Цель: воспитывать у детей интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций, углублять эстетические впечатления от декаративно-прикладного искусства страны.
Ход урока
Два ученика читают стихи:
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старину не вспоминаем,
Забываем мы о ней
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
Звучит музыка.
Учитель: Это случилось в воскресенье. Глазастик просто гулял по городу. Неожиданно разразилась гроза.
Небо не просто потемнело, а стало черным. Потоки воды обрушились на дома и деревья.
Вдруг Глазастик обнаружил, что стоит у знакомых дверей. Волшебный музей! Как хорошо, что он открыт!
Вот что Глазастик прочел у входа в новый зал: Палехская миниатюра.
Палех – это вид народной русской миниатюрной живописи.
Миниатюра - произведение живописи, мелкое по размеру и детальное по исполнению, обычно прикладного характера (шкатулки, пудреницы, медальона).
Давайте послушаем сообщения ребят о происхождении названия Палеха.
Имя Палех
Уч. 1: Палех - название угро-финского происхождения Результаты археологических раскопок бескурганного могильника VIII века подтверждают, что издавна на территории края обитало одно из многочисленных угро-финских племен.Угро-финны полностью растворились среди славян, которые постепенно заселяли северо-восточные земли Руси и их языковая культура прослеживается лишь в географических названиях - Пурех, Палех, Ландех, Сезух, Лух, Люлех.
Уч. 2: Сохранилось поверье, рассказанное местной жительницей Фелицатой Григорьевной Паликиной о происхождении названия Палех: "…Глухие леса стояли, населения никакого не было…случился в лесу большой пожар…от "молоньи". Спалил пожар все дерева на горе. А вскоре люди тут объявились - и с тех, что вольной жизни искали, то ли от татарского набега, то ли от боярского ярма бежали. Гору Паленой нарекли, а то - Палихой, И село стали Палехом называть".
Уч. 3: Есть и легенда - "Палех возник в те буйные годы глубокой древности, когда на Владимиро-Суздальскую Русь шли несметные татарские полчища. В глухие леса и болота бежало разоренное население и уносило с собой иконы. Татары жгли леса. "Была великая Палиха" - отсюда и пошло название Палех.
- Каково происхождение слова палех?
- Почему фон всех миниатюр черный?
Давайте послушаем дальше.
История места
Уч. 4: История Палеха уходит в глубокую древность. В XV веке село Палех входило в состав Владимиро-Суздальских земель. По Духовному завещанию Ивана Грозного 1572 года село Палех было в поместном владении его сына Иоанна. В 1616 году Палех значится поместьем Василия Ивановича Острогубова. Вскоре оно было отдано во владение Ивану Бутурлину за участие в войне против польско-литовской интервенции.
Уч. 5: В 1693 году в Палехе была построена и
освещена деревянная церковь во имя Воздвижения
Креста, в 1696 году был освящен придел в честь иконы
Казанской Божьей Матери, а в 1742 году - во имя
Святого Николая Чудотворца. В 1774 году на средства
прихожан Егором Дубовым был построен ныне
действующий Крестовоздвиженский каменный храм.
В конце XIX века Палех был небольшим селом.
Население, в основном, занималось иконописанием
и промыслами: резьбой по дереву, льняным
ткачеством, вышивкой, выделыванием овчины. По
православным праздникам здесь устраивались
богатые ярмарки.
Новый Палех
УЧ. 6: Сказочный мир вымысла, поэзии - искусство миниатюры нового Палеха. Его история как искусства декоративного начинается после Октябрьской революции, когда иконописные мастерские были закрыты, а мастера в поисках средств к существованию растеклись в разные концы страны. В 1923 г. по инициативе А.В. Бакушинского в Палехе предпринимается несколько опытов росписи деревянных изделий с использованием иконописных традиций.
УЧ. 7: В 1924 году палехские художники большим успехом пользовались на выставке в Венеции. Пришел успех. Вскоре палешанам из Италии пришло приглашение - прислать четырех мастеров для организации школы. Художники отказались покинуть Родину. 5 декабря 1924 года в Палехе была организована "Артель древней живописи". Первоначально в нее вошли семь человек. И уже в 1925 году работы палешан получили признание на Международной выставке в Париже.
Уч. 8: В 1928 году у мастеров старшего поколения учились 6 учеников, в 1933 году открылась школа на 50 учеников, с 1936 года на базе школы создано художественное училище имени М. Горького. Писатель М. Горький с пристальным вниманием на протяжении более полувека наблюдал за работой палешан, при его поддержке собраны и переданы 10000 рублей на оборудование мастерских.
Песенный жанр
Учитель Песня была естественной частью жизни крестьян, поэтому песенность органично вошла в структуру песенного образа. Создается много миниатюр на сюжеты лирических песен.
Уч. 9. читает под музыку стихотворение:
Тихо, тихо рядом сядем -
Входит музыка в наш дом.
В удивительном наряде
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены -
Вся земля видна кругом
Плещут волны речки пенно,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдоль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой.
Это музыка торопит
И зовет нас за собой.
Сказочный жанр
УЧ. 10: C детства запомнились и полюбились былины, народные сказания и сказки.
У каждого художника есть свой узор любимый,
И в каждом отражается сторонушка родимая
ЕЕ трава шелковая, ее цветы весенние -
И мастерство волшебное достойно восхищения.
Учитель: есть художники, которые рисуют красками, а есть художники слова. И каждый из вас попробовал рисовать словами. Вы писали сказку о Глазастике, который попал в Волшебный музей Палеха. Давай послушаем, что у вас получилось.
Три ученика читают свои работы.
Работа по учебнику страница 293-301.
Физминутка
В нашей сказке есть иллюстрации, текст. А чего не хватает? Обложки.
Книжная иллюстрация
В ХХ веке Палех стал одним из центров культуры русской книги. В 1933 году в издательстве "Товарищество писателей" вышла книга Е.Ф.Вихрева "Палех". В оформлении этой книги приняли участие художники: И.В.Маркичев. А.В.Котухин, И.П.Вакуров, И.И.Зубков, П.Д.Баженов. Это был первый опыт палешан в книжной иллюстрации.
Творческая работа.
Сейчас нам предстоит сделать обложку для нашей книги. Посмотрите на заготовку и скажите, что мы поместим на обложку? (коня и Глазастика, Нептуна, солнце, волны, море)
Какие цвета мы будем использовать в своей работе?
От каждого из вас будет зависеть, какая получится у нас работа, давайте постараемся. Приступаем к работе.
После завершения работы учитель показывает обложку и саму книгу.
Ученик
Сколько сказочных мест у России!
Городов у России не счесть!
Может, где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь.