Логопедическое занятие (прогулка в зимний лес) во 2 классе, по коррекции дисграфии и развитию устной речи по теме: “Второй способ обозначения мягкости согласных на письме посредством мягкого знака; разделительный мягкий знак. Зима”
Цели:
- развивать фонематический анализ;
- формировать умение различать на слух твердые и мягкие фонемы;
- развивать слуховую память и слуховое восприятие;
- научить обозначению мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака;
- расширить словарный запас по теме: “Зима”;
- закрепить навыки практического употребления в речи притяжательных прилагательных;
- привить любовь к животному миру, к родной природе.
Оборудование: картины с изображением зимнего леса, деревьев, кустарников в снегу (развешенные на доске), животных: лисы, зайца, птиц: совы, снегиря, сороки, курицы, следов животных и птиц на снегу.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Добрый день! Откройте тетради и запишите число.
II. Беседа о зиме.
- Ребята, отгадайте загадки:
-Снег на полях, лед на водах, вьюга гуляет, когда это бывает? (зимой)
- Кто, угадай-ка, седая хозяйка? Тряхнет перинки, над миром пушинки? (зима)
- Ребята, а вам нравится зимушка-зима? Чем?
- Какая погода зимой? Что бывает зимой?
- Зимой бывает очень холодно, морозно, дуют сильные ветра, идет снег.
- Я сегодня предлагаю вам отправится на прогулку в зимний лес!
- Итак, в путь! Чувствуете, каким воздухом мы дышим?
(морозным)
- Ой, ребята, а кто это у нас на пути?
- Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый! – краса!
А зовут ее … (лиса)
- Лиса.
1. Слова с ь.
- На пути у нее какие-то слова, она не может их прочитать, и не может пройти дальше. Давайте ей поможем!
Ел* , звер* , в*юга, дерев*я
- А где мы можем встретить эти слова?
- На какие две группы можно разделить их?
Ель | вьюга |
Зверь | деревья |
- Почему? Запишите слова в тетрадь, выделите мягкий знак.
- Итак, в течение нашей прогулки над чем мы будем работать?
2. Физ. минутка:
- На полянке две лисички,
Две рыжие сестрички
Утром рано просыпались
Дружно снегом растирались
Лапками хлопали,
Ножками топали
Вправо, влево - наклонялись.
Вот здоровья в чем секрет:
Всем друзьям – физ. культ привет!
- Молодцы, хорошо отдохнули, а теперь дальше в путь!
- Ой, ребята, а кто это?
- Да это сова! Она очень умная птица и решила вас проверить. Она приготовила для вас кроссворд.
3. Разгадывание кроссворда.
1). Слово, противоположное по значению слова: ночь (день)
2). Слово, близкое по значению к словосочетанию: дикое животное (зверь)
3). Слово близкое по значению к слову: вьюга (метель)
4). Шуба нова, на подоле дыра.
В новой стене, в круглом окне
Днем стекло разбито – за ночь вставлено! (прорубь)
- Какой звук слышится в конце этого слова? (пь) А какие буквы вы напишите в конце этого слова? (бь) Почему? Запишите эти слова через запятую!
- Давайте подберем к словам кроссворда прилагательные.
День. Какой может быть день зимой? – короткий, холодный, морозный, солнечный, зимний.
Ночь – морозная, долгая, звездная, светлая, холодная, морозная.
Зверь. Какая лиса? Волк? Заяц? (хитрая, рыжая; злой, голодный; маленький, трусливый).
Метель – снежная, сильная.
Прорубь – глубокая, мелкая, а вода в ней – ледяная, холодная, обжигающая.
- А какой снег зимой?
- Давайте посмотрим кто это у нас дальше на пути?
- Заяц!
- Посмотрите на снегу кто-то оставил следы и заяц не может разобраться кто здесь был.
4. Чьи следы?
- Давайте поможем ему!
(дети узнают чьи следы)
- Ребята, посмотрите, лиса и заяц записали чьи здесь следы, проверьте кто из них правильно записал.
- Если вы согласны с кем-то из них, то запишите тоже так.
Лиса | Заяц |
лисьи | лисьи |
заячи | заячьи |
птичьи | птичьи |
беличи | беличьи |
- Кто написал верно? Почему?
- Для чего нужен ь здесь? Какой он?
- Ребята, устали?
- Давайте отдохнем, заяц для вас приготовит физ. минутку.
5. Физ. минутка
Зайцы скачут скок-скок-скок,
Да на беленький снежок
Приседают, слушают
Не идет ли волк
1 – прогнуться, разогнуться
2 – нагнуться, потянуться
3 – в ладоши три хлопка
Головою три кивка.
- Отдохнули? А теперь дальше в путь!
6. Выделение слов с разделительным ь и ь из текста.
- В лесу очень много зимующих птиц. Какие это птицы? (снегирь, воробей, ворона…)
- Как приходится жить птицам в лесу зимой? (холодно, голодно)
- Что самое страшное для птиц зимой: холод или голод? Почему?
- Одна из этих птиц приготовила нам сегодня задание.
- Название этой птицы начинается на звук [с] , а заканчивается мягким согласным звуком. Кто это? (снегирь)
(вывешивается снегирь)
- Снегирь принес вам много газетных вырезок о зиме. Но на некоторые буквы упали комья снега, вставьте их и прочитайте. (индивидуальная работа) (Приложение 1)
- Что вставили? Для чего нужен ь?
7. Составление рассказа о зиме и его запись.
- А теперь с помощью газетных вырезок составь рассказ о зиме.
- О чем мы сначала расскажем?
- Потом?
Зимой в лесу.
Пушистыми хлопьями снег засыпал сучья деревьев, землю. Река покрылась льдом.
В дупле дуба сидит серенькая белка. На поляне видны лисьи и птичьи следы. В берлоге спит медведь.
Тяжело зимой птицам. Мальчики делают для них кормушки.
- Запишите и подчеркните ь
III. Итог занятия:
- Что мы делали сегодня на прогулке в лесу?
- Для чего нужен ь?
IV. Рефлексия
- Прочитайте еще раз текст “Зимой в лесу”
- Кому очень трудно жить зимой в лесу?
- Давайте и мы накормим птиц.
- В конце нашей прогулки нам встретились: сова, сорока, курица.
1). Если вам было легко и все понятно в течении всей прогулки – отнесите зернышко сове (т.к. сова – мудрая птица)
2). Если было трудно, но вы справились – сороке
3). Если было трудно и непонятно – курице
- Кого накормили больше всех?
- Ребята, ничего не замечаете кто здесь лишний (курица)
- Почему?
- Итак, наша прогулка закончилась!
- До новых встреч!