Цели урока:
- Отрабатывать навыки по выполнению запошивочного шва с отработки скоростных и качественных показателей.
- Развивать координацию движений, мелкую моторику кисти и пальцев рук, зрительную память и внимание.
- Прививать аккуратность, воспитывать ответственность за выполняемую работу, доброжелательность.
Методы ведения: устный опрос, работа у доски, демонстрация наглядных пособий, самостоятельная работа учащихся.
М.Т.О. урока: готовый образец изделия; технологическая предметная карта по теме: соединительные бельевые швы, запошивочный шов, план поэтапного изготовления изделий; инструкционная предметная карта на изготовление запошивочного шва; материал для работы на доске; словарные слова; учебник “Швейное дело 5-6 классы”; инструменты и приспособления; оборудование мастерской.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Приветствие учащихся и контроль посещаемости.
- Проверка готовности инструментов и приспособлений, рабочего места, крой изделий и наличие рабочей формы.
2. Повторение теоретических основ материала выполненных этапов.
2.1. Беседа по материалу необходимому для урока.
А. Какое изделие вы начали изготавливать на прошлом уроке? (простыня)
Б. К какому виду одежды относится простыня? (постельное белье)
В. Как называется группа постельного белья из нескольких изделий? (комплект постельного белья)
2.2. Коррекционное упражнение с макетами изделий постельного белья и плюс лишнее. Н-р: шорты.
Задание: А.
- Посмотрите внимательно, какие изделия на доске?
- Все одной группы? (Один ученик отвечает у доски.)
Б. - Назови группу и убери лишнее изделие, объясни почему?
В. - Определи макет нашей простыни. Сравни с образцом.
2.3. Вопросы группе:
А. Как называется эта простыня по способу раскроя? (полуторная)
Б. Из каких изделий состоит полуторная простыня? (из целого полотнища и половины полотнища ткани)
В. Почему практичнее раскраивать сразу две простыни? (потому что из полотнищ ткани поучается две простыни)
Г. Какую форму имеют детали простыни? Какие у них стороны? (прямоугольную, стороны попарно равные)
Д. Что определяет размер простыни? (матрац)
Е. Для чего делают припуски ткани?
Итог:
- Материал прошлого этапа вы усвоили хорошо.
- Назовите этап, над которым вы будете работать сегодня.
Ответ: 6 этап – пошив изделий “Простыня полуторная”.
3. Объявление темы урока и актуализация знаний, умений учащихся.
3.1. Анализ образца и планирование работы в групповой беседе.
3.2. Вопросы группе:
А. По каким срезам соединяют две части полотнища простыни? (по долевым срезам после удаления кромки)
Б. Каким швом? (соединительным бельевым швом, ширину уточним на образце – 7-10 мм.
В. Сразу как отмерили 220 мм.?
Г. Предлагаю детям составить самоконтроль: ширина запошивочного шва 7 мм.
Д. На доске план работы – 6 этап пошива простыни.
Предлагаю уточнить цифрами последовательность.
Спрашиваю детей где и сколько раз надо делать самоконтроль. (постоянно следить за качеством выполняемых строчек и после каждой операции)
- Наша задача – выполнить соединение частей полотнища, а основная цель работы – научиться качественно и быстро выполнять запошивочный шов.
4. Вводный инструктаж.
4.1. На доске предметная технологическая карта на запошивочный шов – уточнить порядок выполнения операций.
4.2. Показ трудовых приемов на соединение частей полотнища в групповой беседе с обсуждением и ориентировкой в задании на образец.
А. – С чего следует начать работу? (определить какие срезы – боковые, долевые, поперечные)
Б. – Как сложить ткань? (определить лицевую и изнаночную стороны ткани)
4.3. На образце показываю выполнение шва – на столах детей технологические предметные карточки, вместе со мной дети раскладывают операции по порядку выполнения – требования к ширине подгиба и строчек заносим в самоконтроль.
Вопросы есть по выполнению соединительного запошивочного шва?
4.4. Повторим технику безопасности с иглой, ножницами, электроутюгом и на машине. Работа по карточкам по технике безопасности – я называю правило неправильно, а дети говорят “нет” или “да”.
Например:
- потерял иглу – возьми другую (нет, найти надо ту);
- сидеть надо, склонившись к машине пониже, чтобы стать горбатой (нет) и все садятся правильно (в ходе урока слежу за соблюдением посадки и правил);
- чтобы изделия ваши получились красивыми, что для этого нужно (постараться аккуратно выполнять работу и самой делать самоконтроль и подругам напоминать).
5. Самостоятельная работа учащихся.
Текущий инструктаж – целевые обходы.
Первый обход: проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда, посадку, санитарию.
Второй обход: проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологической последовательности операций.
Третий обход: проверить правильность швов и размеров и осуществление учащимися самоконтроля. Провести приемку и оценку работ.
Индивидуально проконсультировать наиболее успешных по следующей операции.
6. Заключительный инструктаж.
6.1. Указать и сделать анализ вместе с учащимися характерных ошибок или неточностей и их причин.
6.2. Сообщить успешность каждого учащегося сегодня и отметить лучиком в “Экране успешности”, нацелить на задачи следующего урока.
7. Уборка рабочих мест.
- Порядок на рабочем месте.
- Складывание и уборка материалов, незаконченных изделий.
- Сдача инструментов и приспособлений.
- Форму в порядок и на место.
- Сдать машинку дежурному, подложить тряпочку под лапку.
8. Уборка мастерской дежурными.
- Порядок на рабочих общественных местах.
- Уборка пола, уход за цветами.
Инструкционная карта
По теме: Стандартное планирование
Поэтапное планирование изготовления изделия.
1-й этап: Выбор фасона и ткани.
2-й этап: снятие и запись мерок.
3-й этап: Построение чертежа выкройки
4-й этап: Подготовка ткани к раскрою
5-й. этап: Раскрой деталей кроя
6-й этап: Пошив изделия
7-й этап Окончательная отделка изделия.
8-й этап: ВТО. Складывание изделия по стандарту.
Посткриптум:
После каждого этапа – итог выполненной работы.
Самоконтроль качества работы готового изделия.