Муниципальное образовательное учреждение “Межшкольный учебный комбинат” - общеобразовательное учреждение в системе непрерывного образования, целью которого является формирование у обучающихся способности самостоятельного выбора сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей индивидуальным особенностям школьников и запросам рынка труда, оказание помощи в приобретении трудового опыта на допрофессиональном и профессиональном уровне в современных социально-экономических условиях.
С 2007 по 2010 учебный год на базе МОУ “МУК” реализуется проект городской инновационной площадки экспериментального типа по теме “Создание ресурсного центра предпрофильного и профильного обучения”.
К выходу на инновационный проект коллектив МОУ “МУК” шел несколько лет, накапливая педагогический опыт по организации предпрофильной подготовки и профильного обучения, развивая ресурсы управления профилизацией образовательного процесса.
По результатам мониторинга готовности школьников к профессиональному самоопределению и выбору профиля обучения, были выявлены противоречия с одной стороны в том, что возрастает потребность школьников в получении широкого спектра знаний о своих способностях и возможностях, о современном рынке труда, о возможностях выстраивания своей образовательной и профессиональной карьеры, а с другой стороны – недостаточностью ресурсов школ для удовлетворения растущих потребностей современной молодежи.
Таким образом, работа педагогического коллектива МОУ “МУК” как инновационного учреждения, в первую очередь, направлена на устранение противоречия между потребностью обучающихся II и III ступени в расширении спектра образовательных услуг по предпрофильному и профильному обучению, и, отсутствием возможности создать такие условия на базе общеобразовательных школ.
Следовательно, основным условием успешного развития образовательного учреждения МОУ “Межшкольный учебный комбинат” становится выход на качественно новый уровень управления и организации образовательным процессом – создание ресурсного центра предпрофильного и профильного обучения.
Целью работы городской инновационной площадки “Создание ресурсного центра предпрофильного и профильного обучения” является выявление и создание совокупности организационно-педагогических условий и педагогических средств, обеспечивающих процесс эффективного предпрофильного и профильного обучения школьников.
В связи с этим возникает необходимость в решении следующих основных задач:
- Создать организационные и нормативно-правовые условия для функционирования МОУ “МУК” в режиме Ресурсного центра.
- Осуществить переход от формальных установок на управление учреждением к программно-целевым методам управления в условиях инновационных изменений, на основе ресурсного подхода.
- Разработать, внедрить и теоретически обосновать комплексную модель сетевого взаимодействия в условиях функционирования ресурсного центра.
- Создать комплекс интегрированных программ предпрофильного и профильного обучения и усовершенствовать реализуемые учебные программы на основе блочно-модульного подхода и использования новых педагогических технологий.
- Создать эффективную систему оценки качества обучения.
- Развивать ресурсный потенциал педагогического коллектива, совершенствовать систему повышения квалификации педагогических кадров, способствовать распространению передового педагогического опыта.
В настоящее время коллектив межшкольного учебного комбината, находясь на этапе внедрения нововведений в рамках инновационного проекта “Создание ресурсного центра предпрофильного и профильного обучения”, стремится к сбансированности внешних и внутренних ресурсов развития образовательного учреждения.
Работа коллектива выстраивается, во-первых, с учетом концепции развития образования и социального заказа на образование, а также, во взаимодействии образования и науки (внешний ресурс); во-вторых, с учетом потребности в развитии финансового, материально-технического, теоретического, правового и кадрового ресурсов учреждения (внутренний ресурс).
Сегодня в МОУ “МУК” открыты 11 профилей обучения: индустриально-технический, информационно-технологический, социально-экономический, социально-гуманитарный, гуманитарный, филологический, художественно-эстетический, биолого-географический, химико-биологический, оборонно-спортивный, юридический; осуществляются более тридцати профессиональных проб.
Основное содержание деятельности учебного комбината в настоящий момент включает в себя следующие направления:
1. Предпрофильная подготовка. Реализация стандарта основного общего образования ОО Технология для обучающихся 7-9 классов.
Организация предпрофильной подготовки в условиях МОУ “МУК” подчиняется определенным условиям:
- Реализация стандарта общего образования образовательной области Технология;
- Реализация стандарта профессий через осуществление профессиональных проб (практико-ориентированных элективных курсов);
- Учет потребностей школьников для их успешного профессионального самоопределения;
- Использование материально-технических и программно-методических ресурсов учебного заведения;
- Использование ресурсов педагогического коллектива (большинство педагогов имеют не одну профподготовку, что расширяет спектр образовательных услуг).
Основываясь на модели учебного курса С.Н. Чистяковой “Твоя профессиональная карьера”, программ Г.В. Резапкиной и В.Д. Симоненко каждый педагог выстраивает учебный процесс с учетом вышеперечисленных условий. Таким образом, моделирование и варьирование учебных программ педагогами, их творческий подход, постоянно расширяет программно-методическую базу предпрофильной подготовки МОУ “МУК”.
На сегодняшний день, кроме реализации основных модулей профессионального самоопределения школьников (таких как “Образ - Я”, “Мир профессий”), мы способны предложить обучающимся широкий спектр профпроб:
архитектура и дизайн архитектурной среды, чертежник, витражист, дизайнер одежды, художник росписи по ткани, колорист по окраске ткани, дизайнер по интерьеру, младшая медицинская сестра по уходу за больными, массажист, социальный работник, психолог, наладчик технологического (швейного) оборудования, основы предпринимательства и менеджмента, руководитель малого предприятия, отделочник, рабочий зеленого строительства, флорист, сотрудник МВД, секретарь руководителя, литературовед, слесарь по ремонту автомобилей и др.
Более 25 профессиональных проб, разработанных педагогами в разное время с учетом запросов обучающихся и собственных профессиональных возможностей, позволяют реализовать потребности школьников в информации по профессиональному самоопределению и обеспечить личностно-ориентированный подход в организации предпрофильной подготовки.
2. Профильное обучение. Реализация стандарта среднего общего образования ОО Технология для обучающихся 10-11 классов и стандарта по профессии, специальности.
В условиях межшкольного учебного комбината профильное обучение представлено допрофессиональной подготовкой и профессиональным обучением школьников. Программы профильного обучения кроме реализации государственного стандарта среднего общего образования включают государственный стандарт по профессии, предлагаемой обучающимся при выполнении профессиональной пробы или при освоении курса профессиональной подготовки.
Программы профильного практико-ориентированного обучения (допрофессиональная подготовка) предполагают приобретение первоначального опыта в различных видах профессиональной деятельности, с учетом интересов обучающихся и их семей. Эти программы представлены более чем 20 профессиональными пробами:
архитектура и градостроительство: дизайнер по интерьеру, архитектор (профильный класс); инспектор дорожно-патрульной службы ГИБДД (профильный класс); дизайнер по ландшафту; младшая медицинская сестра по уходу за больными; основы предпринимательства и менеджмента; продавец непродовольственных товаров; кассир-оператор; специалист по социальной работе, социальный педагог; психолог; сотрудник МВД: инспектор ИДН, эксперт-криминалист, следователь уголовного розыска; юрист, нотариус; пожарный, спасатель и др.
Профессиональное обучение представлено следующими профессиями:
водитель транспортных средств категории “В”, “С”; слесарь по ремонту автомобилей; исполнитель художественно-оформительских работ; оператор ЭВМ; парикмахер; продавец непродовольственных товаров; агент по снабжению; секретарь руководителя; социальный работник; закройщик; портной; младшая медицинская сестра по уходу за больными. В ходе обучения школьники приобретают опыт в конкретной профессиональной деятельности на углубленном уровне, с прохождением производственной практики и присвоением обучающимся первой профессионально-квалификационной ступени.
3. Реализация программ профессионального образования для социально-дезадаптированных подростков.
На 2007-2008 учебный год в межшкольном учебном комбинате работают 5 групп социальной и профессиональной адаптации (ГСПА) для подростков 14-16 лет, не имеющих основного общего образования. Обучающиеся ГСПА в течение двух лет осваивают программы профессионального обучения по выбранной профессии, проходят производственную практику на предприятиях города и по результатам квалификационных испытаний им присваивается квалификация по профессиям:
- слесарь по ремонту автомобилей;
- столяр, плотник;
- парикмахер;
- продавец непродовольственных товаров.
4. Реализация программ дополнительного образования: кружки технического творчества для детей-сирот, факультативы, курсы и др.
5. Профессиональная ориентация школьников (индивидуальные, групповые и массовые формы работы).
С целью организации комплексного сопровождения и психологической поддержки участников образовательного процесса в МОУ “МУК” работает Служба профессиональной ориентации и диагностики. Организационно-методическая модель деятельности Службы определяется профориентационной направленностью работы учреждения и служит задачам развития и совершенствования психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.
Служба представляет из себя организационную структуру, в состав которой входят методисты и педагоги-психологи, организующие систему сопровождения профессиональной ориентации и психологической поддержки участников образовательного процесса. Основные задачи работы Службы определяются как:
- Содействие социально-профессиональному самоопределению обучающихся в выборе оптимального вида занятости с учетом их потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.
- Организация психолого-педагогической поддержки профессиональной деятельности педагогического персонала.
- Обеспечение приоритетных направлений работы учреждения.
Совершенствование работы педагогического коллектива, планирование научно-методической деятельности в рамках реализации инновационного проекта, опирается на обоснованные данные социологических исследований готовности обучающихся к профессиональному самоопределению, ежегодно проводимых Службой профессиональной ориентации и диагностики.
Профессиональная ориентация включает в себя 3 основных направления работы:
- профессиональная диагностика (профдиагностика и психологическая диагностика по компьютерным и бланковым методикам);
- профессиональное консультирование (индивидуальное и групповое профконсультирование, психологическое и организационное консультирование);
- профориентационное просвещение (разработка и проведение тематических классных часов и родительских собраний; организация семинаров для педагогов города, области и МОУ “МУК” по вопросам организации предпрофильного и профильного обучения; организация и проведение презентаций профессий различных отраслей производства и сфер деятельности по городу Вологда; организация и проведение ежегодной городской профориентационной акции “Мир профессий”; организация и проведение городских профориентационных конкурсов; организация экскурсий на производство, в учреждения и организации).
В МОУ “МУК” разрабатываются и внедряются новые формы организации городских профориентационных мероприятий (презентации, конкурсы, конференции и др.), что способствует профессиональному самоопределению школьников и позволяет разнообразить воспитательную работу в школах. Так, между Управлением образования Департамента гуманитарной политики Администрации города Вологды и Вологодским государственным педагогическим университетом (ВГПУ), после проведения первого конкурса “Серебряное перо”, разработанного Службой профориентации и диагностики МОУ “МУК”, было подписано двустороннее соглашение о проведении ежегодного городского конкурса по журналистике “Серебряное перо” для обучающихся 10-11 классов ОУ города Вологды с 2007-2008 учебного года, разработано Положение о конкурсе, в котором предусмотрены гарантии победителям конкурса при поступлении на отделение журналистики ВГПУ.
Учреждение развивается, совершенствуются программно-методическая и материально-техническая база, система управления и организации учебно-воспитательным процессом.
Многие педагоги включены в инновационную деятельность. В ходе подготовки к работе инновационной площадки было проведено исследование инновационного потенциала педагогического коллектива. Результаты показали достаточную готовность педагогов к переходу на новую стадию развития учреждения – Ресурсный центр предпрофильного и профильного обучения, готовность к необходимым в этой связи имениям в организации учебного процесса и совершенствованию своей профессиональной деятельности. Оценивая уровень готовности к новшествам в разделах содержания и технологии обучения, следует отметить, что большинство педагогов настроены на глубинное, сущностное обновление.
Педагоги МОУ “МУК” принимают активное участие в распространении передового педагогического опыта: принимают участие в городских конкурсах педагогического мастерства “Учитель года”, в городском слете инновационных учреждений и творчески работающих педагогов, активно участвуют в организации и проведении городских и областных семинаров с проведением открытых уроков, выступлений, с демонстрацией собственного педагогического опыта.
Педагогический опыт – это отрефлексированная деятельность педагога. Опыт рождается из деятельности подобно тому, как из куколки, пережив ряд метаморфоз, появляется прекрасная бабочка. Главной причиной, которая вызывает появление нового опыта, является затруднение, а механизмом его “выведения” в жизнь может быть только рефлексия. Готовность педагогов к анализу собственного педагогического опыта – решающий фактор развития Ресурсного центра.
Реализация задач, стоящих в настоящее время перед межшкольным учебным комбинатом в условиях перехода к модели ресурсного центра предпрофильного и профильного обучения, невозможна без внедрения программно-целевого управления инновационными процессами, согласованности действий по внедрению новаций всех участников образовательного процесса. В этой связи важно, чтобы каждый участник образовательного процесса, независимо от того является ли он педагогом-инноватором или существует в режиме стационарного функционирования, нашел возможность раскрыться, самореализоваться.
С целью максимального использования инновационного потенциала педагогического коллектива введены новые компоненты управления и организации научно-методической работой (научно-методический совет, научно-практическая лаборатория, проблемные группы), проводится работа по повышению профессиональной компетенции педагогов в вопросах инновационной работы и организации УВП, в том числе с непосредственным участием научного руководителя проекта кандидата педагогических наук, доцента, заведующего кафедрой управления и экономики образования Вологодского института развития образования - А.С. Красикова.
Целенаправленность и слаженность действий педагогического коллектива, рост интереса педагогов к повышению качества образования с учетом интересов и потребностей школьников и их семей, современных социально-экономических условий, ситуации на рынке труда, позволяет коллективу МОУ “МУК” получать хорошие результаты в образовании и воспитании школьников и успешно решать задачи по организации профильного обучения, быть конкурентоспособным на современном образовательном рынке.
В настоящее время администрация учреждения, творческие группы педагогов продолжают работу над созданием эффективной системы управления образовательными и инновационными процессами в учреждении, развитием ресурсообеспечения.
Развиваются и укрепляются связи с социальными партнерами, устанавливаются новые партнерские взаимоотношения. Так опыт организации профильного обучения, накопленный в межшкольном учебном комбинате, позволил коллективу выйти на новую форму организации непрерывного образования по схеме “школа – МУК – ПУ, ССУЗ - ВУЗ - производство” через организацию сетевых форм взаимодействия. За счет укрепления партнерских отношений, в том числе решаются задачи внебюджетного финансирования, пополнения материально-технической и информационной базы учреждения.
МОУ “Межшкольный учебный комбинат” успешно развивается, совершенствует научную, методическую и материально-техническую базу, выполняя основные условия успешного развития инновационного образовательного учреждения. Таким образом, в условиях развивающегося сетевого взаимодействия, изменениях, происходящих внутри управленческого и образовательного процессов, осуществляется переход к следующему этапу реализации эксперимента по созданию Ресурсного центра предпрофильного и профильного обучения.