Тема программы "Пошив бельевых изделий". Тема урока "Изготовление простыни"

Разделы: Технология


Цели урока:

  1. Отрабатывать навыки по выполнению запошивочного шва с отработки скоростных и качественных показателей.
  2. Развивать координацию движений, мелкую моторику кисти и пальцев рук, зрительную память и внимание.
  3. Прививать аккуратность, воспитывать ответственность за выполняемую работу, доброжелательность.

Методы ведения: устный опрос, работа у доски, демонстрация наглядных пособий, самостоятельная работа учащихся.

М.Т.О. урока: готовый образец изделия; технологическая предметная карта по теме: соединительные бельевые швы, запошивочный шов, план поэтапного изготовления изделий; инструкционная предметная карта на изготовление запошивочного шва; материал для работы на доске; словарные слова; учебник “Швейное дело 5-6 классы”; инструменты и приспособления; оборудование мастерской.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Приветствие учащихся и контроль посещаемости.

- Проверка готовности инструментов и приспособлений, рабочего места, крой изделий и наличие рабочей формы.

2. Повторение теоретических основ материала выполненных этапов.

2.1. Беседа по материалу необходимому для урока.

А. Какое изделие вы начали изготавливать на прошлом уроке? (простыня)

Б. К какому виду одежды относится простыня? (постельное белье)

В. Как называется группа постельного белья из нескольких изделий? (комплект постельного белья)

2.2. Коррекционное упражнение с макетами изделий постельного белья и плюс лишнее. Н-р: шорты.

Задание: А.

- Посмотрите внимательно, какие изделия на доске?

- Все одной группы? (Один ученик отвечает у доски.)

Б. - Назови группу и убери лишнее изделие, объясни почему?

В. - Определи макет нашей простыни. Сравни с образцом.

2.3. Вопросы группе:

А. Как называется эта простыня по способу раскроя? (полуторная)

Б. Из каких изделий состоит полуторная простыня? (из целого полотнища и половины полотнища ткани)

В. Почему практичнее раскраивать сразу две простыни? (потому что из полотнищ ткани поучается две простыни)

Г. Какую форму имеют детали простыни? Какие у них стороны? (прямоугольную, стороны попарно равные)

Д. Что определяет размер простыни? (матрац)

Е. Для чего делают припуски ткани?

Итог:

- Материал прошлого этапа вы усвоили хорошо.

- Назовите этап, над которым вы будете работать сегодня.

Ответ: 6 этап – пошив изделий “Простыня полуторная”.

3. Объявление темы урока и актуализация знаний, умений учащихся.

3.1. Анализ образца и планирование работы в групповой беседе.

3.2. Вопросы группе:

А. По каким срезам соединяют две части полотнища простыни? (по долевым срезам после удаления кромки)

Б. Каким швом? (соединительным бельевым швом, ширину уточним на образце – 7-10 мм.

В. Сразу как отмерили 220 мм.?

Г. Предлагаю детям составить самоконтроль: ширина запошивочного шва 7 мм.

Д. На доске план работы – 6 этап пошива простыни.

Предлагаю уточнить цифрами последовательность.

Спрашиваю детей где и сколько раз надо делать самоконтроль. (постоянно следить за качеством выполняемых строчек и после каждой операции)

- Наша задача – выполнить соединение частей полотнища, а основная цель работы – научиться качественно и быстро выполнять запошивочный шов.

4. Вводный инструктаж.

4.1. На доске предметная технологическая карта на запошивочный шов – уточнить порядок выполнения операций.

4.2. Показ трудовых приемов на соединение частей полотнища в групповой беседе с обсуждением и ориентировкой в задании на образец.

А. – С чего следует начать работу? (определить какие срезы – боковые, долевые, поперечные)

Б. – Как сложить ткань? (определить лицевую и изнаночную стороны ткани)

4.3. На образце показываю выполнение шва – на столах детей технологические предметные карточки, вместе со мной дети раскладывают операции по порядку выполнения – требования к ширине подгиба и строчек заносим в самоконтроль.

Вопросы есть по выполнению соединительного запошивочного шва?

4.4. Повторим технику безопасности с иглой, ножницами, электроутюгом и на машине. Работа по карточкам по технике безопасности – я называю правило неправильно, а дети говорят “нет” или “да”.

Например:

- потерял иглу – возьми другую (нет, найти надо ту);

- сидеть надо, склонившись к машине пониже, чтобы стать горбатой (нет) и все садятся правильно (в ходе урока слежу за соблюдением посадки и правил);

- чтобы изделия ваши получились красивыми, что для этого нужно (постараться аккуратно выполнять работу и самой делать самоконтроль и подругам напоминать).

5. Самостоятельная работа учащихся.

Текущий инструктаж – целевые обходы.

Первый обход: проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда, посадку, санитарию.

Второй обход: проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологической последовательности операций.

Третий обход: проверить правильность швов и размеров и осуществление учащимися самоконтроля. Провести приемку и оценку работ.

Индивидуально проконсультировать наиболее успешных по следующей операции.

6. Заключительный инструктаж.

6.1. Указать и сделать анализ вместе с учащимися характерных ошибок или неточностей и их причин.

6.2. Сообщить успешность каждого учащегося сегодня и отметить лучиком в “Экране успешности”, нацелить на задачи следующего урока.

7. Уборка рабочих мест.

- Порядок на рабочем месте.

- Складывание и уборка материалов, незаконченных изделий.

- Сдача инструментов и приспособлений.

- Форму в порядок и на место.

- Сдать машинку дежурному, подложить тряпочку под лапку.

8. Уборка мастерской дежурными.

- Порядок на рабочих общественных местах.

- Уборка пола, уход за цветами.

Инструкционная карта

По теме: Стандартное планирование

Поэтапное планирование изготовления изделия.

1-й этап: Выбор фасона и ткани.

2-й этап: снятие и запись мерок.

3-й этап: Построение чертежа выкройки

4-й этап: Подготовка ткани к раскрою

5-й. этап: Раскрой деталей кроя

6-й этап: Пошив изделия

7-й этап Окончательная отделка изделия.

8-й этап: ВТО. Складывание изделия по стандарту.

Посткриптум:

После каждого этапа – итог выполненной работы.

Самоконтроль качества работы готового изделия.