Урок русского языка во 2-м классе "Роль приставки в слове. Определение приставки"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить с приставкой, как частью слова, с ее основными признаками
  2. Стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы
  3. Развивать познавательные, поисковые и коммуникативные навыки, самоконтроль учащихся, умение работать в парах, группах
  4. Способствовать созданию благоприятного психологического климата, атмосферы успешности каждого ученика, предупреждение утомляемости.

Тип: изучение нового материала

Форма проведения урока: деловая игра “Детективное агентство”

План урока

I. Организационный момент.

- Возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами, и молча пожелайте своему товарищу что-нибудь очень приятное, доброе, удачи в работе.

- Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

- А какими видите себя на этом уроке?

- А мне что пожелаете? Спасибо.

- Сегодня я предлагаю вам превратиться в детективов, а наш кабинет будет называться так:

Детективное агентство

- А кто такой детектив?

- Хорошо. Давайте обратимся к нашим помощникам – толковому словарю С.И. Ожегова, словарю иностранных языков и прочтем значение этого слова.

(учитель читает из словаря, а на экране проектора появляется значение слова)

Слайд

*Специалист по расследованию уголовных преступлений;

*Литературное произведение или фильм, изображающие раскрытие запутанных преступлений.

(словарь С.И.Ожегова)

*Агент сыскной полиции, сыщик;

* Произведение детективной литературы

(словарь иностранных языков)

(Звучит песенка сыщика из мультфильма “Бременские музыканты”)

- Прослушав шуточную песенку, скажите, какими качествами должен обладать хороший детектив?

- Интересно, кто из вас станет лучшим сыщиком?

II. Мобилизующий этап. Формирование учащимися темы и цели урока.

- Итак, в наше детективное агентство поступило электронное письмо-SOS, в котором говорится, что ПОТЕРЯЛАСЬ ЧАСТЬ СЛОВА. Просят срочно найти.

- Как вы думаете, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы помочь найти эту часть слова?

(постепенно появляется запись на доске):

Как называется эта часть слова?

Место расположения в слове?

Для чего она служит?

Как обозначается?

- Это и есть цель нашей поисковой деятельности

- Ребята, а кто скажет тему нашего урока?

Мы:

1. познакомимся с новой частью слова;

2. узнаем для чего служит и место положения в слове;

3. научимся обозначать и распознавать её среди других частей слова

III. Актуализация знаний

- Ребята, давайте вспомним, что нам уже известно о частях слова. (Работа с сигнальными карточками)

Слайд

Выбрать верное утверждение:

1. Слово не может быть без корня

2. Слово не может быть без суффикса

Слайд (проверка)

1. Слово не может быть без корня

Слайд

Выбрать верное утверждение:

1. Корень – это часть речи

2. Корень – это часть слова

Слайд (проверка)

2. Корень – это часть слова

Слайд

Выбрать верное утверждение:

1. Суффикс стоит за корнем

2. Суффикс стоит в конце слова

Слайд (проверка)

1. Суффикс стоит за корнем

Слайд

Выбрать верное утверждение:

1. Суффикс служит для связи слов в предложении

2. Суффикс служит для образования новых слов

Слайд (проверка)

2. Суффикс служит для образования новых слов

IV. Минутка чистописания

-Внимательно посмотрите на данную запись.

1 3 5
а в ?

- Определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания

- Что можете сказать об особенностях написания строчной буквы д?

- Напишите 1 строчку букву д

- Назовите слова из словаря с буквой д в начале. Поставьте ударение, подчеркните опасные места

V. Открытие нового знания

1. Составление фоторобота (портрет той части слова, которую мы ищем)

- Прочитайте написанные слова. Разделите их на группы. Запишите.

Слайд

Выход, лес, переход, лесок

- Объясните свой выбор

- Разберите слова по составу

- Смогли ли вы, ребята, до конца выполнить задание?

- Какой возникает вопрос?

- Что мы уже о ней знаем?

- Чем отличаются слова 1 столбика? Подберите однокоренные слова.

- Итак, юные детективы, что мы можем сказать о потерявшейся части слова по её фотороботу?

- Предположите, как ее можно назвать

Слайд

Пред корнем есть приставка,
Слитно пишется она,
А при помощи приставки
Образуются слова

2 Физкультминутка

- Нашли ли мы ответы на свои вопросы?

- Как же проверить наши предположения?

- Обратимся к нашему помощнику – учебнику. Откроите страницу 84

- А сейчас очень важно заложить полученные знания в компьютерную базу данных, то есть запомнить их и уметь ими пользоваться.

VI. Закрепление

1. Составление алгоритма нахождения приставки

- Давайте подумаем и составим алгоритм (порядок) нахождения приставки в слове

- Что мы будем делать сначала?

- Затем?

- А теперь?

Слайд

Как найти приставку:
  1. Подбери однокоренные слова
  2. Выдели корень
  3. Отметь ту часть слова перед корнем, которой различаются слова.
  4. Назови приставку

2. Упражнения

2.1.

Списать слова, обозначить в них приставки

Слайд

Посадить, записать, раскрасить, убежать подпрыгнуть, слететь, наварить

Слайд (проверка)

Посадить, записать, раскрасить, убежать подпрыгнуть, слететь, наварить

- Оцените свою работу:

“+” - справился

“?” - сомневался

“-” - не справился

2.2.

Слайд

Вырывной календарь, нашейник, переменять, докоснулся

Бюро находок: от, о, по, при

- Как вы думаете, какое задание я для вас задумала?

- Правильно. Найти приставки в словах, правильно записать, используя бюро находок

Слайд

Отрывной календарь, ошейник, поменять, прикоснулся

(Дети на полях в тетради оценивают свою работу соответствующим знаком)

- Оцените свою работу:

3 Работа в группах

Правила работы в группе

1. Работаем дружно

2. Уважаем мнение товарищей

3. Выбираем выступающего

- Вставить подходящие по смыслу приставки

…летел сильный ветер. …шумели деревья. Вниз …сыпались хлопья снега. …глянула из дупла белочка. …смотрела по сторонам и ловко прыгнула с ветки на ветку.

(проверка)

VII. Рефлексия

- Ребята, наш урок не был обычным. Скажите, кем вы сегодня были и чему научились?

- Подведем итог работы нашего детективного агентства.

- Какой ответ на электронное письмо вы дадите?

- Что вы можете сказать о приставке?

- Что общего между суффиксом и приставкой и в чем различие?

VIII. Итог урока. Самооценка

- С каким настроением вы уходите с этого урока?

- Вы хорошо сегодня поработали. Вам было интересно?

- Назовите те задания, которые вам понравились

- Я тоже испытала радость от того, что мы дружно справились со своей задачей.

- Благодарю всех детективов за работу!

IX. Домашнее задание: упражнение 135, правило стр. 84