Сценарий урока по "Окружающему миру" на тему "Символы и праздники России"

Разделы: Начальная школа


Проблемный вопрос: Россия – страна? Государство?

Цель урока: развитие нравственных качеств личности, воспитание патриотических чувств.

Задачи:

  • развивать устную и письменную речь, делать обобщения и выводы;
  • учить использовать доступные детям источники информации для получения дополнительных сведений об окружающем мире;
  • дать представление о государственных праздниках России;
  • воспитывать чувство гордости и ответственности за свою семью, за свою страну.

1. У. На уроках “Окружающего мира” мы узнали о становлении человека от первых человекообразных существ до современного человека.

Человек – часть природы. И это определяет то, что он, как и все животные, рождается, ест, пьёт, воспроизводит потомство, умирает. Но человек всегда живёт в обществе, он – часть общества. Общественные отношения влияют на его жизнь, на его поведение.

Мы проследили путь общества от стаи до демократического общества, узнали, как устроена государственная власть в России. Мы часто слышим, как Россию называют то “страной”, то “государством”. Это всегда одно и тоже? Сегодня на уроке я предлагаю ответить на этот вопрос? (Слайд: Россия. Страна? Государство? )

У. Групповое задание: определите, какие слова характеризуют Россию как государство, а какие – как страну (на столах у детей карточки со словами): Сибирь, лес, Урал, Волга, промышленность, тайга, Северный Ледовитый океан, министр, президент, закон об образовании, федерация, генерал, милиция, налоги.

Что поможет вам выполнить это задание?

Презентация.

- Мы выписали из словаря значения слов “страна”, “государство”. Уточняем в словарных статьях ключевые слова.

(Слайд: ГОСУДАРСТВО,

политическая организация общества

с определенной формой правления (монархия, республика). По форме государственного устройства государство может быть унитарным или федерацией.

СТРАНА,

территория, имеющая определенные границы,

пользующаяся государственным суверенитетом или находящаяся под властью др. государства (колонии, подопечные территории).

Обсуждение результатов работы. Дети прикрепляют результаты работы на доску под словами: страна, государство. Показывают на карте границы России.

Делаем вывод: Россия – страна, т.к. это территория, у которой есть определённые границы. На карте дети показывают границы России.

У. Какими словами вы бы дополнили группу слов, которые характеризуют Россию как государство? Дополните, пожалуйста, по одному слову.

Обсуждение результатов работы. Если дети не назовут, предлагаю обсудить, как характеризуют Россию слова: герб, флаг, гимн.

(Слайд: госуд. символы России. В каких случаях звучит государственный гимн? Ответы детей.

Слайд: парад Военно-Морских сил).

Не так давно я была за границей, на Украине, на совместном российско- украинском параде Военно-Морских сил. Меня удивила красота и мощь российских кораблей. Но больше всего меня удивило то, что когда звучал гимн России, все встали и вдруг почувствовали себя родными незнакомые друг другу люди.

Государственные символы есть у всех государств. К ним нужно относиться уважительно. В нашем классе учатся иностранные граждане: Марина – гражданка Киргизии, Грануш – гражданка Армении. Так же как и все, девочки знают гимн России. Сегодня Грануш познакомит нас с гимном Армении. Она вместе с родителями перевела его с армянского на русский язык.

А этими словами можно дополнить группу слов, которые характеризуют Россию как государство?

(Слайд:

  • 8 марта - Международный женский день;
  • 1 мая - Праздник Весны и Труда;
  • 9 мая - День Победы)

- Ответы детей.

У.Это государственные праздники. Об этом есть государственный закон.

(Слайд: Статья 112. Нерабочие праздничные дни

Нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются:

  • 1, 2, 3, 4 и 5 января - Новогодние каникулы;
  • 7 января - Рождество Христово;
  • 23 февраля - День защитника Отечества;
  • 8 марта - Международный женский день;
  • 1 мая - Праздник Весны и Труда;
  • 9 мая - День Победы;
  • 12 июня - День России;
  • 4 ноября - День народного единства)

У. Почему это так важно? Зачем нужны праздники? Ответы детей.

Групповое задание. Все праздники можно разделить на 3 группы:

  • политические (отражают интересы государственной власти) – соедините их синим цветом;
  • религиозные (отражают интересы верующих) - соедините их зелёным цветом;
  • общенародные (отражают интересы всех людей) - соедините их красным цветом.

Обсуждение результатов работы. Каких праздников больше? Общенародных. Почему? Почему День Победы общенародный праздник, рассказывает наша классная газета, буклет, презентация, которую вы сделали сами.

(Презентация: “Мы помним”. Комментируют ученики.)

9 мая мы вместе с родителями, друзьями придём к памятнику погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Домашнее задание: Какие праздники, кроме государственных, отмечают у нас в Карагае, в нашей школе, в семье? Напишите об одном из них.

Итог урока.

  • Россия – страна, т.к. она занимает определённую территорию, у неё есть государственная граница.
  • Россия – государство, т.к. у неё есть государственная власть, государственные символы и праздники.
  • Россия – великая страна, у неё есть героическое прошлое, которое мы помним, у неё есть будущее, которое в ваших руках! (Слайд.)

Тесты.