Урок "Авторская песня". Романтики шестидесятых

Разделы: Музыка


Цели и задачи:

Обучающие:

  • Формирование целостного миропонимания эмоциональной и чувственной сферы ребёнка.
  • Раскрыть социальные аспекты возникновения и популярности авторской песни.
  • Помочь учащимся вырабатывать собственный обоснованный взгляд на явления современной музыкальной культуры.

Развивающие:

  • Развивать навыки музыкального восприятия.
  • В процессе вокально-хоровой работы развивать певческие навыки учащихся и метроритмическое чувство.
  • Развивать умение анализировать, обобщать.

Воспитательные:

  • На основе эмоционального восприятия воспитывать любовь к музыке, потребность в общении с искусством.
  • Прививать любовь к Родине, музыкальной культуре страны.
  • Обогащать духовный мир ребёнка.

Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить о наших друзьях - авторских песнях и о людях, их создавших. А пока я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в историю.

Под музыку В.А. Моцарта выходят девочка и мальчик, одетые в костюмы эпохи Средневековья, двигаются шагом менуэта, затем мальчик читает сонет В. Шекспира, под музыку деты уходят.

Учитель: Мы с вами стали свидетелями сцены из жизни людей, которые жили очень давно. Как звали людей, которые сами слагали исполняли свои песни?

Ученики: Барды.

Учитель: Что вы знаете о них?

Ученики: Барды - певцы кельтских, особенно галльских племён, правильно организованный орден. Барды учились у друидов: после 12 лет - княжеский певец, хранитель исторических преданий. В сражении они с песнями шли впереди войска, они же провозглашали мир.

Видеофрагмент из фильма “Покровские ворота”, песня “Часовые любви” Б. Окуджавы.

Учитель: Москва 50-х годов и первой половины 60-х. Какими радостными и долгожданными оказались перемены. Появилась надежда на лучшую, счастливую жизнь. Люди стали радостными, более открытыми по отношению друг к другу. Появились новые интересные книги, стихи, спектакли, кинофильмы. В дальнейшем это поколение стали называть “шестидесятниками”, а время по аналогии с ранней весной - “оттепелью”.

Именно тогда, в шестидесятые годы, стали популярными туристические походы, путешествия. Совершенно необходимой здесь оказалась гитара.

Как хорошо тихим вечером у потрескивающего костра. Под аккомпонимент спеть задушевные песни. И все эти песни составили что-то новое: и не поэзию, и не музыку, а новый песенный жанр - авторскую песню. Сейчас все знают Булата Окуджаву, Владимира Высоцкого, Юрия Визбора, Александра Городецкого и других не как поэтов, а как бардов. Песни каждого из них, как и сами авторы, непохожи.

Что же такое авторская песня? На этот вопрос мы ответим стихотворением “Авторская песня” (Звучит стихотворение).

 Что такое авторская песня?

Что такое авторская песня?
Я сейчас хочу об этом спеть.
Если вдруг кому неинтересно,
Полчаса придется потерпеть.

Значит, так. Сперва нужна гитара.
Без гитары петь нельзя никак.
Быть должна гитара очень старой,
Битой и без третьего колка.

Чтобы виртуозною игрою
Публику случайно не спугнуть,
Струны хорошо чуть-чуть расстроить.
Впрочем, лучше даже не чуть-чуть.

Также в песне нужно много текста
С рифмой, а желательно с двумя,
Но не больше, так как если честно,
Рифмы только уши утомят.

В тексте нужно что-то про походы,
Про дожди и вольные ветра.
Про погоду или непогоду,
Про друзей и вечер у костра

А еще следить за смыслом важно,
Чтобы в песне не было его,
Чтоб никто из слушателей ваших
И не вздумал думать ничего.

На гитаре надо брать аккорды.
Как известно, их бывает три.
Струны можно жать не очень твердо,
Что придаст особый колорит.

Раз со слухом трудности болыпие
Можно на мелодию накласть.
Главное - ни разу не сфальшивить,
То есть чисто в ноту не попасть.

Стыдно петь без хрипов и без вдохов
И блистать вокальною красой,
Потому что это очень плохо,
Так как называется попсой.

А попса бездарна, как известно,
Так как нам не нравится она.
Нам по нраву авторская песня,
А кому-то даже не одна.
Ростислав Чебыкин.

Учитель: Сейчас мы поговорим о тех авторах, которых мы слушали, песни которых мы пели и творчество которых мы изучали. (Показ портрета)

Учитель: Ребята, кто этот человек?

Ученики: Александр Моисеевич Городницкий.

Учитель: Расскажите о нём.

Ученики: A.M. Городницкий считается классиком авторской песни. Родился в 1933 году.

Первую песню написал на Памире, в экспедиции. Москвич и петербуржец, океанолог и геолог, путешественник и литератор. Гордницкий предстаёт перед слушателями как основоположник “геологического” направления и как историк-исследователь, и как лирик.

Учитель: Многие его песни нам, безусловно, известны, я предлагаю вам спеть песню “Снег”.

Исполняется песня.

Учитель: Этого человека по праву считают стоящим у истоков авторской песни. (Показ портрета). Ребята, кто это?

Ученики: Юрий Иосифович Визбор.

Учитель: Расскажите, что вам известно о нём.

Ученики: Ю.М. Визбор родился в Москве, на Сретенке, учился в МГПИ, где ему было суждено стать основоположником своеобразной школы туристической и студенческой песни. Был одним из тех, кто основал радиостанцию “Юность”, выпустил звуковой журнал “Кругозор”. А такого вида радиожурналистики, как песни-репортажи, до него не существовало.

Учитель: Какую песню Ю. Визбора Вам хочется спеть? (Исполняется песня “Милая моя”).

Учитель: Многие авторы-исполнители трепетно, с благоговением относятся к природе, потому что поэт и природа - это единое целое. В авторских песнях мы всегда видим восхищение природой, её красотой. Давайте споём песню, которая расскажет нам об общении человека с природой.

(Звучит песня “Говоришь, чтоб остался я”).

Учитель: Песню какого автора мы спели?

Ученики: Юрия Александровича Кукина.

Учитель: Что вы знаете о нём?

 Ученики: Ю.А. Кукин родился в 1932 году. Пик его творческой активности пришёлся на 60-е годы. В своих песнях он поэтизирует обыденность. Кукин помогает людям осуществлять мечты. Он работал тренером по фигурному катанию. Так как летом у него был отпуск, то он чаще всего проводил его в компании друзей, путешествуя по отдалённым уголкам России. Именно там он понял, что жить без путешествий невозможно. Его знаменитая песня “За туманом” была написана во время одной из таких поездок.

Учитель: Ребята, невозможно на одном уроке рассказать обо всех авторах. Сегодня мы вспоминаем только некоторых из них: А. Галич, М.Анчаров, В.Высоцкий, Ю. Ким, С.Никитин и другие. Все они достойны того, чтобы творчество их изучалось, песни пелись. Но моё сердце безраздельно принадлежит Б. Окуджаве.

Булат Окуджава- это имя не нуждается в представлении. Его песни вошли в нашу жизнь в конце 50-х годов как-то сразу и, как оказалось, надолго. Много лет прошло с начала той романтической эпохи. Мы живём другой жизнью, в других ритмах, но почему-то каждый год 9 мая, в день рождения Б. Окуджавы, на Трубную площадь, к театру Современной пьесы приходят люди и поют его песни, только уже без него. (Видеофрагмент - “Простая песенка” в исполнении Б. Окуджавы.)

Ключевыми словами его творчества были “вера”, “надежда”, “любовь”. Его песни, стихи отличались верой в торжество разума, доброты, справедливости, мудрости. Прослушайте стихотворения этого замечательного автора.

Звучат стихотворения: “Солдатик оловянный” и “Песенка” в исполнении учащихся.

Учитель: Многое пришлось пережить Б. Окуджаве: арест родителей в 1937 году, расстрел отца, он сам чудом остался жив (его спасли родственники). Через полтора года Окуджава вернулся в Москву, а в 1942 году, не доучившись в 9 классе, ушёл на фронт. В Москву Окуджава смог вернуться только в 1956 году после реабилитации родителей. А в 1957 году появились первые стихи. У него были и поклонники, и недоброжелатели. О нём даже писали фельетоны, но с течением времени всё изменилось.

Ученик: Сам Окуджава говорил о своих песнях, что это просто способ исполнения стихотворений. А вот свидетельство Татьяны и Сергея Никитиных: “Для нас магия Окуджавы в звучании - это неповторимая интонация поэта, органичное слияние русского романса с грузинским распевом, это и скупое, но мастерское использование гитары”.

Ученик: Еще при жизни Б. Окуджавы существовало мнение, что его песни настолько обелены, что писать музыку на стихи не стоит, так как из этого не получится ничего интересного. Но жизнь показала другое. Его стихи являются песнями ко многим кинофильмам. Наиболее удачными, пожалуй, было сотрудничество Окуджавы с Евгением Шварцем в работе над фильмом “Женя, Женечка и Катюша”, “Звезда пленительного счастья”, “Соломенная шляпка”. Знаменитую “Ваше благородие, госпожа удача” Окуджава написал вместе со Шварцем к фильму “Белое солнце пустыни”.

Звучат песни: “Ваше благородие...” и “Когда воротимся мы в Портленд”.

Учитель: Когда в одном из интервью поэта спросили, какой он видит, оглядываясь в прошлое, свою жизнь, он ответил: “Я вообще-то, счастливый человек, несмотря ни на что... Жизнь моя была интересной, я делал то, что хотел, что мог, я совершил. Самое лучшее мне ещё предстоит совершить”. В 1997 году свой день рождения и День Победы Окуджава решил отпраздновать в Германии со своими немецкими друзьями. “Я рад, что между нашими народами вражды более не существует”. А потом был Париж... И газеты сообщили: “В военном госпитале, под Парижем, 12 июня 1997 года скончался Булат Окуджава”. А ведь когда-то он писал:

Париж для того, чтоб ходить по нему,
Глядеть на него, изумляться,
Грозящему бездной концу своему
Не верить, и жить не бояться.

Демонстрируется видеофрагмент: Б, Окуджава, исполняющий “Молитву” Учитель: А сейчас я предлагаю вам поработать в парах.

Сиквейн.

  • Понятие (Авторская песня).
  • Два прилагательных (Какая?)
  • Три глагола (Что делает?)
  • Предложение (Как?)
  • Наречие (Как?)

Учитель зачитывает некоторые работы.

Перед учениками ставятся две коробочки: одна с изображением смешной рожицы, другая - грустной.

Учитель: Ребята, у вас на столах лежат жетоны, и я прошу опустить их в одну из коробочек, в зависимости от того, какое впечатление произвёл на вас наш урок, было ли вам весело и интересно или скучно и грустно.

Ученики опускают жетоны в коробки - урок окончен.