление принято считать равным 0.
Рис. 2. Цепь переменного тока с индуктивным сопротивлением
Вокруг витков катушки при прохождении тока и будет создаваться переменное магнитное поле, индуктирующее в витках эде самоиндукции.
Согласно правилу Ленца, эде индукции всегда противодействует причине, вызывающей ее. А так как эде самоиндукции вызвана изменениями переменного тока, то она и препятствует его прохождению.
Сопротивление, вызываемое эде самоиндукции, называется индуктивным и обозначается буквой xL. Индуктивное сопротивление катушки зависит от скорости изменения тока в катушке и ее индуктивности L:
где ХL– индуктивное сопротивление, Ом; – угловая частота переменного тока, рад/с; L–индуктивность катушки, Г.
Угловая частота == , следовательно, .
Для закрепления понятия об индуктивности преподаватель может вызвать одного-двух учащихся к доске для решения примеров. Примеры соответствуют уровню В.
Пример. В цепь переменного тока включена катушка с индуктивностью L = 0,4T. Определить индуктивное сопротивление катушки, если частота = 50 Гц.
Решение. 2-3,14.50.0,4= 125,6 Ом. Для сравнения можно определить при = 200 Гц: = 2-3,14.200-0,4 = 502,4 Ом.
Сравнивая эти результаты, показываю, что с увеличением частоты переменного тока индуктивное сопротивление катушки повышается, а при уменьшении убывает; / = 0, т. е. при постоянном токе индуктивное сопротивление отсутствует.
Здесь уместно задать учащимся вопросы:
1. Какое сопротивление называется индуктивным?
2. В каких случаях сопротивление бывает большим или меньшим?
3. Учащиеся решают задачи на определение индуктивного сопротивления, уровней А,В.
Следующий этап урока – построение диаграмм. Для этого рисую на доске синусоиду переменного тока в осях координат х и у (рис. 5,6), напоминая учащимся, что эдс самоиндукции направлена навстречу току, и, следовательно, если ток уменьшается (точки 2 и <3), то электродвижущая сила самоиндукции будет возрастать. В тот момент, когда ток равен нулю, эдс будет иметь максимальное значение (точка 7). Такая же зависимость и в других точках синусоиды. Ток опережает эдс самоиндукции на угол = 90°. Чтобы установить зависимость тока от напряжения, преподаватель напоминает учащимся о том, что если в цепи переменного тока только одна индуктивность, то эдс самоиндукции будет направлена навстречу напряжению генератора U. Следовательно, напряжение и эдс самоиндукции также сдвинуты по фазе на угол <р= 180°. В связи с этим синусоида напряжения противоположна синусоиде эдс самоиндукции. Изображаю на графике синусоиду напряжения U. Из графика видно, что в цепи, имеющей только индуктивность, напряжение опережает ток на 90°.
Большим индуктивным сопротивлением обладают реакторы, применяемые для ограничения тока электрических цепях, обмотки трансформаторов, обмотки электрических двигателей переменного тока. Ток в таких цепях определяется по закону Ома.
Учащиеся дают определения всем величинам, входящим в данную формулу.
Вопрос 3. Емкостное сопротивление в цепи переменного тока.
Перед началом объяснения следует напомнить, что имеется ряд случаев, когда в электрических цепях, кроме активного и индуктивного сопротивлений, имеется и емкостное сопротивление. Прибор, предназначенный для накопления электрических зарядов, называется конденсатором. Простейший конденсатор – это два проводка, разделенных слоем изоляции. Поэтому многожильные провода, кабели, обмотки электродвигателей и т. д. имеют емкостное сопротивление.
Объяснение сопровождается показом конденсатора различных типов и емкостных сопротивлений с подключением их в электрическую цепь.
Предлагаю рассмотреть случай, когда в электрической цепи преобладает одно емкостное сопротивление, а активным и индуктивным можно пренебречь из-за их малых значений (рис. 6, а). Если конденсатор включить в цепь постоянного тока, то ток по цепи проходить не будет, так как между пластинами конденсатора находится диэлектрик. Если же емкостное сопротивление подключить к цепи переменного тока, то по цепи будет проходить ток /, вызванный перезарядкой конденсатора. Перезарядка происходит потому, что переменное напряжение меняет свое направление, и, следовательно, если мы подключим амперметр в эту цепь, то он будет показывать ток зарядки и разрядки конденсатора. Через конденсатор ток и в этом случае не проходит.
Сила тока, проходящего в цепи с емкостным сопротивлением, зависит от емкостного сопротивления конденсатора Хс и определяется по закону Ома
где U – напряжение источника эдс, В; Хс – емкостное сопротивление, Ом; / – сила тока, А.
Рис. 3. Цепь переменного тока с емкостным сопротивлением
Емкостное сопротивление в свою очередь определяется по формуле
где С – емкостное сопротивление конденсатора, Ф.
Предлагаю учащимся построить векторную диаграмму тока и напряжения в цепи с емкостным сопротивлением. Напоминаю, что при изучении процессов в электрической цепи с емкостным сопротивлением было установлено, что ток опережает напряжение на угол ф = 90°. Этот сдвиг фаз тока и напряжения следует показать на волновой диаграмме. Графически изображаю на доске синусоиду напряжения (рис. 3, б) и дает задание учащимся самостоятельно нанести на чертеж синусоиду тока, опережающую напряжение на угол 90°. Убедившись, что все учащиеся выполнили задание правильно, задаю ряд вопросов:
1. Почему амперметр не покажет тока, если включить конденсатор в цепь постоянного тока?
2. Какой ток показывает амперметр при включении конденсатора в цепь переменного тока?
3. В каких единицах измеряется емкость? Учащиеся на доске вычерчивают диаграмму.
Закрепление материала можно начать с практического примера:
Рис, 4. Цепь переменного тока с активным и индуктивным сопротивлениями
Пример: По обмоткам проходит ток и они нагреваются; следовательно, обмотки имеют активное сопротивление и создают магнитное поле. Наконец, изолированные витки обмотки обладают емкостным сопротивлением. Поэтому такой приемник можно представить в виде трех сопротивлений (рис. 4, а).
Ответ. В этой цепи сопротивления соединены последовательно, и в них движется одинаковый ток.
Следует определить, чему равно общее напряжение на зажимах такой цепи и ее общее сопротивление.
Отложим вектор тока по горизонтали (рис. 4,6), а по нему и вектор напряжения, так как в цепи с активным сопротивлением ток и напряжение совпадают по фазе. Вектор напряжения на индуктивном сопротивлении откладываем вверх под углом 90° к вектору тока, потому что это напряжение опережает ток. Напряжение в цепи с емкостным сопротивлением отстает от тока на угол 90°, и поэтому вектор Ос откладываем вниз. Сложим векторы и и получим вектор UL– Uc, равный векторной сумме их. Находим общее напряжение на зажимах цепи, которое будет равно сумме_векторов, т. е. диагонали параллелограмма – вектору U. Из треугольника ABC
(рис. 4, в) по теореме Пифагора определяем
Полное сопротивление этой цепи находим из треугольника сопротивлений отсюда
Следовательно, ток в такой цепи вычисляется по закону Ома .
Если у учащихся не возникает вопросов, объявляю задание на дом.
Рефлексия, итог урока:
1. Что нового, полезного для себя изучили?
2. Какие трудности возникли в ходе изучения?
3. Уровень активности учащихся.