Цели:
- Продолжить знакомство с загадками – жанром устного народного творчества.
- Показать принцип построения загадок.
- Развивать творческие способности детей, смекалку, сообразительность, воображение.
- Воспитывать любовь к народному творчеству.
I. Вступительное слово учителя.
1. Сообщение темы урюка. Сегодня мы с вами
продолжаем вместе с домовенком Афанасием и Сашей
путешествовать по книге “Маленькая дверь в
большой мир”.
2. Прослушайте диалог Саши с Афанасием. (Дети в
костюмах читают диалог, с. 44.)
На доске: Диалог – это разговор двух или нескольких лиц.
3. Итак, Афанасий предлагает вам прочитать книги “Калейдоскоп”, “Занимательная живая и цирковая, загадочная азбука” (Выставка книг). А еще он предлагает нам поиграть в игру “Кто больше отгадает загадок”.
4. Чтение самостоятельное, с. 45–46.
5. Чтение вслух, загадывание по вариантам
(отгадки не читать).
II. Работа над новым материалом.
1. Какие жанры устного народного творчества вы еще знаете?
– Почему этот раздел в литературе так называется?
– Мы богатый народ, одно из главных богатств – народное творчество. Читая произведения УНТ мы узнаем о жизни наших предков, о том какие качества характера людей ценили они в старое время. Эти произведения делают нашу речь более яркой, выразительной.
2. На доске: Загадка – вил устного народного творчества. Это замысловатый вопрос или иносказание, требующее ответа. Они выражены в краткой и занимательной форме , чаще всего в стихах.
(Дети читают с доски).
Вопрос: Откуда появились загадки?
2. Магнитофонная запись. (Рассказ об истории происхождения загадок).
В глубокой древности, вероятно еще раньше, чем пословицы, возникла и другая мелкая разновидность УНТ – загадка.
Само название жанра происходит от слова – “гадати” – думать, рассуждать.
“Гадание” – это выяснение чего-то скрытого, затемненного.
Давным-давно, еще тогда, когда люди боялись природы, древнему охотнику, земледельцу, скотоводу казалось, что всюду есть добрые и злые существа.
В лесу – леший, в реке – Водяной и русалки, в избе – Домовой. Думали, что дерево, рыба, птица – все понимают человеческий язык. И для того, чтобы обмануть зверя и понимать друг друга придумали особый язык – “загадочную речь”.
Например, медведя называли коровой, а на их языке – “шыкуша”, коня – домохвостый”. Вот из этой загадочной речи и родились загадки.
3. Значение загадок в жизни наших предков было велико. Главное, что загадка была средством к существованию, загадка помогала добывать пищу; из сказок мы узнали, что умение героев отгадывать загадки, делало их в конце сказки знатными, богатыми людьми. Загадки объясняли предкам многие явления в природе, такие как гром, молния, гроза.
4. А для чего нужно уметь отгадывать загадки в
наше время?
(Загадка – это зарядка для развития ума,
сообразительности, смекалки).
5. Продолжение диалога Саши и Афанасия, стр. 47.
III. Путешествие в стану загадок.
На доске карта путешествия, на ней 5 загадочных городов. Вместе с нашими героями мы отправляемся в путешествие по стране загадок. Афанасий нас познакомит с принципом построения загадок, будет учить самих придумывать загадки.
I. Город “Загадочных признаков”.
1.
Мохнатенькая,
Усатенькая
Молоко пьет,
Песенки поет (Кошка).
(Учитель показ. Игрушку, дети объясняют почему эта отгадка).
Автор выбрал предмет и выделил признаки.
2. Придумайте загадку про собачку.
(Учитель показ. Игрушку)
Итак, эти загадки создаются по перечисленным признакам.
3. Ученик загадывает загадку:
Стоит Алена,
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан.
(выделяются признаки). Березка
Олицетворение.
II. Город “ Загадочных частей”.
В этом городе предметы загадываются, указывая на их части. Здесь живут разные предметы. Одни их них любят “разобраться”, но части и в таком “разобранном виде” выглядывать из окон. Другие высунут наружу нос или хвост, а иные вообще спрячутся в погребе, только оставят на видном месте какой-то след – вот и разгадывай по следу.
2. Дорисуй предметы.
Ленивый художник начал, но не закончил.
(На 9 партах листка).
3. Игра. “Угадай”, что это?
(Учитель высовывает в окно части предметов).
4. А теперь поучимся загадывать загадки, указывая на части предмета и их количество.
Загадка.
Четыре колеса, 1 мотор,
Один руль, одна кабина,
Один багажник.
– Что это? (Автомобиль)
Давайте составим загадку про стул, указывая на их части.
Четыре ножки, спинка, сиденье.
Если снять ножку у стула, что получится? (Палка.)
Четыре палки, две дощечки.
5. Составьте загадку про счеты.
На 10 проволочках по десять птичек.
6. “Молчаливые загадки”.
Как нарисовать кота, не рисуя кота?
(Нарисуй дверь, выглядывают усы, хвост).
Итак, указывая на части предмета и их количество составляем загадку.
III. Город “Загадочных мест”.
Предметы здесь прячутся, они оставляют нам сведения о своем окружении, подсказывая тем самым, где их можно искать.
1. Сочините загадку про иголку.
Где? У кого? В каких предметах есть иголки,
Что есть у ежика, у елки, у шприца, у швейной машинки?
2. Загадка про колесо.
Что есть у машины, велосипеда, самоката и в часах?
Чтобы составить такие загадки надо выяснить куда входят? где встречаются? У кого есть?
3. Отгадайте загадку. (Ученик читает).
И у бабушки есть,
И у дедушки есть,
И у мамы есть,
И у папы есть,
И у дочки есть,
И у внучки есть,
И у лошадки есть,
И у собачки есть,
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать (Имя).
IV. Город “Противоречий”.
Этот город очень таинственный, да ведь и сама загадка – это тайна.
В этом городе живут загадки, в которых может говориться о самых противоположных вещах.
Например, “что такое твердое и жидкое? (Вода.)
В них может жить прямое и кривое, черное и белое.
1. Давайте поучимся составлять такие загадки.
Волчок.
На что похоже? Чем отличается?
Как балерина, но неживой.
Как зонтик, но от дождя не укрыться.
Как гриб, но не съедобный.
Свеча.
Что делает? Что такое же?
Светит, но не лампа.
Тает, капает, но не снег, не вода.
2. Ученик загадывает загадку.
Не радио говорит, не театр, а кино показывает (телевизор).
V. Город “Загадочных дел”.
Жители этого города готовы поведать обо всех делах, на которые они только способны.
1. Вот, что сообщает один из них. Я и дыротык, спиночес и тестораскатайка и трубкокрут и рисовалка. (Карандаш.)
2. Здесь живут загадки из одного слова.
“Затемнялки” – шторы.
“Освещалки” – лампочки.
3. Живая загадка. Изобрази папу Карло.
4. Ученик загадывает загадку.
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадает,
И никуда я не иду,
Покуда он идет.
IV. Итог урока.
Итак, вместе с Афанасием мы путешествовали по загадочной стране. Мы побывали в разных городах и узнали по каким признакам создаются загадки.
1. Назовите эти принципы.
2. Прочитайте загадки и определите принцип
построения.
Маленькие домики
По улице бегут
Девочек и мальчиков
Домики везут.
(Автомобиль).
В два ряда дома стоят десять, сорок, сто подряд
И квадратными глазами друг на друга глядят.
(Улица.)
3. Чтение загадок по учебнику и определения
принципа.
4. Выставление оценок.