С 2001 года в России начат эксперимент по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ). Проведение экзаменов в новой форме сопровождается множеством проблем и трудностей, в том числе и в подготовке учащихся к итоговой аттестации в форме тестов.
Меня постоянно мучил вопрос о том, как умело организовать повторение пройденного материала со всеми учащимися?
В настоящее время выпускники должны не только овладеть знаниями, умениями и навыками, но и научиться добывать самостоятельно эти знания, пользоваться ими, передавать их другим, т.е. овладеть надпредметными навыками и умениями.
Пройдя в ИПК курсовую подготовку по теме: “Организация обучения в разновозрастных коллективах по индивидуальным образовательным программам”, нашла ответ на свой вопрос и решила полученные знания применить для подготовки учащихся к итоговой аттестации.
А это стало возможным только при обучении на основе индивидуальной образовательной программы (ИОП).
Для того чтобы ученики могли полноценно участвовать в составлении ИОП и определить для себя способ и последовательность тем, я представляю им информацию по предметному содержанию на определенный промежуток времени: темы, способы, примерное время освоения, виды контроля.
Каждому ученику помогаю составить образовательную программу с учетом его индивидуальных особенностей (что знает, в чем нуждается, что может), направляю его деятельность. Совместно с учеником выбираем темы, задания, определяем примерные временные рамки выполнения ИОП.
Составленные ИОП я регистрирую, отслеживая качество их составления, при этом
обсуждаю с каждым учеником освоение предметного содержания, в том числе виды работ: что будет осваивать самостоятельно, какую тему будет получать от других, какую тему будет передавать, что будет проверять сам, у кого будет проверяться по конкретной теме. Например, при прохождении темы “Функции” одни ученики будут работать с учителем, другие – самостоятельно, третьи – по методикам коллективных учебных занятий. Формы контроля определяются индивидуально: для кого-то – тест, с кем-то просто будет собеседование, а кто-то сдаст зачет.
Коррекция и уточнение ИОП осуществляется во время учебного процесса.
В индивидуальных образовательных программах отражены:
- цели и задачи деятельности ученика (как предметные, так и надпредметные),
- содержание,
- способы и этапы работы,
- необходимое время (если возможно – конкретные даты),
- предполагаемые результаты, в том числе по каждому этапу,
- форма контроля и отчетности.
ИОП складываются за счет обсуждения вопросов типа:
– Каковы интересы самого ученика?
– Какие текущие проблемы возникли у ученика?
– Какие возможности у ученика для помощи другим учащимся в освоении их программ?
– Кто, когда и как поможет ученику освоить содержательную часть его программы?
Определить образовательные дефициты помогаю учащемуся, обеспечивая выход в рефлексивную позицию. Уверенность в том, что результатом рефлексии станет коррекция его ИОП, придает ученику уверенность, мотивируя его на новый успех. Возможность вернуться и изучить все заново, доучить недоученное, понять непонятое – это и есть уверенность ученика в завтрашнем дне, в том, что он способен достичь поставленной цели.
Таким образом, составление ИОП проходит в несколько этапов:
– презентация учебных образовательных программ учителем на конкретный промежуток времени;
– определение учителем учебной программы для каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей (по содержанию и видам работ);
–– регистрация ИОП.
Примерная форма ИОП:
Индивидуальная образовательная программа
Ф.И. ______________________________________________________________
I. Цели предметные _________________________________________________
Цели надпредметные ________________________________________________
II. Содержание программы:
№ | Тема деятельности | Способ деятельности (этапы, виды работ, сроки) | Форма контроля и отчетности |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 |
ИОП составляется на определенный промежуток времени.
За основу при подготовке учащихся к итоговой аттестации я взяла модель, разработанную сотрудниками лаборатории методологии и новых образовательных технологий Красноярского краевого ИПК М.А.Мкртчяном, Г.В.Клепец, Л.П.Малашиной. Она включает в себя выполнение тестовых заданий, повторение предметного содержания и способы подготовки к итоговой аттестации.
Данная модель предполагает несколько этапов:
I этап – входная аттестация.
Цель: проверка уровня знаний через выполнение тестовых заданий.
II этап – работа в парах сменного состава чередуется фронтальной работой с учителем.
Цель: обнаружение “пробелов” и ошибок, работа над ошибками, закрепление материала через решение и взаимопроверку тестовых заданий.
III этап – итоговый контроль.
Цель: проверка освоения пройденных учеником тем.
Занятия с учащимися по предложенной модели осуществляю следующим образом:
Вначале каждый ученик выполняет входной тест. Для этого я использую типовые тестовые задания из различных учебных пособий. Составляю табло учета, где отмечаю, кто какой вариант выполняет.
Табло учета
Входной тест | Задания группы В | Задания группы С | Итоговый тест | ||||||||||||||
Варианты тестов | 71 | 74 | 85 | 87 | 71 | 74 | 85 | 87 | 71 | 74 | 85 | 87 | 24 | 36 | 42 | 58 | |
№ | Ф.И. ученика | ||||||||||||||||
1. | Иванов М. | + | · | ||||||||||||||
2. | Петрова Т. | + | · |
Далее проводим с учащимися рефлексию выполненных тестов. На следующем этапе работы каждый ученик получает индивидуальное тестовое задание и самостоятельно выполняет, при необходимости обращается за помощью к учителю или товарищам. В табло учета точкой “·” отмечаю у кого какой номер варианта. После выполнения задания ученик находит себе напарника из числа уже закончивших. Они садятся в пару и проверяют правильность выполнения одного задания. По очереди каждый из них восстанавливает ход выполнения задачи с полным объяснением, напарник следит за рассуждениями, при необходимости уточняет, поправляет. На этом пара заканчивает работу. Для проверки следующей выполненной задачи ученик находит себе другого напарника и таким же способом, как и в первой паре, проверяет следующее задание. Таким образом, ученик работает в парах, пока не проверит все выполненные самостоятельно задачи. Потом ученик подходит ко мне, отмечает в табло, что полученное задание выполнил и проверил (в табло напротив его фамилии “·” исправляется на знак “+”), получает другой вариант индивидуальной работы, соответственно в табло появляется новая точка. В малых группах обсуждаю с учащимися те задания, которые вызвали у них затруднения. Затем учащиеся, с которыми я работала, обучают или консультируют других, то есть сами выступают в роли учителя. Вначале каждого занятия провожу взаимопроверку в парах сменного состава, тем самым, восполняя пробелы в знаниях учащихся, закрепляя навыки выполнения заданий.
При успешном выполнении заданий базового уровня ученик переходит на отработку заданий повышенного уровня. Если учащиеся легко справляются с заданиями группы A и не допускают ошибок, то могут сразу приступить к выполнению заданий группы В и С. Ученики, у которых нет желания и необходимости выполнять задания группы С, решают задания групп А и В. Затем предлагаю итоговый тест из другого сборника. Таким образом, при составлении индивидуальных образовательных программ применяю интегрированный подход для учащихся в подготовке к итоговой аттестации.
Считаю, что учебные занятия по типу предложенной модели можно использовать педагогами на различных предметах при подготовке учащихся к итоговой аттестации и для проверки качества усвоения учебного материала по пройденным темам.
Литература.
1. Клепец Г.В. Вариант подготовки учащихся к итоговой аттестации. Коллективный способ обучения. 2007. №9. с. 151-159.
2.Лебединцев В.Б. Виды учебной деятельности в парах. Школьные технологии. 2005. №4. с.108.
3.Организация обучения на основе индивидуальных образовательных программ: Сборник статей. Красноярский краевой ИПКиПП работников образования, 2007.-с.66.