О работе школы как городской экспериментальной площадки

Разделы: Начальная школа


Презентация

Актуальной проблемой современной начальной школы является формирование у младших школьников общеучебных умений, ключевыми из которых являются умения самоорганизации учебной деятельности, что обеспечивает развитие самостоятельности и инициативности личности ребенка.

Проведение опытно-экспериментальной работы МОУ НОШ № 136 в 2006-2007 учебном году и первом полугодии 2007-2008 учебного года является завершением 2 этапа – преобразующего (содержательно-процессуального). Исходя из значимости этого периода, были определены и разрешались следующие цель, задачи и гипотеза исследования на 2006, 2007 год.

Целью содержательно-процессуального этапа опытно-экспериментальной работы выдвинуто: создание условий для приобретения профессиональной компетентности учителями начальных классов, педагогами образовательных областей, специалистами служб сопровождения МОУ НОШ № 136, г. Челябинска и Челябинской области по формированию умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.

Для реализации цели выделены следующие задачи:

1). Повысить профессионализм учителей начальных классов, педагогов предметных областей, специалистов служб сопровождения по разрешению проблемы формирования умений самоорганизации учебной деятельности младших

школьников в условиях безотметочного обучения до уровня профессиональной компетентности.

2). Создать образовательное пространство школы, обеспечивающее формирование умений самоорганизации учебной деятельности на уроках и во-внеурочное время у младших школьников до уровня условной нормы в рамках усвоения содержания стандарта начального общего образования.

3). Разработать и внедрить электронную программу, обеспечивающую процедуру отслеживания процесса реализации технологии формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников.

4). Организовать научно-просветительскую деятельность по разрешению проблемы формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников для специалистов начального общего образования г. Челябинска, Челябинской области, России.

В качестве гипотезы обосновано следующее: образовательный процесс в начальной школе для младших школьников будет успешным, если: в дидактическую деятельность учителя начальной школы, педагогов образовательных областей, специалистов служб сопровождения внедрена технология по формированию умений самоорганизации младших школьников, у младших школьников умения самоорганизации формируются на основе принципов и критериев системы безотметочного обучения.

В качестве теоретических методов применялись анализ и синтез научных источников, аналитический метод оценки качества организации образовательной деятельности, методы моделирования в процессе разработки проблемы. В качестве эмпирических методов применялись методы педагогической диагностики (наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование, интервьюирование, экспертная оценка); педагогический эксперимент, (преобразующий этан) в условиях школы; статистические методы обработки; педагогический мониторинг.

Приведем примеры основных количественных и качественных результатов исследования. За период 2006, 2007 г.г. в школе была проведена работа по повышению уровня профессионализма учителей начальных классов, педагогов образовательных областей, специалистов служб сопровождения г. Челябинска и Челябинской области по проблеме формирования умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях безотметочного обучения: реализован спецкурс для учителей первых классов “Введение в школьную жизнь” (август 2006 г., 2007 г.); проведены индивидуальные консультации для педагогов школы по обозначенной проблеме (регулярно в течение года); проведена презентация электронного пособия “Технология формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников” (январь 2007 г.); организован спецкурс по проблемам формирования умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях безотметочного обучения для учителей Челябинской области в феврале, марте, апреле, мае, июне 2006,2007 гг.; подготовлены для учителей начальных классов рекомендации “Проблемы и перспективы безотметочного обучения в начальной школе” в январе 2007 г. Посещение и анализ уроков педагогов школы, педагогов образовательных областей по внедрению технологии формирования умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях безотметочного обучения проводились регулярно в течение года, было организовано взаимопосещение и самоанализ уроков педагогами школы по реализации технологии формирования умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях безотметочного обучения; организаторы эксперимента оказывали помощь в подготовке и проведении внеклассных мероприятий по алгоритму самоорганизации деятельности детей. А проведение итоговой конференции по разрешению проблем реализации технологии формирования умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях безотметочного обучения “Продуктивная деятельность младших школьников на уроках и во внеурочное время” в апреле 2007 г. явилось обобщающим этапом за истекший период.

Кроме того, педагоги школы представляли результаты опытно-экспериментальной работы по проблеме на международной научно-практической конференции: “Воспитание младших школьников: проблемы и пути их решения” и региональной научно-практической: “Реализация личностно ориентированной развивающей модели начальной школы”, проходивших в г.Челябинске.

За период экспериментальной работы в школе произошли качественные изменения кадрового состава педагогов школы.

Таблица 1

Показатели кадрового состава МОУ НОШ № 136

Показатели кадрового состава сентябрь 2006 апрель 2007
Всего 27 29
  количество % количество %
Аттестовано на высшую категорию 12 44,4 14 48,3
Аттестовано на 1 категорию 11 40,7 13 44,8
Аттестовано на 2 категорию 2 7,4 - -
Не аттестовано 2 7,4 2 6,8
Заслуженный учитель РФ 1 3,7 1 3,4
Отличник просвещения РФ 1 3,7 1 3,4
Почетный работник общего образования РФ 1 3,7 1 3,4
Почетная грамота МО РФ 2 7,4 2 6,8
Грант Президента России - - 1 3,4
Наградной знак – медаль

“Во имя жизни на Земле” за благородство помыслов и дел. МБФ “Меценаты столетия”

    1 3,4

Можно констатировать, что за отчетный период увеличилось число педагогов с высшей (на 3,9%) и первой (на 4,1 %) категориями, что показывает профессиональный рост педагогического коллектива школы. Кроме того, увеличилось число педагогов, имеющих государственные награды и почетные звания: Метелева Л.П. – Грант Президента России”; Полякина Л.Ф. Нагрудный знак - медаль “Во имя жизни на Земле”” за благородство помыслов и дел”; Конкина Г.Г. – Почетная грамота МО РФ.

Весь период экспериментальной работы сопровождался контрольно-измерительными процедурами, в качестве показателей анализировались успехи младших школьников в овладении общеучебными умениями самоорганизации, качества обученности и результатов участия детей в творческих конкурсах. Так, в таблице 2 представлены результаты степени овладения младшими школьниками умениями самоорганизации по результатам диагностирования в сентябре 2006 и апреле 2007 годов.

Таблица 2

Результаты овладения младшими школьникам умениями самоорганизации (сентябрь - апрель)

Классы Уровень сформированности умений у учащихся (кол. - %)
высокий достаточно высокий средний достаточно низкий низкий
сент. апр. сент. апр. сент. апр. сент. апр. сент. апр.
1-е классы 15 28 21 34 53 35 10 1 1 -
2-е классы 18 22 26 36 50 40 6 2 - -
3-й классы 19 26 20 28 44 36 17 10 - -
4-е классы 28 34 25 30 30 30 13 4 4 -

Полученные данные позволяют констатировать, что наблюдается тенденция увеличения успешных в самоорганизации учебной деятельности школьников: в 1-ых классах в сентябре было 36 % детей успешных в самоорганизации, в апреле – 62%; во 2-ых классах, соответственно, 44 % и 58 %; в 3-их классах – 39 % и 54 %; в 4-ых – классах 53 % и 64 %. Неуспешных в самоорганизации детей в школе к концу учебного года – 3,6 %, а в начале учебного года – 11,1 %.

Анализ уровня предметной подготовленности учащихся школы (табл.3) свидетельствует об усвоении содержания стандарта начального образования на достаточном уровне: если в 2005-2006 учебном году качество обученности учащихся первых классах было 64,4%, то во вторых классах в 2006-2007 учебном году составило 72,7%, (рост на 8,3%); в третьих классах качество обученности возросло на 4,1%, а в четвертых – на 1,4%

Таблица 3

Сравнительные результаты качества обученности учащихся МОУ НОШ № 136 за 2005-2006 и 2006-2007 учебные годы

Уровни успешности Результаты успешности Результаты успешности Результаты успешности
1 классы 2 классы 2 классы 3 классы 3 классы 4 классы
2005-2006 2006-2007 2005-2006 2006-2007 2005-2006 2006-2007
кол-во % кол-во % кол-во % кол-во % кол-во % кол-во %
высокий 14 15,5 15 17,2 20 22,9 20 26,3 4 5,6 4 5,6
выше среднего 44 48,8 51 66,2 36 41,4 43 56,5 43 60,5 44 62
средний 26 28,8 21 27,2 29 33,3 21 25 24 33,8 23 36,2
качество обученности   64,4   72,7   64,3   68,4   66,2   67,6

Таким образом, реализуемая технология в условиях безотметочного обучения способствует улучшению подготовки младших школьников по предметам начального цикла обучения.

Подтверждением результативности внедрения технологии формирования умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях безотметочного обучения является, кроме вышеперечисленного, участие младших школьников в олимпиадах и творческих турнирах разного уровня (табл.4).

Таблица 4

Участие учащихся школы в творческих конкурсах

Учебный год Кол-во участвующих в олимпиадах Победители предметных олимпиад
  школьных других школьных районных городских Российских международных
2004-2005 112 114 21 4 1 - 5
2005-2006 120 215 37 5 1 1 7
2006-2007 198 256 37 1 - 9 1

Представленные данные свидетельствуют о положительной динамике активности и результативности участия детей в творческих конкурсах: увеличилось число участников олимпиад разного уровня, сохраняется число победителей творческих конкурсов.

Следует отметить, что впервые учащиеся школы принимали участие в творческом конкурсе “Шаг в будущее”: из 7, представленных на конкурс работ 5 – были отмечены дипломами: I степени – 1 диплом (Дзагиева Хава, 2 класс); II степени – 2 диплома (Волков Женя, 4 класс; Гурьянова Ксения, 4 класс); III степени – 2 диплома (Пшеницына Таня, 4 класс; Моисеенко Ксения, 1 класс).

Впервые учащиеся школы принимали участие в городском конкурсе “Мой первый доклад”. Получены грамоты за 2 и 3 места (Морева Алена, 3 класс, Малоземова Виктория, 1 класс).

В конкурсе “Интеллектуалы XXI века” (НОУ) – диплом I степени – Морева Алена, 3 класс, диплом II степени – Шлык Павел, 1 класс.

Можно сделать обобщающие выводы по итогам содержательно-процессуального этапа опытно-экспериментальной работы школы:

Создана структура управления процессом внедрения технологии формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях безотметочного обучения.

  1. Созданы следующие информационные банки:
    1. данных об успешности овладения умениями самоорганизации школьников по классам и по школе (в течение пяти лет);
    2. диагностических методик обследования учеников 1-2 и 3-4 классов по определению успешности овладения умениями самоорганизации школьников;
    3. методических рекомендаций по реализации Технологии в условиях безотметочного обучения;
    4. алгоритмов построения диагностико-регулировочных линий для корректировки процесса формирования общеучебных умений самоорганизации в классе с учетом личностных возможностей детей.
  2. Определены основные компоненты мониторинговых исследований по реализации указанной темы.
  3. Разведены информационные потоки между участниками эксперимента.

По результатам экспериментальной деятельности школы подготовлены и опубликованы 8 статей:

Титаренко Н.Н. Проблемы организации исследовательской деятельности младших школьников. Сб. Воспитание в начальной школе: проблемы и пути их решения: Материалы международной научно-практической конференции, 27-28 февраля 2007г. – Челябинск: Изд-во ООО “РЕКПОЛ”, 2007. – С.201-204.

Титаренко Н.Н. Проблема осуществления исследовательской деятельности младшими школьниками. Сб. “Реализация личностно ориентированной развивающей модели начальной школы”: Материалы межрегиональной научно-методической конференции, 27.03.2007г. – Челябинск: ГОУ ДПО ЧИППКРО.

Титаренко Н.Н. Реализация технологии формирования умений самоорганизации и самостоятельность младших школьников в учебном процессе. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 21-23 апреля 2007г. – Самара, 2007, – С. 108-110.

Метелева Л.П. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в системе Л.В.Занкова. Сб. “Реализация личностно ориентированной развивающей модели начальной школы”: Материалы межрегиональной научно-методической конференции, 27.03.2007г. – Челябинск: ГОУ ДПО ЧИППКРО.

Метелева Л.П. Формирование самостоятельности у младших школьников на уроках русского языка в системе Л.В.Занкова. Сб. Воспитание в начальной школе: проблемы и пути их решения: Материалы международной научно-практической конференции, 27-28 февраля 2007г. – Челябинск: Изд-во ООО “РЕКПОЛ”, 2007. – С.201-204.

Метелева Л.П. Формирование интеллектуальных способностей у младших школьников “Система Л.В.Занкова”. Сб. Совершенствование содержания образования в начальной школе: Материалы областной научно-практической конференции 25 марта 2007 г. – Челябинск: 2007.

Метелева Л.П. Управление безотметочным обучением в школе. Сб. Педагогические чтения в системе Л.В.Занкова. – М.: 2006.

Прокошева Т.А. Групповые формы организации учебного процесса – возможность воспитания младших школьников. Сб. Воспитание в начальной школе: проблемы и пути их решения: Материалы международной научно-практической конференции, 27-28 февраля 2007г. – Челябинск: Изд-во ООО “РЕКПОЛ”, 2007. – С.201-204.

Учебное занятие: поиск, инновации, перспективы // Научно-методический сборник статей учителей МОУ НОШ № 136. – Челябинск: 2007, – 93 с.

На заключительном, обобщающем этапе эксперимента в 2007-2008 учебном году для развития логики исследования нами планируется:

  1. Составить единую программу мониторинга контроля за уровнем сформированности обученности младших школьников, умений самоорганизации и состоянием здоровья детей.
  2. Составить программу преемственности формирования умений самоорганизации: детский сад – начальная школа – основная школа. Создать сборник учебных заданий по формированию умений самоорганизации.
  3. Подготовить к печати сборник статей по исследуемой проблеме.
  4. Провести системный анализ результатов сформированности умений самоорганизации уровня обученности и состояния здоровья детей в 2007-2008 учебном году.
  5. Создать локальную компьютерную сеть в МОУ.
  6. Представить отчет по завершению III этапа эксперимента.
  7. Провести городскую научно-практическую конференцию для руководителей школ и учителей начальных классов по теме “Пути совершенствования образовательного процесса в начальной школе средствами формирования общеучебных умений самоорганизации”.

Коллектив МОУ НОШ № 136, специалисты по сопровождению опытно-экспериментальной работы по проблеме внедрения технологии общеучебных умений самоорганизации в условиях безотметочного обучения уверены, что проделанная работа эффективна, а полученные результаты будут востребованы в образовательном пространстве начальной школы.

Приложение