Актуальной проблемой современной начальной школы является формирование у младших школьников общеучебных умений, ключевыми из которых являются умения самоорганизации учебной деятельности, что обеспечивает развитие самостоятельности и инициативности личности ребенка.
Проведение опытно-экспериментальной работы МОУ НОШ № 136 в 2006-2007 учебном году и первом полугодии 2007-2008 учебного года является завершением 2 этапа – преобразующего (содержательно-процессуального). Исходя из значимости этого периода, были определены и разрешались следующие цель, задачи и гипотеза исследования на 2006, 2007 год.
Целью содержательно-процессуального этапа опытно-экспериментальной работы выдвинуто: создание условий для приобретения профессиональной компетентности учителями начальных классов, педагогами образовательных областей, специалистами служб сопровождения МОУ НОШ № 136, г. Челябинска и Челябинской области по формированию умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.
Для реализации цели выделены следующие задачи:
1). Повысить профессионализм учителей начальных классов, педагогов предметных областей, специалистов служб сопровождения по разрешению проблемы формирования умений самоорганизации учебной деятельности младших
школьников в условиях безотметочного обучения до уровня профессиональной компетентности.
2). Создать образовательное пространство школы, обеспечивающее формирование умений самоорганизации учебной деятельности на уроках и во-внеурочное время у младших школьников до уровня условной нормы в рамках усвоения содержания стандарта начального общего образования.
3). Разработать и внедрить электронную программу, обеспечивающую процедуру отслеживания процесса реализации технологии формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников.
4). Организовать научно-просветительскую деятельность по разрешению проблемы формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников для специалистов начального общего образования г. Челябинска, Челябинской области, России.
В качестве гипотезы обосновано следующее: образовательный процесс в начальной школе для младших школьников будет успешным, если: в дидактическую деятельность учителя начальной школы, педагогов образовательных областей, специалистов служб сопровождения внедрена технология по формированию умений самоорганизации младших школьников, у младших школьников умения самоорганизации формируются на основе принципов и критериев системы безотметочного обучения.
В качестве теоретических методов применялись анализ и синтез научных источников, аналитический метод оценки качества организации образовательной деятельности, методы моделирования в процессе разработки проблемы. В качестве эмпирических методов применялись методы педагогической диагностики (наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование, интервьюирование, экспертная оценка); педагогический эксперимент, (преобразующий этан) в условиях школы; статистические методы обработки; педагогический мониторинг.
Приведем примеры основных количественных и качественных результатов исследования. За период 2006, 2007 г.г. в школе была проведена работа по повышению уровня профессионализма учителей начальных классов, педагогов образовательных областей, специалистов служб сопровождения г. Челябинска и Челябинской области по проблеме формирования умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях безотметочного обучения: реализован спецкурс для учителей первых классов “Введение в школьную жизнь” (август 2006 г., 2007 г.); проведены индивидуальные консультации для педагогов школы по обозначенной проблеме (регулярно в течение года); проведена презентация электронного пособия “Технология формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников” (январь 2007 г.); организован спецкурс по проблемам формирования умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях безотметочного обучения для учителей Челябинской области в феврале, марте, апреле, мае, июне 2006,2007 гг.; подготовлены для учителей начальных классов рекомендации “Проблемы и перспективы безотметочного обучения в начальной школе” в январе 2007 г. Посещение и анализ уроков педагогов школы, педагогов образовательных областей по внедрению технологии формирования умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях безотметочного обучения проводились регулярно в течение года, было организовано взаимопосещение и самоанализ уроков педагогами школы по реализации технологии формирования умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях безотметочного обучения; организаторы эксперимента оказывали помощь в подготовке и проведении внеклассных мероприятий по алгоритму самоорганизации деятельности детей. А проведение итоговой конференции по разрешению проблем реализации технологии формирования умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях безотметочного обучения “Продуктивная деятельность младших школьников на уроках и во внеурочное время” в апреле 2007 г. явилось обобщающим этапом за истекший период.
Кроме того, педагоги школы представляли результаты опытно-экспериментальной работы по проблеме на международной научно-практической конференции: “Воспитание младших школьников: проблемы и пути их решения” и региональной научно-практической: “Реализация личностно ориентированной развивающей модели начальной школы”, проходивших в г.Челябинске.
За период экспериментальной работы в школе произошли качественные изменения кадрового состава педагогов школы.
Таблица 1
Показатели кадрового состава МОУ НОШ № 136
Показатели кадрового состава | сентябрь 2006 | апрель 2007 | ||
Всего | 27 | 29 | ||
количество | % | количество | % | |
Аттестовано на высшую категорию | 12 | 44,4 | 14 | 48,3 |
Аттестовано на 1 категорию | 11 | 40,7 | 13 | 44,8 |
Аттестовано на 2 категорию | 2 | 7,4 | - | - |
Не аттестовано | 2 | 7,4 | 2 | 6,8 |
Заслуженный учитель РФ | 1 | 3,7 | 1 | 3,4 |
Отличник просвещения РФ | 1 | 3,7 | 1 | 3,4 |
Почетный работник общего образования РФ | 1 | 3,7 | 1 | 3,4 |
Почетная грамота МО РФ | 2 | 7,4 | 2 | 6,8 |
Грант Президента России | - | - | 1 | 3,4 |
Наградной знак – медаль “Во имя жизни на Земле” за благородство помыслов и дел. МБФ “Меценаты столетия” |
1 | 3,4 |
Можно констатировать, что за отчетный период увеличилось число педагогов с высшей (на 3,9%) и первой (на 4,1 %) категориями, что показывает профессиональный рост педагогического коллектива школы. Кроме того, увеличилось число педагогов, имеющих государственные награды и почетные звания: Метелева Л.П. – Грант Президента России”; Полякина Л.Ф. Нагрудный знак - медаль “Во имя жизни на Земле”” за благородство помыслов и дел”; Конкина Г.Г. – Почетная грамота МО РФ.
Весь период экспериментальной работы сопровождался контрольно-измерительными процедурами, в качестве показателей анализировались успехи младших школьников в овладении общеучебными умениями самоорганизации, качества обученности и результатов участия детей в творческих конкурсах. Так, в таблице 2 представлены результаты степени овладения младшими школьниками умениями самоорганизации по результатам диагностирования в сентябре 2006 и апреле 2007 годов.
Таблица 2
Результаты овладения младшими школьникам умениями самоорганизации (сентябрь - апрель)
Классы | Уровень сформированности умений у учащихся (кол. - %) | |||||||||
высокий | достаточно высокий | средний | достаточно низкий | низкий | ||||||
сент. | апр. | сент. | апр. | сент. | апр. | сент. | апр. | сент. | апр. | |
1-е классы | 15 | 28 | 21 | 34 | 53 | 35 | 10 | 1 | 1 | - |
2-е классы | 18 | 22 | 26 | 36 | 50 | 40 | 6 | 2 | - | - |
3-й классы | 19 | 26 | 20 | 28 | 44 | 36 | 17 | 10 | - | - |
4-е классы | 28 | 34 | 25 | 30 | 30 | 30 | 13 | 4 | 4 | - |
Полученные данные позволяют констатировать, что наблюдается тенденция увеличения успешных в самоорганизации учебной деятельности школьников: в 1-ых классах в сентябре было 36 % детей успешных в самоорганизации, в апреле – 62%; во 2-ых классах, соответственно, 44 % и 58 %; в 3-их классах – 39 % и 54 %; в 4-ых – классах 53 % и 64 %. Неуспешных в самоорганизации детей в школе к концу учебного года – 3,6 %, а в начале учебного года – 11,1 %.
Анализ уровня предметной подготовленности учащихся школы (табл.3) свидетельствует об усвоении содержания стандарта начального образования на достаточном уровне: если в 2005-2006 учебном году качество обученности учащихся первых классах было 64,4%, то во вторых классах в 2006-2007 учебном году составило 72,7%, (рост на 8,3%); в третьих классах качество обученности возросло на 4,1%, а в четвертых – на 1,4%
Таблица 3
Сравнительные результаты качества обученности учащихся МОУ НОШ № 136 за 2005-2006 и 2006-2007 учебные годы
Уровни успешности | Результаты успешности | Результаты успешности | Результаты успешности | |||||||||
1 классы | 2 классы | 2 классы | 3 классы | 3 классы | 4 классы | |||||||
2005-2006 | 2006-2007 | 2005-2006 | 2006-2007 | 2005-2006 | 2006-2007 | |||||||
кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | |
высокий | 14 | 15,5 | 15 | 17,2 | 20 | 22,9 | 20 | 26,3 | 4 | 5,6 | 4 | 5,6 |
выше среднего | 44 | 48,8 | 51 | 66,2 | 36 | 41,4 | 43 | 56,5 | 43 | 60,5 | 44 | 62 |
средний | 26 | 28,8 | 21 | 27,2 | 29 | 33,3 | 21 | 25 | 24 | 33,8 | 23 | 36,2 |
качество обученности | 64,4 | 72,7 | 64,3 | 68,4 | 66,2 | 67,6 |
Таким образом, реализуемая технология в условиях безотметочного обучения способствует улучшению подготовки младших школьников по предметам начального цикла обучения.
Подтверждением результативности внедрения технологии формирования умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях безотметочного обучения является, кроме вышеперечисленного, участие младших школьников в олимпиадах и творческих турнирах разного уровня (табл.4).
Таблица 4
Участие учащихся школы в творческих конкурсах
Учебный год | Кол-во участвующих в олимпиадах | Победители предметных олимпиад | |||||
школьных | других | школьных | районных | городских | Российских | международных | |
2004-2005 | 112 | 114 | 21 | 4 | 1 | - | 5 |
2005-2006 | 120 | 215 | 37 | 5 | 1 | 1 | 7 |
2006-2007 | 198 | 256 | 37 | 1 | - | 9 | 1 |
Представленные данные свидетельствуют о положительной динамике активности и результативности участия детей в творческих конкурсах: увеличилось число участников олимпиад разного уровня, сохраняется число победителей творческих конкурсов.
Следует отметить, что впервые учащиеся школы принимали участие в творческом конкурсе “Шаг в будущее”: из 7, представленных на конкурс работ 5 – были отмечены дипломами: I степени – 1 диплом (Дзагиева Хава, 2 класс); II степени – 2 диплома (Волков Женя, 4 класс; Гурьянова Ксения, 4 класс); III степени – 2 диплома (Пшеницына Таня, 4 класс; Моисеенко Ксения, 1 класс).
Впервые учащиеся школы принимали участие в городском конкурсе “Мой первый доклад”. Получены грамоты за 2 и 3 места (Морева Алена, 3 класс, Малоземова Виктория, 1 класс).
В конкурсе “Интеллектуалы XXI века” (НОУ) – диплом I степени – Морева Алена, 3 класс, диплом II степени – Шлык Павел, 1 класс.
Можно сделать обобщающие выводы по итогам содержательно-процессуального этапа опытно-экспериментальной работы школы:
Создана структура управления процессом внедрения технологии формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях безотметочного обучения.
- Созданы следующие информационные банки:
- данных об успешности овладения умениями самоорганизации школьников по классам и по школе (в течение пяти лет);
- диагностических методик обследования учеников 1-2 и 3-4 классов по определению успешности овладения умениями самоорганизации школьников;
- методических рекомендаций по реализации Технологии в условиях безотметочного обучения;
- алгоритмов построения диагностико-регулировочных линий для корректировки процесса формирования общеучебных умений самоорганизации в классе с учетом личностных возможностей детей.
- Определены основные компоненты мониторинговых исследований по реализации указанной темы.
- Разведены информационные потоки между участниками эксперимента.
По результатам экспериментальной деятельности школы подготовлены и опубликованы 8 статей:
Титаренко Н.Н. Проблемы организации исследовательской деятельности младших школьников. Сб. Воспитание в начальной школе: проблемы и пути их решения: Материалы международной научно-практической конференции, 27-28 февраля 2007г. – Челябинск: Изд-во ООО “РЕКПОЛ”, 2007. – С.201-204.
Титаренко Н.Н. Проблема осуществления исследовательской деятельности младшими школьниками. Сб. “Реализация личностно ориентированной развивающей модели начальной школы”: Материалы межрегиональной научно-методической конференции, 27.03.2007г. – Челябинск: ГОУ ДПО ЧИППКРО.
Титаренко Н.Н. Реализация технологии формирования умений самоорганизации и самостоятельность младших школьников в учебном процессе. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 21-23 апреля 2007г. – Самара, 2007, – С. 108-110.
Метелева Л.П. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в системе Л.В.Занкова. Сб. “Реализация личностно ориентированной развивающей модели начальной школы”: Материалы межрегиональной научно-методической конференции, 27.03.2007г. – Челябинск: ГОУ ДПО ЧИППКРО.
Метелева Л.П. Формирование самостоятельности у младших школьников на уроках русского языка в системе Л.В.Занкова. Сб. Воспитание в начальной школе: проблемы и пути их решения: Материалы международной научно-практической конференции, 27-28 февраля 2007г. – Челябинск: Изд-во ООО “РЕКПОЛ”, 2007. – С.201-204.
Метелева Л.П. Формирование интеллектуальных способностей у младших школьников “Система Л.В.Занкова”. Сб. Совершенствование содержания образования в начальной школе: Материалы областной научно-практической конференции 25 марта 2007 г. – Челябинск: 2007.
Метелева Л.П. Управление безотметочным обучением в школе. Сб. Педагогические чтения в системе Л.В.Занкова. – М.: 2006.
Прокошева Т.А. Групповые формы организации учебного процесса – возможность воспитания младших школьников. Сб. Воспитание в начальной школе: проблемы и пути их решения: Материалы международной научно-практической конференции, 27-28 февраля 2007г. – Челябинск: Изд-во ООО “РЕКПОЛ”, 2007. – С.201-204.
Учебное занятие: поиск, инновации, перспективы // Научно-методический сборник статей учителей МОУ НОШ № 136. – Челябинск: 2007, – 93 с.
На заключительном, обобщающем этапе эксперимента в 2007-2008 учебном году для развития логики исследования нами планируется:
- Составить единую программу мониторинга контроля за уровнем сформированности обученности младших школьников, умений самоорганизации и состоянием здоровья детей.
- Составить программу преемственности формирования умений самоорганизации: детский сад – начальная школа – основная школа. Создать сборник учебных заданий по формированию умений самоорганизации.
- Подготовить к печати сборник статей по исследуемой проблеме.
- Провести системный анализ результатов сформированности умений самоорганизации уровня обученности и состояния здоровья детей в 2007-2008 учебном году.
- Создать локальную компьютерную сеть в МОУ.
- Представить отчет по завершению III этапа эксперимента.
- Провести городскую научно-практическую конференцию для руководителей школ и учителей начальных классов по теме “Пути совершенствования образовательного процесса в начальной школе средствами формирования общеучебных умений самоорганизации”.
Коллектив МОУ НОШ № 136, специалисты по сопровождению опытно-экспериментальной работы по проблеме внедрения технологии общеучебных умений самоорганизации в условиях безотметочного обучения уверены, что проделанная работа эффективна, а полученные результаты будут востребованы в образовательном пространстве начальной школы.