Обобщающий урок по теме "Классы неорганических соединений", 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Цель: Обобщить и систематизировать  знания учащихся о составе, строении и свойствах классов неорганических соединений.

Задачи:

  •  продолжать развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между строением и свойствами;
  • развивать логическое мышление, навыки сравнительного анализа, расширять кругозор и развивать познавательный интерес к предмету;
  • воспитывать коммуникабельность, чувство товарищества.

Оборудование: четыре ватмана: «Оксиды», Кислоты», «Основания», «Соли»; четыре маркера, карточки с заданиями, цветные карточки для выставления оценок.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Обобщение знаний.

Ребята сегодня мы с вами закрепим знания о классах неорганических веществ. Наш урок пройдет в виде соревнования. Я предлагаю вам разделиться на 4 команды и придумать названия ваших команд. Выполненные вами задания я буду оценивать при помощи цветных карточек. За отличный ответ команда получит синюю карточку, за хороший желтую, а за удовлетворительный красную. (По сумме карточек разного достоинства команды оцениваются в конце урока).  Итак, начнем!  

Первое задание: у вас на столах лежат карточки с цифрой 1, переверните их и прочитайте вопрос. Ваша задача, определить класс веществ указанных в вашей карточке  и написать их определение на ватмане.

Вопросы для первого задания.

Карточка №1. Назовите вещества, которые получаются при горении разных веществ в кислороде? (Оксиды.)

Карточка №2. Вещество, которое легко разлагается на углекислый газ и воду, относятся к классу… (кислот)?

Карточка №3. К какому классу относится вещество, которое окрашивает фенолфталеин в малиновый цвет? (Основания.)

Карточка №4. К какому классу относятся твердые кристаллические вещества, иногда окрашенные в различные цвета. И лишь  одно из них имеет соленый вкус? (Соли.)

Итак, вы определили оксиды, кислоты, основания и соли. Теперь мы переходим ко второму заданию.

Задание второе.

Из предложенных формул веществ каждая команда выбирает то вещество, которое было определено в первом задании, записывает его на ватман и дает ему название.

Al(OH)3, CO2,  Mn2O7,  HNO3, H2SiO3,  Na2HPO4,  Mg(OH)2,  CaCO3,  PbOH,  CuO,   HBr, FeO,  CsOH,  Ca(OH)Cl,  H2SO3, K2NaPO4,  AI(OH)2CI , NaHCO3, КCIO3,  VO2, H2WO4,  H2B4O7, H2Se.

Ребята справились с этим заданием, теперь давайте все вместе проверим его и оценим каждую команду по итогам двух конкурсов. (Необходимо положить на стол каждой команде по две цветные карточки, зависимости от того насколько команды оценены).

Задание №3.

В карточках под №3 вы увидите задание в стихотворной форме, ваша задача по предложенному стихотворению составить характерные уравнения химических реакций для данного класса вещества.

Стихотворение №1.

Известны ли вам дети
Какие есть оксиды на планете?
У оксидов пристрастия разные
То кислоты им нравятся праздные
То к воде их душа склоняется –
скажите, как они называются?
(Основные оксиды.)

Уравнения реакций:

Li2O + H2SO4 = Li2SO4 + H2O

Na2O + H2O = 2NaOH

K2O + SO3 = K2SO4

Стихотворение №2.

А эти спешат к основаниям,
Растворимые, очень желанные,
Но с водой дружбу водят не все
Уж поверь…
Назовите оксиды теперь.
(Кислотные оксиды.)

Уравнения реакций:

SO2 + 2NaOH = Na2SO3 + H2O

P2O5 + 3H2O = 2H3PO4

Стихотворение №3

Изучим свойства оснований поскорей
Начнем эксперимент со щелочей
Сольем сначала щелочь с кислотой
Из них получим только соль с водой.

А если с солью щелочь взять,
Получается другая соль и основание опять.

Уравнения реакций:

NaOH + HNO3 = NaNO3 + H2O

2NaOH + CuSO4 = Cu(OH)2 + Na2SO4

Стихотворение №4

Кислота, кроме азотной,
И металл до водорода,
Образуют соль охотно
И, конечно, водород.

Кислота и синий лакмус –
Лакмус сразу станет красным.
Обнаружим так кислоты
В день хороший и ненастный.

Кислота и основание
Образуют соль и воду.
Именно вот это свойство
Взяли все кислоты в моду.

В кислоту внесешь оксид ты
Настоящего металла,
Без сомненья, соль и воду
Ты получишь, если надо.    

Уравнения реакций:

Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2↑

HCl + KOH = KCl + H2O

H2SO4 + CaO = CaSO4 + H2O                           

Стихотворение №5

Соли – это суперкласс
Идут реакции подчас
С солями – соль и получается.
А кислота в другую замещается.
С основанием соль встречается,
В новое основание превращается.  

Уравнения реакций:

CuSO4 + 2NaCl = CuCl2 + Na2SO4

ZnCO3 + 2HCl = ZnCl2 + H2CO3 

PbNO3 + NaOH = NaNO3 + PbOH    

Задание №4. Общее для всех команд.

Учащиеся отгадывают химические загадки.

  1. Кислота тепла боится, быстро в воду превратится.
  2. Самой сильной из кислот имя галоген дает.
  3. Капля воды попала на кусок и превратилась в кипяток.
  4. Молоко не скисло, на стене повисло.
  5. Природной соли маленький кусок отвечать урок помог.
  6. Стояла решетка, на солнце покрылась, но дождик прошел и она растворилась.
  7. Порознь каждый ядовит, вместе будет - аппетит.
  8. Расскажите в чем тут дело: гасили то, что не горело?
  9. На полях они витамины, а на складе вроде мины.
  10. Только в воду соль попала, холодней в стакане стала.
  11. Красив, наряден карбонат, ему строитель очень рад.
  12. Хлеб из муки не испекут, но от нее привеса ждут.
  13. Поташ, селитру, сильвинит, какой металл объединит?
  14. Какой элемент называют по имени одной части света?
  15. Соль на треть состоит из азота, крестьянину помощь она и работа.
  16. Шпаты, глины, мусковит, какой металл объединит?
  17. Имя натрия хлорид 6 раз по-разному звучит? Как?
  18. Это и в учебнике читали вы не раз: его прославил Глаубер, а он Кара-Богаз.

Ответы:

  1. Угольная и сернистая кислоты.
  2. Хлорная кислота.
  3. Вода и щелочи.
  4. Известковое молоко.
  5. Мел.
  6. Кристаллическая решетка растворимой соли.
  7. Хлорид натрия.
  8. Гашение извести или питьевой соды.
  9. Селитры (нитраты).
  10. Нитрат аммония.
  11. Мрамор и известняк.
  12. Фосфоритная мука.
  13. Калий.
  14. Европий.
  15. Нитрат аммония.
  16. Алюминий.
  17. Хлорид натрия, хлористый натрий, натриевая соль хлороводородной кислоты, каменная соль, “натрий хлор”, поваренная соль.
  18. Глауберова соль – сульфат натрия.

Итоги:

Итак, сегодня на уроке мы обобщили знания о составе, строении и свойствах классов неорганических соединений, оформили стенд о кислотах, основаниях, оксидах и кислотах. Теперь давайте подведем наши результаты.

РЕЗУЛЬТАТЫ:  1 команды, 2 команды, 3 и 4.  По сумме баллов команды оцениваются и оценки выставляются в журнал.

Ватманы, которые оформлены ребятами на уроке могут быть использованы в параллельных классах.