Урок по литературному чтению по программе "Начальная школа XXI века", 4-й класс. Тема: "Стихи о природе. М.Ю. Лермонтов "Горные вершины", "Утес"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Задачи: Познакомить учащихся со средствами выразительности через произведения М.Ю. Лермонтова.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся со средствами выразительности: метафора, олицетворение, эпитет, сравнение.
  2. Отработка интонационного чтения: темп, тон, логическое ударение, пауза, - соответствующего выраженным мыслям и чувствам.
  3. Воспитание любви к природе.
  4. Развитие воображения.
  5. Расширение кругозора и словарного запаса.

Оформление доски

Ход урока

1. Организационный момент.

(чтение стихотворения Д.Кугультинова)

***

Так много слов скопилось на земле!..
Но в собственность ни деньгами, ни властью
Ни купишь слова, не запрёшь в столе:
Оно мирское достоянье, к счастью!
И сотни раз различные уста
Одно и то же произносят слово,
И на устах у каждого из ста
Оно значенье изменяет снова,

Иначе пахнет, и звучит не так,
То дерзко требует, то жалко просит,
Послушно отражая свет и мрак
Того, кто это слово произносит.
Оттенков множество в себе тая,
Звучание не больше, чем одёжа…
У каждого из слов душа своя,
На душу говорящего похожа.

- Что хотел сказать читателю автор стихотворения? (слов много, но каждый вкладывает свой особый смысл, свою интонацию в произносимые слова)

2. Проверка домашнего задания.

- Напомните, пожалуйста, с произведениями какого автора мы начали работу на предыдущем уроке. (М.Ю. Лермонтов)

- На примере какого произведения вы выполняли домашнюю работу? (стихотворение М.Ю. Лермонтова “Парус”)

- Озвучьте первую часть задания.

(Выразить своё отношение к произведению)

- Посмотрите на рисунок: можно определить моё эмоциональное состояние по этому рисунку? (Нет)

- Что необходимо человеку для выражения своего настроения? (цвет, звук, слово, эмоции)

- Посмотрим как вы смогли выразить свои эмоции в рисунке. Повесьте свои иллюстрации на доску. Каким средством вы воспользовались, чтобы ваш рисунок отличался от другого? (Цвет)

- Ещё одним средством выразительности является музыка. Послушайте романс в исполнении оперного певца Сергея Яковлевича Лемешева.

(Романс “Белеет парус”)

- Какое средство выразительности помогает нам, по–разному рассказывать об одном и том же предмете? (эпитет)

- Прочитайте свои эпитеты к слову парус. (…)

- Сегодня мы продолжим работу со средствами выразительности.

3. Работа над новым материалом.

А) И.-В. Гёте сказал: “Кто не знает чужих языков, не знает ничего о своём”.

- На прошлом уроке я рассказала вам, что Лермонтов владел несколькими иностранными языками, в том числе, и немецким.

(читаю стихотворение Гёте на немецком языке)

Uber allen Gipfeln

Ist Ruh,

In allen Wipfeln –

Spurest du

Kaum einen Hauch;

Die Vogelein schweigen im Walde.

Warte nur, balde

Ruhest du auch.

(Goe the)

- Лермонтов сделал свободный перевод этого стихотворения, и мы с вами можем его прочитать уже на русском языке.

(чтение одним из учеников стихотворения наизусть)

Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы...
Подожди немного,
Отдохнешь и ты.

- Какое состояние природы передаёт поэт? (отдых, сон, спокойствие)

- Откройте учебник на странице 67.

- Прочитайте стихотворение про себя и скажите, с помощью каких слов он говорит об этом? (спят, ночная мгла, тихие, свежая мгла, не пылит, не дрожат, отдохнёшь)

- Можно ли сказать, что поэт таким образом рассказывает о своих чувствах?

- Какой тон больше всего подходит для чтения этого стихотворения? (грустный). Это стихотворение поэт написал незадолго до своей гибели в 1840 году.

- Какой темп нужен для прочтения? (медленный, спокойный)

- Кроме слов, на что ещё следует обратить внимание, чтобы передать настроение этого стихотворения? (знаки препинания)

- Есть ли в этом стихотворении слова, значение которых вы не знаете?

(мгла – тусклый, мало прозрачный воздух, сухой туман, дым. долина- низменность, природная впадина на земле)

- Давайте послушаем ваше прочтение стихотворение (2-3 человека)

Б) – Иногда своё отношение к явлению или предмету мы выражаем с помощью пословиц и поговорок. Прочитайте пословицы и назовите ту, которая, по вашему мнению, характеризует произведения Лермонтова, которые мы прочитали.

Хорошие речи хорошо и слушать.

Коротко, да ясно, оттого и прекрасно.

Видна птица по перьям, а человек – по речам.

В) – Мы познакомимся с ещё одним стихотворением Лермонтова - “Утёс”.

(один ученик читает)

- Как вы понимаете слово “учёс”? (гора…)

- Как называет его автор? (великан)

- Подберите синонимы к этому слову. (Огромный, гигант, громадный, большой, колоссальный)

- Прочтите слова, которыми автор передаёт чувства “утёса”. (одиноко, задумался, плачет).

- Как называется приём наделения неодушевлённых предметов свойствами живых существ? (олицетворение)

- Что можно сказать о человеке – Лермонтове после прочтения его стихотворений? (лирик, грустный, печальный, одинокий)

4. Разучивание стихотворения наизусть.

- Домой вы получите задание выучить наизусть стихотворение “Утёс”.

- Давайте попробуем это сделать в классе, а дома вы поработаете над выразительностью.

(работа по рисункам)

5. Подведения итогов урока.

- Какие средства выразительности мы вспоминали и использовали на уроке? (эпитет, олицетворение…)

- Закончу урок словами великого русского писателя И. Тургенева

“Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса”.

Урок окончен. Спасибо!