Системный подход в ДОУ в повышении квалификации педагогических кадров

Разделы: Администрирование школы


Возникшие в современном обществе социальные потребности в переосмыслении квалификации работников образования обуславливают необходимость пересмотра роли и места педагогической квалификации в педагогической практике.

Традиционно повышение квалификации трактуется как послевузовское или постдипломное образование, обеспечивающее обновление знаний и обогащение опыта педагогических работников с учетом новейших достижений, а также перспектив развития науки и социально-экономического прогресса (Г.Н. Сериков). Система повышения квалификации состоит из компонентов. Они представляют собой упорядоченную совокупность учреждений и организаций, деятельность которых направлена на постоянное совершенствование профессиональной компетентности педагогического состава, актуализацию, оказание помощи в реализации творческого потенциала. Систему повышения квалификации многие авторы предлагают рассматривать как систему и как процесс.

В настоящее время все большая роль, место и значение в повышении профессиональной квалификации отводится дошкольному образовательному учреждению, представляющему подсистему общей системы повышения квалификации.

Процесс повышения квалификации характеризуется целостностью и непрерывностью, Это выражается с одной стороны, в устойчивой и согласованной связи и в преемственности функций различных форм повышения квалификации, с другой - в сочетании эмпирической деятельности с коллективной методической работой и самообразованием.

Повышение профессиональной компетентности педагогов через систему методических мероприятий основывается на системном подходе, которая базируется на системном анализе. Это способствует выявлению основных противоречий в работе, определению главной цели и задач дальнейшей деятельности, что позволяет выработать план действий, реализующемся при целенаправленном руководстве и контроле деятельности педагогов.

Поэтому одной из главных управленческих задач является:

  • совершенствование организации и планирования повышения квалификации педагогических работников,
  • создание условий, дающих педагогу возможность проявить творчество, реализовать себя как личность и как педагога.

Как отмечают авторы, рассматривающие данную проблему, показателями эффективности повышения квалификации являются:

  • Повышение качества профессиональной деятельности;
  • Освоение теоретических основ;
  • Активность в методической, познавательной, самообразовательной работе;
  • Изменения в мотивах деятельности.

В дошкольном образовательном учреждении повышение квалификации происходит в основном через систему методической работы. В условиях изобилия вариативных и парциальных программ, вышедших в последнее время и получивших гриф Министерства РФ каждое ДОУ определяет свой путь обновления содержания образования, выстраивая при этом свою систему методической работы, которая, в конечном итоге, позволила бы повысить педагогическое мастерство участников образовательного процесса.

Наше ДОУ выбрало для реализации комплексную программу нового поколения “Радуга” под редакцией Т.Н. Дороновой. Изучение программы позволило нам определить, что ее содержательный компонент недостаточно разработан по некоторым разделам программы, требует коррекции более высокой квалификации педагогов, необходимости осуществлять дифференцированный подход к повышению квалификации каждого педагога с учетом их категории, уровня подготовленности, опыта работы, образования, выявленных недостатков в организации педагогического процесса.

Повышение квалификации при внедрении новой вариативной программы проходит несколько этапов.

1 этап:

В период подготовки к внедрению программы работа по повышению квалификации педагогов заключалась:

  • в повышении осведомленности педагогов о программе;
  • в организации условий для внедрения программы.

Как результат – появление интереса у педагогов ДОУ к данной программе, наличие определенных знаний по содержанию программы, ее технологии, желание внедрять ее в практику работы.

II этап:

Внедрение программы потребовало от нас более активных форм организации обучения каждого педагога и всего коллектива в целом:

  • собеседование по программе;
  • проведение семинара-практикума;
  • разных видов консультаций с активизацией педагогов в процессе их проведения;
  • изучение специальной литературы с аннотацией содержания и рекомендациями по использованию;
  • анкетирование;
  • опросы;
  • деловые игры;
  • открытые просмотры;
  • проводили смотры-конкурсы внутри ДОУ;
  • педагогические советы;
  • открытые просмотры.

Это позволило педагогам ДОУ более углубленно и осознанно изучить теоретические основы программы, содержание каждого направления, принципы построения развивающей среды.

По итогам учебного года нами проводится анкетирование педагогов, анализ данных которого позволяет выделить направления педагогической работы,

по которым есть затруднения и необходима помощь,

по которым воспитатель имеет интересный опыт работы, и готов поделиться им с коллегами. (Рекомендации К.Белой).

Это способствует определению системы методической работы с указанием тематики заявленных воспитателями проблем и пути их решения, т. е. определить задачи нового учебного года, организационно-методические мероприятия с учетом всех запросов педагогов, позволяющих оказать им целенаправленную помощь.

Таким образом, содержание и формы работы по повышению квалификации изменяются в зависимости от этапа работы по внедрению программы, годовых задач, от реального уровня квалификации педагогов.

Большое внимание уделялось контролю, цель которого заключалась в оценке уровня профессиональной компетенции каждого педагога, оказании своевременной помощи в совершенствовании профессиональной деятельности. Помимо предварительного (фронтального и тематического контроля) и текущего контроля (непрерывного и эпизодического) в ДОУ предлагалось использовать и взаимоконтроль и самоконтроль. Результативность контрольно-аналитической деятельности обсуждалась на педагогических советах.

III этап:

Данному периоду характерна организация работы по повышению профессиональной квалификации педагогов, которая направлена на:

  • представление опыта работы педагогическому сообществу города;
  • публикацию материалов педагогической деятельности в печати;
  • выступление на городских методических мероприятиях;
  • проведение дней открытых дверей для педагогов ДОУ города;
  • участие в различных профессиональных конкурсах.

Профессионализм каждого педагога оценивается через аттестацию каждого педагога, аттестацию ДОУ в целом.

Как результат, можно отметить, что в течение 3 лет из 11 педагогов, работающих в ДОУ, повысили свою квалификацию в результате аттестации 7 человек или 64% педагогического состава:

  • на высшую категорию - 1;
  • на первую категорию - 2;
  • на вторую категорию - 4.

В ходе аттестации ДОУ профессионализм педагогического коллектива позволил получить статус центра развития ребенка

В заключение хочу отметить, что четко выстроенная система методической работы в дошкольном образовательном учреждении позволяет повысить профессионализм каждого педагога.

Литература

  1. Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом. – М: АСТ, 1998.
  2. Ильясов Д.Ф., Сериков Г.Н. Теория управления образованием. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
  3. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управлением дошкольным образованием. – М: Издательский центр “Академия”, 2000.
  4. Троян А.Н. Управление дошкольным образовательным учреждением. – Магнитогорск: МаГУ, 2001.