В МОУ “Межшкольный учебный комбинат” города Вологды проходят профессиональную подготовку несовершеннолетние, частично или полностью утратившие связь со школой. Отсюда, основными задачами педагогического коллектива являются: оказание помощи дезадаптированным подросткам в восстановлении связи со школой и создание условий для их ресоциализации. Для решения этих задач становится важным сбор информации о социальных проблемах семьи и ребенка.
Работа начинается со сбора информации о ближайшем окружении подростка. С этой целью воспитатель составляет информационную карту выявления социальных проблем обучающегося группы социальной и профессиональной адаптации (ГСПА).
Таблица 1. Информационная карта обучающихся ГСПА
№ п/п | ФИО обучающегося | Год рождения | Домашний адрес, телефон | ФИО родителей | Категория семьи | Жилищные условия | Курение, Употребление ПАВ |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Алкоголизм родителей, обучающегося | Уровень образования на момент поступления | Обучение в вечерней школе (очное, очно-заочное) | Правонарушения (состоит ли на учете в милиции) | Проблемы в общении со сверстниками | Проблемы в общении с родителями |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Акцентуации характера | Вид дезадаптации | Необходимость материальной помощи | Паспорт | Страховое пенсионное удостоверение | ИНН | Медицинский полис | Примечание |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
Собранная информация, отраженная в информационной карте, предоставляет педагогам возможность сориентироваться в социальных проблемах обучающихся, а именно:
Определить характер и структуру различных форм дезадаптации:
Таблица 2. Характер и структура различных форм дезадаптации
Формы дезадаптации | Особенности |
Патогенная дезадаптация | нервно-психическая патология, заболевания, отставание в умственном развитии |
Психическая дезадаптация | половозрастные, психофизиологические особенности кризисных периодов развития, неравномерность психического развития, неблагоприятные индивидуальные отклонения, особенности характера, эмоционально-волевой и познавательной сферы |
Социальная дезадаптация | нарушение норм морали и права, деформация системы внутренней регуляции, референтных ценностных ориентаций, социальных установок |
Рисунок 1. Характер и структура различных форм дезадаптации подростков группы № 67 по профессии “Столяр, плотник”
Составить характеристику семей: определить типы семьи, образовательный уровень семьи, определить экономические проблемы семьи:
Рисунок 2. Типы семей
Рисунок 3. Уровень образования родителей
Разработать индивидуальные маршруты обучения и воспитания за двухгодичный период обучения подростков;
Разработать модель сетевого взаимодействия, как педагогов МУК, так и различных специалистов социальных служб города, внедрить в практику работы с несовершеннолетними и их семьями ювенальные и другие социальные технологии, разработать систему психолого-педагогического сопровождения по ресоциализации дезадаптированных подростков.
Рисунок 4. Структура сетевого взаимодействия ГСПА
Работа воспитателя групп социальной и профессиональной адаптации сопряжена с большим объемом информации о подростках и их семьях. Возможность своевременного использования любых данных, собранных о конкретном обучающемся, в свою очередь, обуславливает эффективность воспитательного процесса.
Информационная карта является критерием оценки работы педагога по восстановлению у несовершеннолетних всех утраченных связей:
Рисунок 5. Динамика показателей социального развития обучающихся в группе № 67 по профессии “Столяр, плотник”
Когда собраны все данные и составлена информационная карта, можно быстро и качественно составить перспективный план воспитательной работы на год, на полугодие, на месяц, а также, более эффективно организовать воспитательную работу в группе на основе изучения индивидуальных особенностей обучающихся, реализовать принцип личностно-ориентированного подхода.
Применение информационной карты в работе воспитателя является неотъемлемой частью организации воспитательного процесса и неоценимым подспорьем в оказании помощи подростку и его семье.