Программные задачи :
- Закреплять представления детей о диких животных: белке, медведе, зайце; их внешнем виде, питании.
- Закреплять представление детей о свойствах и качествах льда.
- Закреплять умение узнавать и называть цвета.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Стимулировать использование детьми в активной речи слов: “холодный”, “мокрый”, “растаял”, “ледяные”, “мягкий”, “пушистый”.
- Побуждать детей к высказываниям в виде полных предложений; развивать коммуникативные навыки. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, формировать познавательный интерес. (Программные задачи взяты из приложения к журналу “Обруч”, автор-составитель В. Сотникова).
Предварительная работа.
Ознакомление с образом жизни диких животных: белки, медведя, зайца.
Заучивание потешек, дидактические игры, упражнения для развития мелкой моторики; опыты с водой, снегом.
Материал.
Игрушки: белка, медведь, заяц, елочки, цветные бусы из льдинок на подносе, корзина, шишки, массажный мяч, пальчиковые бассейны, муляжи моркови, крупные бусины красного, желтого, синего цветов, шнур для нанизывания бус, корзина с конфетами.
Ход урока
Зал оформлен на тему “Лес” (искусственные елочки ароматизированы кедровым маслом).
Под музыку входят дети.
Воспитатель:
- Дети, куда мы с вами пришли? Посмотрите, как много здесь елочек, шишек, цветов, грибов.
Как красиво! Понюхайте, как вкусно пахнет елочками и шишками! (дыхательная гимнастика с использованием глубоких вдохов и выдохов). Давайте погуляем по лесу.
Воспитатель:
- Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали. (ходьба врассыпную)
Вверх на солнце посмотрели,
И лучики их погрели (упражнение “фонарики” для кистей рук).
Бабочки летали,
Крылышками махали. (имитация)
Жук летит жужжит, жужжит
И усами шевелит (упражнение для пальцев “Жук”).
Дружно хлопаем:
Один, два, три, четыре, пять. (хлопки)
Нужно нам грибы собрать.
В лес корзинку мы берем
И грибы в нее кладем .(упражнение для пальцев “Корзинка”)
Я сегодня в лес пошла,
Бусы дивные нашла.
- Посмотрите, какие они? (воспитатель показывает блюдо с цветными ледяными бусам).
- А почему они такие? Из чего сделаны эти бусы? (ледяные)
Кто же их потерял? Пойдемте, погуляем по лесу, поищем хозяина. А пока под этой елочкой их оставим, чтобы не потерять.
Дети гуляют по лесу и обнаруживают под елкой на пеньке спящую белку. (рядом корзинка с шишками).
Воспитатель:
“Белка по лесу гуляла,
Белка шишки собирала.
Белочка устала.
На пеньке задремала”
- Пусть белочка отдохнет, а мы поможем ей собрать шишки. А сколько их? (много).
Дети собирают шишки в корзину. Белочка “просыпается”, “здоровается”, с детьми, “благодарит” их. Дети здороваются с белкой.
Воспитатель:
- Белочка, какая ты красивая! Дети, какие у белочки ушки, хвостик, глазки, носик? Погладьте белочку. Какая у нее шубка? Белочка, послушай какую потешку мы о тебе знаем. (игра с пальчиками).
“Сидит белочка в тележке,
Продает она орешки.
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в платок,
Кому в роток,
Кому в лапотку”.
- Белочка, это не ты бусы потеряла? Пойдем с нами по лесу погуляем, поищем, чьи это бусы (ребенок берет белку на руки)
Дети гуляют по лесу.
Воспитатель:
- Дети, кто это идет по лесу плачет?
“Мишка по лесу гулял,
Мишка мячик потерял.
Успокойся и не плачь.
Мы найдем твой мяч”
(Дети идут по лесу, ищут и находят под елочкой мяч)
- Мишка, это твой мяч? (мишка “благодарит” детей)
- Дети, а какой у мишки мяч? (большой, круглый, красный, колючий).
- Дети погладьте мишку. Скажите, какая у него шубка? (мягкая, лохматая, пушистая). Давайте поиграем в интересную игру с мишкой. (игра-упражнение “Передай мяч” на счет 1, 2, 3-бери”)
- Мишка, это ты бусы потерял? Пойдем с нами, погуляем по лесу, поищем кто же все-таки бусы потерял.
Дети под музыку гуляют по лесу и встречают зайчика.
Воспитатель:
- Какой красивый зайка! Здравствуй, зайка! (дети и заяц здороваются друг с другом). Зайка, можно мы тебя погладим? Дети, какая у зайки шубка? А какие ушки? (длинные). А какой хвостик? (короткий, маленький). Зайка, хочешь с нами поиграть в игру?
Народная игра “Зайка серенький сидит” с упражнениями для кистей рук.
- Дети давайте угостим зайку чем-нибудь вкусным. А что зайка любит кушать? А где же нам взять морковку? Посмотрите, под этой елочкой находятся какие-то волшебные коробочки. Что же в них находится? (дети находят в пальчиковых бассейнах морковки и угощают зайчика).
- Зайка, ты ледяные бусы потерял? Мы их нашли, сейчас мы тебе их отдадим. А где же бусы? Мы их оставили под этой елочкой, а их нет. Почему здесь вода, а не бусы? (растаяли, так как в лесу стало тепло).
- Зайка, не расстраивайся, дети сами сделают бусы и подарят тебе (дидактическая игра “Разноцветные бусы”).
Дети собирают бусы и дарят зайке (воспитатель уточняет, какого цвета бусины взял каждый ребенок).
На прощание дети вместе с лесными зверями поют песню “Мы в тарелочки играем” (с упражнениями для кистей рук) Слова и музыка Г. Вихаревой.
“Мы в тарелочки играем,
Вот как, вот как ударяем,
Будем, будем мы играть,
Будем дружно ударять (скользящие хлопки)
Мы в фонарики играем,
Огонечки зажигаем,
Будем, будем мы играть,
Огонечки зажигать (упражнение “фонарик”)
В ссоре, в ссоре десять братцев.
На ладошке стали драться.
Каждый пальчик стук, да стук,
Больше пальчик мне не друг (упражнение для кончиков пальцев рук)
Не деритесь-ка ребятки,
Помиритесь-ка, ребятки.
Дружно, дружно будем жить,
Будут пальчики дружить (сжимание ладоней и пальцев рук “в замок”)
Каждый пальчик пусть попляшет,
На ладошке пусть поскачет,
Будут пальчики играть,
По ладошечке скакать (упражнение для пальцев рук)
Между куплетами на проигрыш хлопки в ладоши и притопы.
Зайка “угощает” детей конфетами, дети благодарят, прощаются с лесными обитателями.
Схема построения занятия взята с опорой на опыт работы О.В. Колесниковой, педагога ГОУ начальная школа - детский сад № 1633 автор-составитель В. Сотникова (приложение к журналу “Обруч”).