Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о составе, строении и свойствах классов неорганических соединений.
Задачи:
- продолжать развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между строением и свойствами;
- развивать логическое мышление, навыки сравнительного анализа, расширять кругозор и развивать познавательный интерес к предмету;
- воспитывать коммуникабельность, чувство товарищества.
Оборудование: четыре ватмана: «Оксиды», Кислоты», «Основания», «Соли»; четыре маркера, карточки с заданиями, цветные карточки для выставления оценок.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Обобщение знаний.
Ребята сегодня мы с вами закрепим знания о классах неорганических веществ. Наш урок пройдет в виде соревнования. Я предлагаю вам разделиться на 4 команды и придумать названия ваших команд. Выполненные вами задания я буду оценивать при помощи цветных карточек. За отличный ответ команда получит синюю карточку, за хороший желтую, а за удовлетворительный красную. (По сумме карточек разного достоинства команды оцениваются в конце урока). Итак, начнем!
Первое задание: у вас на столах лежат карточки с цифрой 1, переверните их и прочитайте вопрос. Ваша задача, определить класс веществ указанных в вашей карточке и написать их определение на ватмане.
Вопросы для первого задания.
Карточка №1. Назовите вещества, которые получаются при горении разных веществ в кислороде? (Оксиды.)
Карточка №2. Вещество, которое легко разлагается на углекислый газ и воду, относятся к классу… (кислот)?
Карточка №3. К какому классу относится вещество, которое окрашивает фенолфталеин в малиновый цвет? (Основания.)
Карточка №4. К какому классу относятся твердые кристаллические вещества, иногда окрашенные в различные цвета. И лишь одно из них имеет соленый вкус? (Соли.)
Итак, вы определили оксиды, кислоты, основания и соли. Теперь мы переходим ко второму заданию.
Задание второе.
Из предложенных формул веществ каждая команда выбирает то вещество, которое было определено в первом задании, записывает его на ватман и дает ему название.
Al(OH)3, CO2, Mn2O7, HNO3, H2SiO3, Na2HPO4, Mg(OH)2, CaCO3, PbOH, CuO, HBr, FeO, CsOH, Ca(OH)Cl, H2SO3, K2NaPO4, AI(OH)2CI , NaHCO3, КCIO3, VO2, H2WO4, H2B4O7, H2Se.
Ребята справились с этим заданием, теперь давайте все вместе проверим его и оценим каждую команду по итогам двух конкурсов. (Необходимо положить на стол каждой команде по две цветные карточки, зависимости от того насколько команды оценены).
Задание №3.
В карточках под №3 вы увидите задание в стихотворной форме, ваша задача по предложенному стихотворению составить характерные уравнения химических реакций для данного класса вещества.
Стихотворение №1.
Известны ли вам дети
Какие есть оксиды на планете?
У оксидов пристрастия разные
То кислоты им нравятся праздные
То к воде их душа склоняется –
скажите, как они называются?
(Основные оксиды.)
Уравнения реакций:
Li2O + H2SO4 = Li2SO4 + H2O
Na2O + H2O = 2NaOH
K2O + SO3 = K2SO4
Стихотворение №2.
А эти спешат к основаниям,
Растворимые, очень желанные,
Но с водой дружбу водят не все
Уж поверь…
Назовите оксиды теперь.
(Кислотные оксиды.)
Уравнения реакций:
SO2 + 2NaOH = Na2SO3 + H2O
P2O5 + 3H2O = 2H3PO4
Стихотворение №3
Изучим свойства оснований поскорей
Начнем эксперимент со щелочей
Сольем сначала щелочь с кислотой
Из них получим только соль с водой.А если с солью щелочь взять,
Получается другая соль и основание опять.
Уравнения реакций:
NaOH + HNO3 = NaNO3 + H2O
2NaOH + CuSO4 = Cu(OH)2 + Na2SO4
Стихотворение №4
Кислота, кроме азотной,
И металл до водорода,
Образуют соль охотно
И, конечно, водород.Кислота и синий лакмус –
Лакмус сразу станет красным.
Обнаружим так кислоты
В день хороший и ненастный.Кислота и основание
Образуют соль и воду.
Именно вот это свойство
Взяли все кислоты в моду.В кислоту внесешь оксид ты
Настоящего металла,
Без сомненья, соль и воду
Ты получишь, если надо.
Уравнения реакций:
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2↑
HCl + KOH = KCl + H2O
H2SO4 + CaO = CaSO4 + H2O
Стихотворение №5
Соли – это суперкласс
Идут реакции подчас
С солями – соль и получается.
А кислота в другую замещается.
С основанием соль встречается,
В новое основание превращается.
Уравнения реакций:
CuSO4 + 2NaCl = CuCl2 + Na2SO4
ZnCO3 + 2HCl = ZnCl2 + H2CO3
PbNO3 + NaOH = NaNO3 + PbOH
Задание №4. Общее для всех команд.
Учащиеся отгадывают химические загадки.
- Кислота тепла боится, быстро в воду превратится.
- Самой сильной из кислот имя галоген дает.
- Капля воды попала на кусок и превратилась в кипяток.
- Молоко не скисло, на стене повисло.
- Природной соли маленький кусок отвечать урок помог.
- Стояла решетка, на солнце покрылась, но дождик прошел и она растворилась.
- Порознь каждый ядовит, вместе будет - аппетит.
- Расскажите в чем тут дело: гасили то, что не горело?
- На полях они витамины, а на складе вроде мины.
- Только в воду соль попала, холодней в стакане стала.
- Красив, наряден карбонат, ему строитель очень рад.
- Хлеб из муки не испекут, но от нее привеса ждут.
- Поташ, селитру, сильвинит, какой металл объединит?
- Какой элемент называют по имени одной части света?
- Соль на треть состоит из азота, крестьянину помощь она и работа.
- Шпаты, глины, мусковит, какой металл объединит?
- Имя натрия хлорид 6 раз по-разному звучит? Как?
- Это и в учебнике читали вы не раз: его прославил Глаубер, а он Кара-Богаз.
Ответы:
- Угольная и сернистая кислоты.
- Хлорная кислота.
- Вода и щелочи.
- Известковое молоко.
- Мел.
- Кристаллическая решетка растворимой соли.
- Хлорид натрия.
- Гашение извести или питьевой соды.
- Селитры (нитраты).
- Нитрат аммония.
- Мрамор и известняк.
- Фосфоритная мука.
- Калий.
- Европий.
- Нитрат аммония.
- Алюминий.
- Хлорид натрия, хлористый натрий, натриевая соль хлороводородной кислоты, каменная соль, “натрий хлор”, поваренная соль.
- Глауберова соль – сульфат натрия.
Итоги:
Итак, сегодня на уроке мы обобщили знания о составе, строении и свойствах классов неорганических соединений, оформили стенд о кислотах, основаниях, оксидах и кислотах. Теперь давайте подведем наши результаты.
РЕЗУЛЬТАТЫ: 1 команды, 2 команды, 3 и 4. По сумме баллов команды оцениваются и оценки выставляются в журнал.
Ватманы, которые оформлены ребятами на уроке могут быть использованы в параллельных классах.