Сценарий занятий по избирательному праву для учащихся 3–5-х классов "Выбирай-ка"

Разделы: История и обществознание, Начальная школа, Внеклассная работа


Занятие 1-2. Как мы живем

Презентация

Цели и задачи:

  • дать понятие о правилах человеческого общежития,
  • раскрыть на примерах из жизни и литературы, опасность последствий нерешенных конфликтов,
  • показать способы разрешения конфликтных ситуаций, познакомить с терминами и понятиями.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Дидактическое обеспечение: тексты сказок, рабочие тетради, Конституция РФ.

Методические приемы: беседа, урок-презентация, диспут, диалоговое обсуждение.

Ход урока

Беседа. Учитель:

С сегодняшнего занятия ребята, мы отправляемся в виртуальное путешествие по сказочной стране “Невыбирайка”. Неспокойна жизнь в этом сказочном государстве, ссорятся и ругаются его жители. Что за конфликты мешают им жить в дружбе и согласии? Об этом можем узнать из летописи, которая начинается словами:

“Лето (год) 2008

В нашем неправовом царстве несвободном государстве слушали дело о возникновении различных конфликтов среди граждан

Воробья, Мыши и Колобка;

Зайца и Лисы;

Воробья и Мыши;

Мужика и Медведя …”

В чем же причина их разногласий? Почему же происходили эти события? Почему люди и звери не смогли выбрать, как вести себя, чтобы не было ни зла, ни обид? Слайд 1.

Давайте вспомним сказку о дружных соседях “Крылатый, мохнатый да масленый” (ученики рассказывают содержание сказок). Слайд 2.

Зависть воробья привела к конфликту. Слайд 3. Слайд 4.

В сказке “Заюшкина избушка”: Слайд 5.

Лиса позавидовала зайчику и выгнала его: Слайд 6.

Обман мыши привел к конфликту в сказке “Мышь и воробей”. Слайд 7. Слайд 8.

Теперь вспомним сказку про вершки и корешки. Что определило судьбу медведя? Его самостоятельный выбор: Слайд 8.

Подведение итогов. Диспут, диалоговое обсуждение.

А сейчас давайте вместе попробуем ответить на вопросы:

  1. С какими конфликтными ситуациями вы знакомы? Приведите примеры из жизни, из русских народных сказок
  2. Из-за чего возникает конфликты?
  3. На чьей стороне вы оказываетесь, когда ссорятся ваши друзья?
  4. Когда вы чувствуете, что вы не правы, что вы делаете?
  5. В конфликте всегда виноват кто-то один?
  6. Какие качества характера могут спровоцировать конфликт?
  7. Какие способы выхода из конфликта вы можете предложить? (убеждение, понятие справедливости, закон, терпение, образованность)

В ходе диалогового обсуждения и диспута ученики отвечают на вопросы и делают вывод:

- Каждый из нас часто оказывается перед выбором, как поступить, и от этого выбора зависит разрешиться конфликтная ситуация или нет.

Домашнее задание:

В рабочих тетрадях прочитать басни И.А. Крылова “Волки и овцы” и “Лев на ловле”. Ответить на вопросы.

Придумайте свою сказку, в которой добро побеждает зло, и нарисуйте к ней иллюстрацию.

Занятие 3-4. Жить по новому.

Презентация

Цель: показать формирующую роль законов в становлении правового государства; дать представление о значении Конституции (Основном законе) в развитии общества и государства.

Оборудование: Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Дидактическое обеспечение: рабочие тетради, Конституция РФ.

Методические приемы: беседа, диспут, урок-презентация.

Ход урока

I. Слово учителя:

На прошлом занятии во время нашего виртуального путешествия по сказочной стране “Невыбирайка” мы познакомились с жителями этого неправового царства несвободного государства, которые постоянно конфликтуют друг с другом.

Мы попытались советами помочь жителям этой страны разрешить конфликты, попробовали предупредить их о возможности появления новых.

Послушали нас сказочные жители, задумались, загоревали. Что же им делать?

Мужик из сказки “Вершки до корешки” напомнил заветы своих родителей:

Не рой другому яму – сам в нее попадешь.

На чужой каравай рот не разевай.

На чужом несчастье счастья не построишь.

Одной рукой и узла не завяжешь.

Как аукнешь, так и откликнется.

Много народу, до мало людей.

Где много пастухов, там овцы дохнут.

Где пастух дурак, там и собаки дуры.

В чем смысл этих пословиц?

Для того, чтобы жить без конфликтов, нужно жить по правилам, по законам. Жители страны должны знать, что они должны делать и на что они имеют право. Им нужен Основной Закон, то есть нужно установить общие правила, поддерживать их и жить по ним (Конституция – установление).

Слайд 1. Слайд 2.

Есть в стране такая книга
Ты о ней всё должен знать
Конституцию России
В детстве должен прочитать
В ней увидишь ты законы
Их ты должен выполнять
И свои права ты сможешь
Без усилий защищать.

А теперь давайте вместе подумаем, какие права и свободы гражданина наиболее важные? Слайд 3.

Откройте свои рабочие тетрадки, ответьте на вопросы и решите предложенный кроссворд: Слайд 4.

Теперь вы знаете, что такое Конституция…

Жители нашего уже правового государства должны быть уверены в защите своих конституционных прав и свобод. Для этого нужно организовать особую систему: Слайд 5.

Кто достоин быть избранным ? Об этом мы узнаем из его предвыборной программы (план действий). Слайд 6.

Какой план действий предложен этим кандидатом?

Подведение итогов. В ходе беседы дети должны дать ответы на вопросы:

Что такое закон?

Что такое Конституция?

Какими качествами характера мы должны обладать, чтобы противостоять вероломству, обману, глупости, жадности?

Зачем нужна предвыборная программа?

Домашнее задание: рабочая тетрадь, раздел “Что такое закон и для чего он нужен?”, прочитать и ответить на вопросы стр.7-10. Придумайте и нарисуйте свою историю выборов.

Занятие 5-6. Мы выбираем? - Нас выбирают?!

Презентация

Цели:

  • показать роль личности в формировании судьбы (человек – кузнец своего счастья), дать представление о важности выбора,
  • способствовать воспитанию патриотизма и необходимых качеств характера человеческой личности (порядочности, трудолюбия, смелости, решительности, активности, способности анализировать).

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Дидактическое обеспечение: рабочие тетради, Конституция РФ.

Методические приемы: зашита проектов, беседа, диспут, урок-презентация.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания: выставка авторских иллюстрированных проектов-сказок и иллюстрированных проектов-историй выборов. Защита проектов.

2. Слово учителя.

Изменилась жизнь в нашей сказочной стране после принятия её жителями Конституции. Они сделали свой выбор, стали жить по закону и назвали свою страну “Выбирайка”. Теперь им нужно выбрать президента своей страны и законодательную власть. У нас ВЫБОРЫ! Граждане страны выбирают Президента, депутатов, мэров и дают им власть, чтобы они сделали жизнь в стране лучше. Где проходят выборы?

Дети: - На избирательных участках!

Учитель: – Вы уже, наверное, ходили на избирательные участки вместе с родителями. Какие документа брали они с собой?

Дети:– Паспорта!

Учитель: – Правильно – паспорт – это документ, который выдается гражданину страны, удостоверяющий его личность. В России паспорта получают с 14 лет, а голосовать гражданин может с 18.

На избирательном участке члены избирательной комиссии проверяют паспорт гражданина, регистрируют его в списке избирателей, выдают бюллетень для голосования, в котором указаны фамилии претендентов.

Гражданин должен отметить в бюллетене нужную фамилию и опустить его в урну для голосования. Члены избирательной комиссии по окончанию выборов подсчитывают голоса за каждого претендента, составляют протокол и объявляют результаты голосования.

Слайд 1. Слайд 2.

Ты творец
Своей судьбы,
Строишь сам
Её ты с детства,
Выбор твой, уже учти
Есть решающее средство!

Слайд 3.

Если ты ещё не выбрал
За кого голосовать,
Посоветуем сначала
Информацию собрать!

Слайд 4. Слайд 5.

Кто на выборах играет,
Голоса всех покупает,
Очень слаб он, очень глуп,
Ты задумайся, мой друг…

Слайд 6.

Много-много лет подряд
Мы проводим выборы.
И ты должен выбирать
Из народа лидера.

Слайд 7.

Голосуй за право жить,
Голосуй за право быть,
Голосуй за жизнь на свете
За себя мы все в ответе!

Слайд 8.

Выбор твой, как ключ в кармане
Раз достал – открылась дверь,
И лучи большого счастья
Засияли в ней теперь!!!

Слайд 9. Слайд 10.

3. Подведение итогов урока. Диалоговая беседа, диспут.

В ходе беседы ученики должны найти ответы на вопросы:

  1. Какими правами обладает гражданин страны?
  2. Все ли жители страны имеют право выбирать и быть избранными?
  3. Нарисуйте портрет гражданина страны. (свободен, самостоятелен, неравнодушен).
  4. Что такое “активная гражданская позиция”?
  5. Что необходимо знать избирателю? Слайд 11.
  6. Каковы условия участия гражданина в выборах?
  7. Каковы функции президента страны?

Домашнее задание. Подготовка к ролевой игре “Выборы президента”:

  • создание избирательной комиссии;
  • подготовка пакетов документов для проведения выборов: бланков паспортов, бюллетеней, списков избирателей;
  • создание штабов по проведению предвыборной компании;
  • подготовка предвыборных программ кандидатами и их штабами.

Занятие 7-8. Ролевая игра: выборы президента школы.

Цель: Формирование начальных понятий о гражданственности, ответственности за выбор, власть; развитие коммуникативных способностей, навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми; ознакомление учеников с основами избирательной системы страны.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Методические приемы: ролевая игра.

Материалы к игре:

  1. Бланки паспортов.
  2. Бланки бюллетеней.
  3. Бланки списков избирателей.

Роли:

  1. Члены избирательной комиссии (3 человека).
  2. Штабы кандидатов на пост Президента школы. (2 команды по 5 человек).
  3. Избиратели.

Ход игры

  1. Выдвижение кандидатов и их регистрация в Избирательной комиссии.
  2. Проведение предвыборной компании: защита предвыборных программ кандидатами, дебаты, ответы на вопросы избирателей.
  3. Подготовка списков избирателей. Заполнение избирателями бланков паспортов.
  4. Проведение выборов: регистрация членами избирательной комиссии, выдача бюллетеней, голосование.
  5. Подсчет голосов, заполнение протокола, объявление результатов голосования.
  6. Подведение итогов. Выводы.