Урок "Подросток и правоотношения"

Разделы: История и обществознание


Легче опуститься до рабства, чем дорасти до свободы.

Ибн-Сина (Авиценна)

Цели урока:

  • Повторить и обобщить знания по правам и обязанностям подростка.
  • Рассмотреть и уточнить базовые понятия курса: права, обязанности, ответственность, закон.
  • Продолжить отработку умения взаимодействия в группе, ведения дискуссии.
  • Проявить творческие и аналитические способности учащихся.
  • Получить социально значимую информацию из различных источников, осмыслить и интерпретировать её.

Основные понятия урока: ответственность, права и обязанности, закон.

Опережающее домашнее задание:

Разбить класс на группы, дать каждой из них тему проекта, литературу по теме.

Презентации групп по теме “Подросток и правоотношения” (не более 7 минут)

  • Твои права
  • Если твои права нарушены
  • Твои обязанности как российского гражданина
  • Ответственность за совершенное правонарушение либо преступление
  • Организации по защите твоих прав

Нормативные правовые акты, литература:

  • Гражданский кодекс РФ
  • Закон “О безопасности дорожного движения”
  • Закон “О воинской обязанности и военной службе”
  • Закон “О гражданстве Российской Федерации”
  • Закон “Об образовании”
  • Закон “Об общественных объединениях”
  • Закон “Об основных гарантиях избирательного права и права на участие в референдуме граждан РФ”
  • Закон “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ”
  • Кодекс РФ об административных правонарушениях
  • Конституция РФ
  • Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан
  • Постановление правительства РФ №828 “Об утверждении положения о паспорте гражданина РФ, образца бланка и описания паспорта гражданина РФ”
  • Семейный кодекс РФ
  • Трудовой кодекс РФ
  • Уголовный кодекс РФ
  • Ахметова И., Иванова Т. Мой выбор. М., Ижица, 2004
  • Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы права. М., Вита пресс, 2006, глава II
  • Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. М., Русское слово., 2005, 10 класс. глава III
  • Правововой путеводитель несовершеннолетнего. Калининград, Янтарный сказ, 2002

Этапы урока:

Мотивация, вводная речь учителя, постановка проблемы (8 минут).

I этап: работа в группах по рассмотрению понятий (10 минут)

II этап: Представление результатов работы групп (12 минут)

III этап: Эвристическая беседа с элементами организованной дискуссии по обсуждению понятий урока. (10 минут)

IV этап: Представление презентаций групп “Подросток и правоотношения” (до 7 минут)

V этап: Рефлексия (5 минут)

Мотивация: вводная речь учителя, постановка проблемы

На данном этапе проводится обсуждение с учащимися наиболее важных ценностей для подростка, желающего быть членом свободного общества. Возможны несколько вариантов работы.

Первый вариант

Учащимся предлагается в данные афоризмы вставить пропущенные слова и объяснить, как они связаны с содержанием высказывания.

“ОТВЕТСТВЕННОСТЬ”

  • “Настоящая … бывает только личной. Человек краснеет один.” Ф. Искандер
  • “Корень слова “…” объясняет его смысл – способность отвечать, отзываться, действовать.” П.Коэльо
  • “Нельзя человеку во всем полагаться на других и скрывать свою усталость или свою … за несовершенство общественных норм.” П.И.Новгородцев

“ПРАВА и ОБЯЗАННОСТИ”

  • “Мы с удовольствием слушаем тех, кто говорит нам о наших …, но не любим, чтобы нам напоминали о наших … .” Э.Борк
  • “ … без … есть рабство; … без … - анархия.” Ф.Ламенне
  • “Отделение … от … так же смертельно, как отделение головы от туловища.” И.Шевелев

“ЗАКОН”

  • “Ничто мы так плохо не знаем, как то, что каждый должен знать: …” О.Бальзак
  • “Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все одинаково были подчинены …” Ж.Деламбер
  • “Мы должны стать рабами …, чтобы быть свободными.” Цицерон

Можно провести занятие по данному варианту в игровой форме. Учащиеся по группам получают задание найти как можно больше слов, которые могли бы заменить пропуск. При этом важно, что бы выражение имело определенный смысл. Такая форма работы может использоваться как определенный игровой “разогрев” и мотивировать дальнейшую активность школьников. Кроме того, данный методический ход позволит уже на I этапе урока обозначить взаимосвязь понятий: права и обязанности, ответственность, закон.

Второй вариант

Учащимся предлагается назвать свои ассоциации по теме урока (по цепочке). В ходе мозгового штурма выделяются наиболее важные понятия: права и обязанности, закон, ответственность.

I этап: работа в группах по рассмотрению понятий

Задача группам: рассмотреть по определенной схеме выбранное понятие:

В течении 10 минут вам необходимо рассмотреть понятие и ответить на вопрос: Каково значение данного понятия (для каждого человека и для общества)?

Каждой группе – лист ватмана, фломастеры

Для этого:

Нарисуйте возможный символ – эмблему понятия.

Дайте свое определение понятию.

Назовите 3 -4 термина (или ассоциации), наиболее связанных с рассматриваемым понятием и объясните свою позицию.

Как может звучать краткий лозунг полученного понятия?

II этап: Представление результатов работы групп

Все члены группы должны участвовать в работе. Одни могут представлять результаты работы, другие – отвечать на вопросы представителей других групп, третьи – задавать вопросы другим группам.

Для оценивания выступлений групп предлагается таблица.

Примерные критерии Количество баллов
- лаконичность выступления \ соблюдение регламента 1
- логика \ последовательность выступления 1
- содержательность \ оригинальность предложенных идей \ убедительность аргументов 1
- творческий характер выступления 1
- участие членов группы 1
Всего 5 баллов

До выступления групп напомнить, что мини – презентация учащихся строится по предложенному выше плану.

III этап: Эвристическая беседа с элементами организованной дискуссии по обсуждению понятий урока. Предложить сформулировать выводы по беседе в форме правил. Иллюстрацией для беседы о понятиях станут популярные до 1917 г. в среде российских интеллигентов стихи Б.Н.Алмазова:

По причинам органическим мы совсем не снабжены
Здравым смыслом юридическим, сим исчадьем сатаны.
Широки натуры русские, нашей правды идеал
Не влезает в формы узкие юридических начал…

Вопросы к учащимся:

  • Вы согласны с тем, что утверждается в этих стихах? Почему?
  • Иногда, участвуя в разговоре на юридическую тему, вы можете услышать такой вопрос: “Чем отличается человек, хорошо знающий законы, от того, кто законов либо вообще не знает, либо знает, но плохо?” Как бы вы ответили на этот вопрос?
  • Немало преступников прилично знают уголовное право и даже ту часть Конституции, где говорится о правах человека. Однако это не мешает им совершать преступления. В чем тут дело?
  • В какой мере обсуждаемые вопросы относятся лично к вам, несовершеннолетним гражданам нашего общества?

Ожидаемый результат.

Окончательно формулируется на доске и в тетрадях учащихся

1. Чтобы права человека были защищены, мало их написать на бумаге, надо, чтобы сам человек хотел и умел их защитить.

2. Наши права заканчиваются там, где начинается нарушение прав другого человека.

3. Каждое право порождает определенную обязанность.

4. Каждый имеет столько прав, сколько оно может и хочет иметь.

5.* это правило, скорее всего, добавит сам учитель: Человек и государство общаются друг с другом только письменно. Если вы пришли к чиновнику, то оставьте ему заявление, на копии которого он должен расписаться. Если вы этого не сделали, можете считать, что вы у чиновника не были.

IV этап: Представление презентаций групп “Подросток и правоотношения”

  • Твои права
  • Если твои права нарушены
  • Твои обязанности как российского гражданина
  • Ответственность за совершенное правонарушение либо преступление
  • Организации по защите твоих прав

V этап: Рефлексия.

Как вы думаете, почему эти слова стали эпиграфом урока?

На ваш взгляд, что означает “дорасти до свободы”?

Какую другую фразу (цитату) из прозвучавших на уроке вы хотели бы использовать в качестве эпиграфа к сегодняшней теме? Почему?

Домашнее задание.

Написать заметку в газету “Подросток и правоотношения” Самостоятельно поставить знак препинания после заголовка, и написать заметку в соответствующем ключе.