Разработка сетевого урока по географии России в 8-м классе на тему "Реки России"

Разделы: География


Цели урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Реки России”.
  2. Развивать умения и навыки работы с физической и контурными картами, выявлять причинно-следственные связи - зависимость типа питания, режима питания от климата, выявлять особенности рек своей местности.
  3. Воспитать повышение интереса к изучаемому предмету, формировать научное мировоззрение и бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • физическая карта России,
  • картины,
  • атласы,
  • иллюстрации,
  • игровое поле,
  • презентация с использованием компьютерной техники.

Ход игры

Презентация

Ведущий 1: Добрый день! Сегодня мы собрались, чтобы выяснить, кто из участников игры достоин звания “Магистр географии”.

Представляем участников игры, жюри.

Сейчас уважаемое жюри поклянётся в своей объективности. Встаньте, пожалуйста, положите руки на глобус.

Ведущий 2: (зачитывает клятву жюри): “Мы, стоящие перед вами члены жюри, клянёмся именем великих умов человечества, положа руку на святая святых на модель Земли – единственной из обитаемых во Вселенной планет, торжественно клянёмся судить по совести!

Жюри (хором): “Клянёмся!”

Ведущий 1: “Клянёмся судить, невзирая на лица!”

Жюри (хором): “Клянёмся!”

Ведущий 2: “Наш приговор будет так же неоспорим, как неоспорим закон чести, верен так же, как верен закон вращения Земли вокруг Солнца!”

Жюри: “Клянёмся!” “Клянёмся!” “Клянёмся!”

Ведущий 1: Спасибо, садитесь. А сейчас я обращаюсь к группе поддержки. Вы имеете право не только морально поддерживать своих участников, вы имеете право дать ответ в конце, если ваши участники получат штрафные карточки. Ну а в и финале нашим участникам нужно будет рассчитывать только на себя.

Пусть сильней кипит борьба, сильней соревнование,
Успех решает не судьба, а только наши знания!

Ведущий 2: I тур“Кто лучше знает и помнит?”

*для ответа на поставленный вопрос отводится 10 секунд. Если участник не знает ответ, он кладёт на стол штрафную карточку своего цвета. И тогда отвёт формулирует следующий участник. В конце тура те, кто набрали наибольшее количество штрафных карточек, могут остаться в игре, если выбранный ими номер сектора “Шанс” совпадает с номером “бочонка” из “чёрного ящика”. Если номер не совпадает, то участник может вызвать “службу спасения” - группу поддержки, которой задаётся вопрос. В случае правильного ответа игрок продолжает игру. В случае неправильного ответа – игрок выбывает из игры.

Вопросы для команды А.

  1. Углубление в речной долине, по которому река постоянно продолжает течение, называется … (руслом);
  2. Кратковременный подъём уровня воды в реке называется (паводком).
  3. Это нагроможденье камней, пересекающих реку, образует на ней…(порог);
  4. Искусственные водоёмы в долинах рек, сток воды которых регулируется плотинами, называются … (водохранилищами);
  5. Место это очень мало, где река берёт своё начало … (исток);
  6. Постоянный поток воды, текущий в выработанном им углублении, называется … (река);
  7. Граница не на век, разделяющая бассейны двух или более рек … (водораздел);

Вопросы для команды В.

  1. Место это – финал, где река впадает в море или океан … (устье);
  2. Освобождение реки ото льда называется … (ледоходом).
  3. Вода, находящаяся в порах, трещинах горных породах земной коры, называется … (подземной);
  4. Территория, которую заполняет река во время разлива, называется … (поймой);
  5. Реку и её притоки смело назови … (речной системой);
  6. Площадь – та, с которой собирает воду река, называется … площадь – та, с которой собирает воду река, называется … (бассейном реки);
  7. Расстояние от истока до устья называется … (длиной реки);

Вопросы для группы поддержки.

А теперь, ребятки,
Отгадайте – ка загадки.

  1. У тебя, краса-река, женскоё обличье,
    Даже имя у тебя женское, девичье. (Лена)
  2. Бьёшься ты сквозь топи, сквозь тайгу,
    Летом – вся блестя, зимой – белея,
    Верная подруга Иртышу,
    Ты течёшь на север смело. (Обь)
  3. Не приметен ничем, ни широк,
    По просторам Валдайского края
    Еле слышно журчит ручеёк,
    К морю Каспию убегая. (Волга)
  4. С буквой “Е” я рекой протекаю
    В Балтийское море с востока впадаю.
    С буквой “И” я рекою бегу,
    Но воды свои в Кандалакшу несу. (Нева-Нива).
  5. Ты меня, наверно, знаешь,
    Я сказки Пушкина герой.
    Но если “Л” на “Н” сменяешь,
    Сибирской стану я рекой. (Елисей-Енисей)
  6. Я в море островом лежу
    И на Америку гляжу,
    Но “Б” на “Р” смени – я сразу
    Рекой помчусь я по Кавказу. (Куба-Кура)
  7. Первый слог мой – нота.
    Буква – слог другой.
    Целое – широко раскинулось рекой. (Дон)

Жюри называет участников игры, выходящих во второй тур. Сохранившиеся штрафные карточки записываются в протокол жюри.

Ведущий 2. II турЗнатоки гидрографии.

Если ответ не последует, участник кладёт штрафную карточку на свой сектор игрового поля, а на вопрос отвечает следующий участник. Во втором туре будет два задания.

Задание 1. Установите соответствие.

Вопросы для команд.

1.

Гераклит сказал: “Дважды не войти в один поток”.
И, это, правда, вода в реке постоянно течёт.
За год вода меняется тринадцать раз,
А питают речку подземный запас.
А ещё питает дождь, воды снега и льда.
А характер питания зависит от климата.

Задание. Установите соответствие между указанной рекой и типом питания.

Реки: Преобладающее питание:
1. Амур А. дождевое;
2. Печора Б. снеговое;
3. Енисей В. ледниковое;
4. Днепр Г.. подземное
5. Кубань
6. Терек

Правильный ответ определить при просмотре слайда

(1 – а; 2 – б; 3 – б; 4 – б; 5 – б; 6 – в)

2. А воды в реке подъём

Всяк половодьем назовёт.

Задание. Установите соответствие между указанной рекой и типом водного режима.

Реки: Тип водного режима:
1. Волга А. весеннее половодье;
2. Амур Б. летнее половодье;
3. Обь В. паводочный режим;
4. Северная Двина Г. зимнее половодье;
Д. равномерный сток в течение года.

5. Терек.

Правильный ответ определить при просмотре слайда

(1 – а; 2 - б; 3- а; 4 – а; 5 – в)

Задание 2. Опрос по картине.

Вопросы для команды А.

На слайде изображение горной и равниной реки.

img1.jpg (20799 bytes)

Задание:

На картину посмотрите
И скорее вы решите,
Где здесь горная река,
Где равнинная.
Объясните – почему.

Вопросы для команды Б.

На слайде изображение А.С. Пушкина

Задание. В старинной казачьей песни поётся “Ой, ты батюшка Тихий Дон”. У Пушкина мы встречаем такие строки “Как прославлено брата реки знают Тихий Дон”. Почему Дон называют “тихим”?

(Медленное течение т. к. река достигла базиса эрозии, поэтому не происходит углубление > медленное течение. Кроме этого, на всём протяжении река образует много мелей, состоящих из рыхлого материала, который постаревшая река не в силах унести.)

Вопросы для группы поддержки.

  1. Водится ли рыба в Луже? А в Тазе? (Да. Лужа – река бассейна Оки; Таз – впадает в Тазовский залив Карского моря).
  2. Какая река России состоит из животного и меры площади? (Вол – га).
  3. К какому сооружению нужно прибавить “А”, чтобы получилась название крупной сибирской реки? (Ангар – а)
  4. Какая река носит название стороны света? (Юг – река, сливающаяся с Сухоной и образующая Северную Двину).
  5. Какая сибирская река носит название, обозначающая упаковку? (Тара – правый приток Иртыша)
  6. Какой приток Вятки носит название ядовитой змеи? (Кобра)
  7. Какая река плавает – Гусь (Ивановская и Рязанская области) какая река летает – Ворона (бассейн р. Оки).
  8. На Карельском перешейке есть река, название которой состоит из 5 предлогов и 1 союза. ( В – у – о – к – с – а).
  9. Какую реку можно срезать перочинным ножом? (Прут)

Жюри называет участников игры, выходящих в третий тур. В третий тур могут выходить игроки, не имеющие штрафных карточек. Сохранившиеся штрафные карточки записываются в протокол жюри.

Ведущий 1:  III тур – “Географическая карта”

На вопросы этого тура участники отвечают сами и за правильный ответ получают “звезду”. По окончанию тура жюри подсчитывает “звезды” и штрафные карточки. У кого меньше штрафных карточек и больше звёзд, тот выходит в финал.

В этом туре 3 задания: один устный и два практических.

Задание 1. По описанию определите реку или её обитателей

Вопросы для команды А.

1. Известный историк В.О. Ключевский отмечал, что русский человек всегда жил с рекой “душа в душу”. В разговорную речь вошли такие уважительные и ласковые слова, как “Волга – матушка”, “Енисей – богатырь”, “Ока – красавица”. А к какой реке относится уважительное слово “батюшка”?

(Амур)

2. Назовите животное, которое спасло Шарика в мультфильме “Простоквашино”. Это животное обитает в реке Зима и является природоохранным объектом Зулумайского заказника. (бобр).

3. Небольшоё хвощовое болотце, окружённое с трёх сторон густым еловым лесом, со дна болотца бьют родники, дающие первые струйки реки. Над самым родником построена резная избушка, к которой ведёт помост. На арке надпись: “Исток великой русской реки ..” О истоке какой реке идёт речь? (Волги)

Вопросы для команды В.

1. Христоматийными стали титулы этой красивейшей и могучей реки “ось Сибири”, “брат океана”. Художник Суриков, родившийся на его берегах, предпочитал их красоту “Альпам швейцарским и итальянским”. О какой реке идёт речь? (Енисей)

2. Рыба, которая спасла Емелю от нищеты. (Щука)

3. По склону горного хребта бежит среди замшелых кочек извилистый узкий ручей.

Редкие лиственницы смотрятся в него. Вода в ручейке холодная и столь прозрачная, что видны разноцветные камешки на дне. Так начинается одна из величайших рек мира. Совсем рядом – необъятный Байкал. По прямой до него 7 км. Но сибирская красавица упрямо стремится к Северному Ледовитому океану. (Лена)

Задание 2:

Работа с атласом вам предстоит
По координатам объект определить,
И нам его вам назвать.

Вопросы для команды А.

1. 50о с. ш. 45о в.д. р. Волга
2. 62о с. ш. 130о в.д. р. Лена
3. 62о с. ш.. 70о в.д. р. Обь.
Вопросы для команды В.
61о с. ш. 90о в.д. р. Енисей
50о с. ш. 137о в.д. р. Амур
50о с. ш. 32о в.д. р. Днепр.

Задание 3: Назовите реки России, обозначенные следующими цифрами:

Жюри подводят итоги III тура и называют 4 участников финала.

Ведущий 2: Финал.Роль рек в природе

Вопросы для команды А.

1.Вода может приносить человеку много бедствий. Это стихийные явления: наводнения, цунами, снегопады, сели, лавины, наледи, гололёд, ливни. 40% всех стихийных бедствий приходится на наводнения.

Показ видеофрагмента “Наводнение”.

На каких реках чаще всего бывают наводнения? Почему?

(На реках Северного стока. Весной в верховьях этих рек ледоход и половодье, а в низинах лёд ещё не ушёл. В результате образуются ледяные заторы, плотины, выше которых поднимаются уровень воды, и река выходит из берегов. Это такие реки как Обь, Лена. Летом, во время муссонов, наводнения бывают на реках Дальнего Востока – Амур.)

2.Река переносит не только воду с растворёнными в ней веществами, но и массу твёрдых частиц. Мелкие частицы (ил, песок, глина) переносятся рекой в потоке воды в взвешенном состоянии. Обломки горных пород река волочит или перекатывает по дну. Весь переносимый материал называют твёрдым стоком. Наибольший твёрдый сток среди наших рек имеет р.Терек – до 26 млн.т в год. Чем это можно объяснить?

Вопросы для команды В.

1. Великий русский поэт Н.Некрасов когда-то писал:

Иных времён, иных картин,
Провижу я начало.
В случайной жизни берегов
Моей реки любимой:
Освобождённой от оков,
Народ неутомимый
Созреет, густо заселит
Прибрежные пустыни;

Наука воды углубит:
По гладкой их равнине
Суда – гиганты побегут
Несчётною тропою,
И будет вечен труд добрый труд
Над вечною рекою.

О какой реке писал поэт? Какие “иные” картины предвидел он?

(Волга. Созданные на Волге ГЭС превратят её в водную магистраль, доступную для грузовых кораблей морского типа).

2. На многих реках Восточной Сибири зимой возникают наледи, иногда достигающие огромных размеров. Наибольшей известностью пользуется наледь Улахан-Тарын на притоке Индигирки, площадь которой – 160 км2, а толщина – 4 м. Какова причина этого явления?

(Наледь может появиться при образовании донного льда, когда он вытесняет ещё не замёрзшую воду наверх, или на реках, которые промерзают до дна. Идущая сверху вода замерзает на слое льда, наращивает его постепенно и к концу зимы высота наледи может дойти до нескольких метров).

Дополнительные задания для игроков.

1. Анаграмма (перестановка букв слове):

Колос, вена,, дно, навар, мука, муар.

(Оскол ,Нева, Дон, Нарва, Кума, Амур)

2. Кроссворд. Вписать названия рек России с буквой “Р”.

Ведущий 1.

Вот к концу подошёл урок,
Нам подводить пора итог.

Жюри подводит итоги.

Спасибо за работу, детки,
А я поставлю вам отметки..