Рабочая тетрадь для использования дробей при решении текстовых задач в 5–8-х классах

Разделы: Математика


Данная тетрадь предназначена для использования при повторении пройденных тем по дробям, и особенно, по решению задач. В ней даются в виде математических моделей: схем, таблиц, числовых и буквенных выражений и равенств – решения различных задач с дробями. В применении дробей учащиеся чаще всего испытывают затруднения, так как дроби принимают разный смысл, смотря из ситуации. Например, дробь сначала изучается как доля одного целого, потом – отношение части на целое, а дальше – рассматриваем дробь как число. Как число мы выполняем сложение, вычитание, умножение и деление дробей, записываем любое число в виде дроби.

Составители: Стручкова Л.Д., Захарова К.К.

Содержание:

Часть 1. Задачи на дроби из курса 5-го класса.

    1. Применение общего равенства для решения задач на нахождение части, целого и дроби.
    2. Задачи с остатками.
    3. Задачи на составление уравнений.

Часть 2. Задачи на совместную работу из курса 5-го класса.

Часть 3. Задачи на движение из курса 6-го класса.

Часть 4. Задачи на составление целых уравнений из курса 7-го класса.

Часть 5. Задачи на составление дробно-рациональных уравнений.

    1. Изменение скорости путника.
    2. Два путника с разными скоростями.
    3. Задачи на работу.

 ИЗ ИСТОРИИ ДРОБЕЙ

“Несть се дивно, что в целых, а то похвально, что в долях…” (XI век).

В Древнем Риме знание дробей пользовалось особым почетом и уважением. Чтобы освоить учение о дробях, приходилось заучивать огромное число правил действий с дробями.

Унция – это одна двенадцатая часть древнеримской единицы масс – АСС. Со временем унции стали применять для измерения других величин. Постепенно происходил переход от конкретных дробей к отвлеченным дробям, не связанным с какой-нибудь определенной мерой.

У Древних римлян унция обозначалась чертой “– ”, половина асса, или 6 унций, – S. Например, семь двенадцатых записывались так: “S–”

Современная система записи дробей с числителем и знаменателем была создана в Индии, только там не писали дробной черты. А записывать дробь в точности так, как сейчас, стали арабы. Общеупотребительной эта запись дробей стала лишь в XVI веке.

Задача из “Арифметики” известного среднеазиатского математика Мухаммеда ибн-Мусы ал-Хорезми (IX век н.э.): “Найти число, зная, что если отнять от него одну треть и одну четверть, то получится 10”. Ответ: х – 1/3х – 1/4х = 10, х=24.

Задачи. Приложение 1

Проекты