Урок русского языка в 4-м классе по теме "Правописание окончаний имен существительных 1–3-го склонения в форме родительного, дательного, предложного падежей"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1) закрепить знания о существенных признаках, по которым распознаются данные падежи;

2) совершенствовать умения правильно писать окончания имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения;

3) развивать речь учащихся, умение работать в парах.

Оборудование: рисунки детей, таблица с окончаниями существительных 3-х склонений в родительном, дательном и предложном падежах, у детей карточки с окончаниями - и, - е.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Учитель. Дома вы готовились объяснить фразеологизмы со словом сердце и рисовали к ним рисунки.

Прочитайте свой фразеологизм, объясните, как вы его понимаете и определите падеж существительного сердце.

Дети объясняют следующие фразеологизмы:

  • Сердце кровью обливается - так говорят, когда очень сильно жалеют кого – нибудь.
  • Положа руку на сердце – сказать откровенно, честно.
  • Кошки на сердце скребут – значит на душе неспокойно, плохое настроение.
  • Уехать с тяжёлым сердцем – уехать расстроенным.
  • Как маслом по сердцу – значит говорить или делать что-то очень приятное.
  • Поздравить от всего сердца – поздравить искренне.
  • Сердце обросло мохом – стал бездушным, чёрствым.
  • С лёгким сердцем – уехать без тревоги, без опасений.
  • От доброго сердца – из добрых побуждений, без злого умысла.
  • Сердце упало – стало страшно, пришёл в отчаяние.

Учитель. Ребята, как вы думаете, вам встречаются в жизни больше людей с добрым сердцем или с сердцем обросшим мохом?

Учитель. Молодцы! Я от всего сердца желаю вам сегодня хорошего настроения и надеюсь, что вы уйдёте сегодня с урока с лёгким сердцем и ваше сердце всегда будет добрым!

2. Постановка темы и цели урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы обобщим наши знания о родительном, дательном и предложном падежах всех трёх склонений.

3. Игра “Поймай слово”.

Учитель. А сейчас поиграем в игру “Поймай слово”

Я диктую слова всех трёх склонений. Первый ряд записывает слова 1-го склонения, второй ряд 2-го склонения, а третий ряд -3-го склонения.

Отец, дочь, мама, тетрадь, тетрадка, альбом, храбрость, храбрец, отвага,

снег, снежинка, ночь, овёс, пшеница, рожь, конь, машина, степь, облако, туча, вещь.

Проверка: дети читают слова своего склонения и говорят, какие слова относятся к данному склонению и почему. Подводится итог игры.

4. Закрепление пройденного материала.

1) Работа по таблице.

  1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение
Р.п.  
Д.п.  
П.п.

Учитель. Назовите вопросы и предлоги родительного, дательного и предложного падежей.

В каком склонении в родительном, дательном и предложном падежах не бывает окончания - е?

В каком склонении не бывает окончания - и?

В каком склонении встречается окончания - и и – е?

Какие слова-ключи с ударными окончаниями помогут вам различать эти окончания? (сестра, земля)

2) Работа с сигнальными карточками - е, - и.

Учитель. Определите склонение и падеж существительных, покажите карточкой безударное окончание.

Жил у тёти Наташи, подошли к сторожке, недалеко от лужайки, посадить на огороде, комната без мебели, проходил по площади, сидел на ступеньке, путь к победе.

Физминутка.

3) Работа в парах.

Учитель. Выберите карточку определённого цвета: зелёный цвет-задание лёгкое, красный цвет- задание труднее.

Карточка 1 (красного цвета)

Спиши, вставь пропущенные буквы. Выдели окончания имён существительных, определи падеж и склонение

Собирай по ягодк. – наберёшь кузовок.

Капля по капл. и камень долбит.

В пустой бочк. звону больше.

При солнышк. тепло, при матер. добро.

Карточка 2 (зелёного цвета)

Спиши. Вставь данные в скобках имена существительные в нужном падеже. Укажи их склонение и падеж. Выдели окончания.

Весной появились листочки на (яблоня, тополь, сирень).

Хвоя растёт на (ель, пихта, сосна).

Экскурсанты побывали в (Волгоград, Казань, Москва)

4) Взаимопроверка: дети проверяют друг у друга. На полях пишут: “Проверил Иванов” и ставят друг другу отметку.

Учитель. Кто может сказать доброе слово о работе товарища?

5) Игра “Альпинисты”

Соревнование проводится по вариантам.

На доске – контурное изображение горы, по бокам которой записаны два ряда существительных с пропущенными окончаниями.

Нужно вставить пропущенные окончания и указать падеж. Победитель прикалывает на вершину горы флажок.

Словосочетания:

Был на вершин.

Шёл с площад.

Соскучился по матер.

Остановился у лошад.

Вырвал из тетрад.

Ехал на автомобил.

Спрыгнул с насып.

Вспоминал о мам.

Подошёл к лошад.

Узнал из тетрадк.

Подводится итог игры.

5. Тест. “Правописание падежных окончаний существительных”

Заполни таблицу.

Номер ответа            
Номер задания 1 2 3 4 5 6

1. Какое существительное отличается от других склонением?

1) лось

2) лошадь

3) конь

4) медведь

2. У какого существительного окончание не такое, как у других?

1) к тетрадк.

2) о сирен.

3) в альбом.

4) на страниц.

3. Где должно быть окончание существительного 1-го склонения предложного падежа – е?

1) держать на ладон.

2) жители деревн.

3) остановиться в город.

4) гостить в деревн.

4. В написании окончания какого существительного можно ошибиться?

1) на столе

2) на стене

3) на слоне

4) на дереве

5) Где ошибка в распределении вопросов по падежам?

1) Р.п.- кого? чего?

2) П.п. – о ком? о чём?

3) Д.п. – кем? чем?

4) В.п. – кого? что?

6) В предложном падеже окончание – е имеют имена существительные

1) 1 и 2 склонения

2) только 1 склонения

3) только 2 склонения

4) 1 и 3 склонения

Проверка: проверьте себя по таблице:

Номер ответа 2 2 4 4 3 1
Номер задания 1 2 3 4 5 6

6. Итог урока.

Учитель. Сделайте вывод:

В каком падеже пишется окончание – и?

В каких падежах пишется окончание – е, - и?

Нужно ли определять склонение существительных в родительном падеже, чтобы правильно написать безударное окончание?

Молодцы! Вы хорошо работали и заслужили хорошие отметки.

Понравился ли вам урок? Покажите сердечки, характеризующие ваше настроение.

Дети показывают красные, жёлтые или зелёные сердечки с нарисованными на них лицами, соответствующего настроения.