Цели:
1) закрепить знания о существенных признаках, по которым распознаются данные падежи;
2) совершенствовать умения правильно писать окончания имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения;
3) развивать речь учащихся, умение работать в парах.
Оборудование: рисунки детей, таблица с окончаниями существительных 3-х склонений в родительном, дательном и предложном падежах, у детей карточки с окончаниями - и, - е.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
Учитель. Дома вы готовились объяснить фразеологизмы со словом сердце и рисовали к ним рисунки.
Прочитайте свой фразеологизм, объясните, как вы его понимаете и определите падеж существительного сердце.
Дети объясняют следующие фразеологизмы:
- Сердце кровью обливается - так говорят, когда очень сильно жалеют кого – нибудь.
- Положа руку на сердце – сказать откровенно, честно.
- Кошки на сердце скребут – значит на душе неспокойно, плохое настроение.
- Уехать с тяжёлым сердцем – уехать расстроенным.
- Как маслом по сердцу – значит говорить или делать что-то очень приятное.
- Поздравить от всего сердца – поздравить искренне.
- Сердце обросло мохом – стал бездушным, чёрствым.
- С лёгким сердцем – уехать без тревоги, без опасений.
- От доброго сердца – из добрых побуждений, без злого умысла.
- Сердце упало – стало страшно, пришёл в отчаяние.
Учитель. Ребята, как вы думаете, вам встречаются в жизни больше людей с добрым сердцем или с сердцем обросшим мохом?
Учитель. Молодцы! Я от всего сердца желаю вам сегодня хорошего настроения и надеюсь, что вы уйдёте сегодня с урока с лёгким сердцем и ваше сердце всегда будет добрым!
2. Постановка темы и цели урока.
Учитель. Сегодня на уроке мы обобщим наши знания о родительном, дательном и предложном падежах всех трёх склонений.
3. Игра “Поймай слово”.
Учитель. А сейчас поиграем в игру “Поймай слово”
Я диктую слова всех трёх склонений. Первый ряд записывает слова 1-го склонения, второй ряд 2-го склонения, а третий ряд -3-го склонения.
Отец, дочь, мама, тетрадь, тетрадка, альбом, храбрость, храбрец, отвага,
снег, снежинка, ночь, овёс, пшеница, рожь, конь, машина, степь, облако, туча, вещь.
Проверка: дети читают слова своего склонения и говорят, какие слова относятся к данному склонению и почему. Подводится итог игры.
4. Закрепление пройденного материала.
1) Работа по таблице.
1-е склонение | 2-е склонение | 3-е склонение | |
Р.п. | -и | -и | |
Д.п. | -е | -и | |
П.п. | -е | -е | -и |
Учитель. Назовите вопросы и предлоги родительного, дательного и предложного падежей.
В каком склонении в родительном, дательном и предложном падежах не бывает окончания - е?
В каком склонении не бывает окончания - и?
В каком склонении встречается окончания - и и – е?
Какие слова-ключи с ударными окончаниями помогут вам различать эти окончания? (сестра, земля)
2) Работа с сигнальными карточками - е, - и.
Учитель. Определите склонение и падеж существительных, покажите карточкой безударное окончание.
Жил у тёти Наташи, подошли к сторожке, недалеко от лужайки, посадить на огороде, комната без мебели, проходил по площади, сидел на ступеньке, путь к победе.
Физминутка.
3) Работа в парах.
Учитель. Выберите карточку определённого цвета: зелёный цвет-задание лёгкое, красный цвет- задание труднее.
Карточка 1 (красного цвета)
Спиши, вставь пропущенные буквы. Выдели окончания имён существительных, определи падеж и склонение
Собирай по ягодк. – наберёшь кузовок.
Капля по капл. и камень долбит.
В пустой бочк. звону больше.
При солнышк. тепло, при матер. добро.
Карточка 2 (зелёного цвета)
Спиши. Вставь данные в скобках имена существительные в нужном падеже. Укажи их склонение и падеж. Выдели окончания.
Весной появились листочки на (яблоня, тополь, сирень).
Хвоя растёт на (ель, пихта, сосна).
Экскурсанты побывали в (Волгоград, Казань, Москва)
4) Взаимопроверка: дети проверяют друг у друга. На полях пишут: “Проверил Иванов” и ставят друг другу отметку.
Учитель. Кто может сказать доброе слово о работе товарища?
5) Игра “Альпинисты”
Соревнование проводится по вариантам.
На доске – контурное изображение горы, по бокам которой записаны два ряда существительных с пропущенными окончаниями.
Нужно вставить пропущенные окончания и указать падеж. Победитель прикалывает на вершину горы флажок.
Словосочетания:
Был на вершин. Шёл с площад.
Соскучился по матер.
Остановился у лошад.
Вырвал из тетрад.
Ехал на автомобил. Спрыгнул с насып.
Вспоминал о мам.
Подошёл к лошад.
Узнал из тетрадк.
Подводится итог игры.
5. Тест. “Правописание падежных окончаний существительных”
Заполни таблицу.
Номер ответа Номер задания 1 2 3 4 5 6
1. Какое существительное отличается от других склонением?
1) лось
2) лошадь
3) конь
4) медведь
2. У какого существительного окончание не такое, как у других?
1) к тетрадк.
2) о сирен.
3) в альбом.
4) на страниц.
3. Где должно быть окончание существительного 1-го склонения предложного падежа – е?
1) держать на ладон.
2) жители деревн.
3) остановиться в город.
4) гостить в деревн.
4. В написании окончания какого существительного можно ошибиться?
1) на столе
2) на стене
3) на слоне
4) на дереве
5) Где ошибка в распределении вопросов по падежам?
1) Р.п.- кого? чего?
2) П.п. – о ком? о чём?
3) Д.п. – кем? чем?
4) В.п. – кого? что?
6) В предложном падеже окончание – е имеют имена существительные
1) 1 и 2 склонения
2) только 1 склонения
3) только 2 склонения
4) 1 и 3 склонения
Проверка: проверьте себя по таблице:
Номер ответа 2 2 4 4 3 1 Номер задания 1 2 3 4 5 6
6. Итог урока.
Учитель. Сделайте вывод:
В каком падеже пишется окончание – и?
В каких падежах пишется окончание – е, - и?
Нужно ли определять склонение существительных в родительном падеже, чтобы правильно написать безударное окончание?
Молодцы! Вы хорошо работали и заслужили хорошие отметки.
Понравился ли вам урок? Покажите сердечки, характеризующие ваше настроение.
Дети показывают красные, жёлтые или зелёные сердечки с нарисованными на них лицами, соответствующего настроения.