Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.
Цель: закрепить полученные детьми на прошлых уроках знания о русской народной музыке.
Задачи:
- развитие и закрепление певческих умений и навыков учащихся на знакомом узыкальном материале;
- воспитание у школьников уважения к традициям и культуре своего народа;
- формирование слушательской музыкальной культуры учащихся;
- создание условий для оптимизации творческих способностей учащихся.
Художественно-педагогическая идея урока:
На основе способности воспринимать музыку как содержательное искусство, прочувствование и осмысление выразительного значения наиболее характерных черт русской музыки в целом, формировать способность учащихся чувствовать красоту родной земли, прививать уважение к родной истории и гордость за достижения русской национальной культуры.
Структура урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся.
III. Основная часть:
1. Исполнение.
2. Слушание.3. Работа над новым материалом.
4. Игра на музыкальных инструментах.
5. Проверка выполнения домашнего задания.
IV. Итог урока.
- Методы и приемы:
- словесно-индуктивный (беседа);
- наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ услышанного музыкального произведения);
- частично-поисковый (импровизация, ассоциативный поиск);
- наглядно-слуховой;
- метод побуждения к сопереживанию (эмоциональное воздействие);
- создание эффекта удивления и ситуации успеха.
Музыкальный материал:
- Русская народная хороводная песня “На горе-то калина”.
- Трудовая русская народная песня “Вниз по матушке, по Волге”.
- Русская народная хороводная песня “Со вьюном я хожу”.
- Русская народная плясовая “Светит месяц”.
- Г. Струве “Моя Россия”.
Наглядный материал:
- Репродукция картины И. Е. Репина “Бурлаки на Волге”.
- Зрительный ряд из картин, отражающих труд мужчин и женщин.
- Картины русской жизни и быта.
- Стихотворение Н. Некрасова “Песнь о Волге”.
Оборудование урока:
- Баян.
- Музыкальный центр, диски.
- Хрестоматия.
- Музыкальные инструменты.
Ход урока
I. Организационный момент.
Дети заходят в класс под русскую народную хороводную песню “На горе-то калина”.
Музыкальное приветствие детей:
У: “Здравствуйте, ребята”!
Д: “Здравствуйте”!
II. Актуализация знаний учащихся.
- Музыка композиторская или народная встретила вас?
- Какому народу она принадлежит?
- Как об этом рассказала музыка через средства музыкальной выразительности?
- Правильно, музыка звучит плавно, протяжно, напевно. Интонация мягкая, приветливая, хороводная.
- Что отличает эту музыку от других русских народных произведений?
- К какому жанру вы бы отнесли это произведение и почему?
- Где могло бы звучать это произведение?
- Для чего девушки водили хороводы?
- Какую одежду носили девушки, когда собирались в хороводы?
- Что означали украшения на ней?
Ребята, а что воспевали в этой песне?
Ведь недаром говорят: “Народная песня – зеркало жизни народа”.
III. Основная часть.
1. Исполнение.
Я думаю, мы с удовольствием исполним хоровод, как когда- то наши предки.
Исполняется хоровод под русскую народную песню “На горе- то калина”.
Ты откуда, русская,
Зародилась музыка?
Толи в чистом поле
Толи в лесе мглистом
В радости ли? В боли?
Или в птичьем свисти?
Ты скажи, откуда
Грусть в тебе и удаль?
В чьём ты сердце билась
С самого начала?
Как же ты явилась?
Как ты зазвучала?
Пролетали утки -
Уронили дудки
Пролетали гуси -
Уронили гусли.
Их порою вешней
Нашли, не удивились
Ну, а песня?
С песней –
На Руси родились.
2. Слушание.
Послушайте, пожалуйста, музыку и ответьте: в какие моменты жизни могла бы родиться эта песня?
Звучит русская народная песня “Вниз по матушке по Волге”.
3. Работа над новым материалом.
- Какими чувствами отозвалась в ваших сердцах эта песня?
- Какое душевное состояние передала вам она?
- Как вы думаете, какая эта грусть, печаль - поверхностная или глубокая?
- Почему?
- К какому жанру народных песен относится эта песня?
- Как родились трудовые песни?
Вслушайтесь еще раз в музыкальную ткань мелодии и изобразите рукой линии, которые рисует мелодия?
Исполняется фрагмент. Пластическое интонирование.
Давайте еще раз попробуем дотронуться до этой музыки и сравним ее с тканью: это шифон или драп?
Почему?
А сейчас внимательно вглядитесь в эти картины, и выберите ту, что оживет во время звучания музыки.
Повторное слушание русской народной песни “Вниз по матушке по Волге”.
- Какая из картин наиболее полно отражает эту музыку?
- Как выразил художник и композитор эту музыку?
- Русский художник И.Е.Репин под впечатлением песни “Вниз по матушке по Волге” раскрыл свою душу в картине “Бурлаки на Волге”.
- Какими красками и линиями он изобразил образ простых русских мужчин и их труд?
Нелёгкой была работа у мужчин: во время мелководья им приходилось тянуть баржи с тяжёлыми грузами. Работали они помногу часов подряд.
Многие поэты, отражая тяжёлый труд простых людей, воспевали их в своих стихах. Русский поэт Н.Некрасов написал “Песнь о Волге”.
О, Волга! ... колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зарям
Когда ещё всё в мире спит
И алый блеск едва скользит
По тёмно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке.
Но вдруг я стоны услыхал,
И взор мой на берег упал
Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки,
И был невыносимо дик
И страшно ясен в тишине
Их мерный похоронный крик -
И сердце дрогнуло во мне.
Как вы думаете, почему поэт называет стихотворение песнью?
- Найдите в стихотворении слова, отражающие отношение поэта к Волге?
- Всегда ли в стихотворении Н. Некрасова выражены любовь и восхищение рекой Волгой?
- Почему?
- Какими строками стихотворения поэт показал боль и тяжёлую жизнь народа?
Так, в произведениях искусства был запечатлен тяжелый, непосильный труд крестьян.
Ребята, только ли у мужчин была тяжёлая работа?
Труд женщин на Руси тоже был запечетлен в произведениях искусства.
Детям предлагается зрительный ряд. Беседа по картинам.
- Чем занимались женщины, какую работу они выполняли?
- Почему женский труд был не менее легкий, чем у мужчин?
- Что скрашивало тяжелую работу женщин?
- Каковы интонационные особенности русской народной песни?
- Какие приемы исполнения свойственны русской народной песне?
- В какой знакомой вам песне встречаются перечисленные вами виды исполнительства?
Ребята, я приглашаю желающих исполнить эту нежную, напевную хороводную песню.
Исполнение русской народной хороводной песни “Со вьюном я хожу”.
Музыкальное творение народа безгранично и вновь мы открываем музыкальную страничку родной истории.
Звучит русская народная плясовая “Светит месяц”.
- При помощи каких музыкальных красок народ описывает это произведение?
- Где мы оказались, благодаря музыке?
- На каких русских народных праздниках могла бы звучать такая музыка?
- Почему?
- Определите жанр музыки?
Всем известно, что ни один праздник, ни одно гуляние не обходилось без мастеров игры на инструментах. И мы создадим свой народный оркестр, ведь среди вас немало таких мастеров.
(Детям предлагаются разные инструменты, среди которых они выбирают русские народные.
Здесь они обосновывают выбор и называют инструменты).
4. Игра на музыкальных инструментах.
Звучит русская народная плясовая “Светит месяц”. (Исполнение учителя совместно с ребятами).
Искусство народа, словно народный учебник истории, который открывает народную мудрость своим потомкам через музыку, пословицы, поговорки, стихи, устное народное творчество.
5. Проверка выполнения домашнего задания.
Дома вы подбирали стихи,
пословицы, поговорки, обращались к устному народному творчеству. И все ваши труды посвящались русскому народу, его искусству.Опрос.
Какая народная мудрость, какой народный завет объединяет все подобранные вами стихи, высказывания?
IV. Итог урока.
Это очень важно – любить Родину! Без любви к ней не появились бы замечательные песни, стихи, картины и другие произведения искусств наших предков. Современные композиторы чтят народные заветы прошлого и передают их нам. И сейчас каждый из вас, ребята, может выразить свою любовь к Родине вместе с удивительно нежной и душевной песней Г. Струве “Моя Россия”.
Концертное исполнение песни Г. Струве “Моя Россия”.
Я желаю вам, ребята, пронести любовь к Родине через всю жизнь и передать эту любовь другим людям.