Цели:
- Познакомить с приставкой, как частью слова, с ее основными признаками
- Стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы
- Развивать познавательные, поисковые и коммуникативные навыки, самоконтроль учащихся, умение работать в парах, группах
- Способствовать созданию благоприятного психологического климата, атмосферы успешности каждого ученика, предупреждение утомляемости.
Тип: изучение нового материала
Форма проведения урока: деловая игра “Детективное агентство”
План урока
I. Организационный момент.
- Возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами, и молча пожелайте своему товарищу что-нибудь очень приятное, доброе, удачи в работе.
- Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?
- А какими видите себя на этом уроке?
- А мне что пожелаете? Спасибо.
- Сегодня я предлагаю вам превратиться в детективов, а наш кабинет будет называться так:
Детективное агентство
- А кто такой детектив?
- Хорошо. Давайте обратимся к нашим помощникам – толковому словарю С.И. Ожегова, словарю иностранных языков и прочтем значение этого слова.
(учитель читает из словаря, а на экране проектора появляется значение слова)
*Специалист по расследованию уголовных преступлений; *Литературное произведение или фильм, изображающие раскрытие запутанных преступлений.
(словарь С.И.Ожегова)
*Агент сыскной полиции, сыщик;
* Произведение детективной литературы
(словарь иностранных языков)
(Звучит песенка сыщика из мультфильма “Бременские музыканты”)
- Прослушав шуточную песенку, скажите, какими качествами должен обладать хороший детектив?
- Интересно, кто из вас станет лучшим сыщиком?
II. Мобилизующий этап. Формирование учащимися темы и цели урока.
- Итак, в наше детективное агентство поступило электронное письмо-SOS, в котором говорится, что ПОТЕРЯЛАСЬ ЧАСТЬ СЛОВА. Просят срочно найти.
- Как вы думаете, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы помочь найти эту часть слова?
(постепенно появляется запись на доске):
Как называется эта часть слова?
Место расположения в слове?
Для чего она служит?
Как обозначается?
- Это и есть цель нашей поисковой деятельности
- Ребята, а кто скажет тему нашего урока?
Мы:
1. познакомимся с новой частью слова;
2. узнаем для чего служит и место положения в слове;
3. научимся обозначать и распознавать её среди других частей слова
III. Актуализация знаний
- Ребята, давайте вспомним, что нам уже известно о частях слова. (Работа с сигнальными карточками)
Выбрать верное утверждение: 1. Слово не может быть без корня
2. Слово не может быть без суффикса
Слайд (проверка)
1. Слово не может быть без корня
Выбрать верное утверждение: 1. Корень – это часть речи
2. Корень – это часть слова
Слайд (проверка)
2. Корень – это часть слова
Выбрать верное утверждение: 1. Суффикс стоит за корнем
2. Суффикс стоит в конце слова
Слайд (проверка)
1. Суффикс стоит за корнем
Выбрать верное утверждение: 1. Суффикс служит для связи слов в предложении
2. Суффикс служит для образования новых слов
Слайд (проверка)
2. Суффикс служит для образования новых слов
IV. Минутка чистописания
-Внимательно посмотрите на данную запись.
1 3 5 а в ?
- Определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания
- Что можете сказать об особенностях написания строчной буквы д?
- Напишите 1 строчку букву д
- Назовите слова из словаря с буквой д в начале. Поставьте ударение, подчеркните опасные места
V. Открытие нового знания
1. Составление фоторобота (портрет той части слова, которую мы ищем)
- Прочитайте написанные слова. Разделите их на группы. Запишите.
Выход, лес, переход, лесок
- Объясните свой выбор
- Разберите слова по составу
- Смогли ли вы, ребята, до конца выполнить задание?
- Какой возникает вопрос?
- Что мы уже о ней знаем?
- Чем отличаются слова 1 столбика? Подберите однокоренные слова.
- Итак, юные детективы, что мы можем сказать о потерявшейся части слова по её фотороботу?
- Предположите, как ее можно назвать
Пред корнем есть приставка,
Слитно пишется она,
А при помощи приставки
Образуются слова
2 Физкультминутка
- Нашли ли мы ответы на свои вопросы?
- Как же проверить наши предположения?
- Обратимся к нашему помощнику – учебнику. Откроите страницу 84
- А сейчас очень важно заложить полученные знания в компьютерную базу данных, то есть запомнить их и уметь ими пользоваться.
VI. Закрепление
1. Составление алгоритма нахождения приставки
- Давайте подумаем и составим алгоритм (порядок) нахождения приставки в слове
- Что мы будем делать сначала?
- Затем?
- А теперь?
Как найти приставку:
- Подбери однокоренные слова
- Выдели корень
- Отметь ту часть слова перед корнем, которой различаются слова.
- Назови приставку
2. Упражнения
2.1.
Списать слова, обозначить в них приставки
Посадить, записать, раскрасить, убежать подпрыгнуть, слететь, наварить
Слайд (проверка)
Посадить, записать, раскрасить, убежать подпрыгнуть, слететь, наварить
- Оцените свою работу:
“+” - справился
“?” - сомневался
“-” - не справился
2.2.
Вырывной календарь, нашейник, переменять, докоснулся Бюро находок: от, о, по, при
- Как вы думаете, какое задание я для вас задумала?
- Правильно. Найти приставки в словах, правильно записать, используя бюро находок
Отрывной календарь, ошейник, поменять, прикоснулся
(Дети на полях в тетради оценивают свою работу соответствующим знаком)
- Оцените свою работу:
3 Работа в группах
Правила работы в группе
1. Работаем дружно
2. Уважаем мнение товарищей
3. Выбираем выступающего
- Вставить подходящие по смыслу приставки
…летел сильный ветер. …шумели деревья. Вниз …сыпались хлопья снега. …глянула из дупла белочка. …смотрела по сторонам и ловко прыгнула с ветки на ветку.
(проверка)
VII. Рефлексия
- Ребята, наш урок не был обычным. Скажите, кем вы сегодня были и чему научились?
- Подведем итог работы нашего детективного агентства.
- Какой ответ на электронное письмо вы дадите?
- Что вы можете сказать о приставке?
- Что общего между суффиксом и приставкой и в чем различие?
VIII. Итог урока. Самооценка
- С каким настроением вы уходите с этого урока?
- Вы хорошо сегодня поработали. Вам было интересно?
- Назовите те задания, которые вам понравились
- Я тоже испытала радость от того, что мы дружно справились со своей задачей.
- Благодарю всех детективов за работу!
IX. Домашнее задание: упражнение 135, правило стр. 84