Тема урока "Речь и культура общения"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • ввести в словарь учащихся новое слово – ДОБРОТА;

  • разговорить детей, растревожить, разволновать словом, вызвать на заинтересованный, доверительный разговор;

  • определить лексическое значение слова, дать понятие о ДОБРОТЕ, расширить представление об этом слове.

I. Организационный момент.

- На уроке “Речь и культура общения” мы знакомимся с новым материалом и учимся красиво, правильно выражать свои мысли.

II. Речевая гимнастика.

- Ребята, сели правильно, красиво.

- Посмотрите друг на друга.

- Улыбнитесь.

- Повернитесь и улыбнитесь нашим гостям.

- У вас хорошее настроение? Прекрасно.

- Начнем нашу разминку.

- Встали прямо, руки опустили. Хорошо.

- Прошлым летом мы прекрасно отдыхали: загорали, купались, ныряли.

Упражнение на развитие речевого дыхания “Ныряльщик”.

(Вдох – руки в стороны. На выдох – присесть, руками обнять себя. Выдох – медленно, постепенно).

- Подул легкий осенний ветерок.

Упражнение для развития речевого дыхания “Осенние листья”.

(Дети берут с парт бумажные листочки и дуют на них).

- Мы пришли в школу и стали учиться писать и считать, и даже не заметили, как за окном полетели первые снежинки.

Упражнение для развития речевого дыхания “Снежинки”.

(Дети берут с парт бумажные снежинки, кладут на ладонь, а затем сдувают).

- Ребята, сколько много снега намело! Давайте покатаемся с ледяной горки.

Упражнение для развития речевого дыхания “Ледяная горка”.

(Дети делают короткие вдохи, “поднимаются по ступенькам”, а выдох длительный со звуком [Щ] – съезжают с горки).

- А теперь, ребята, поиграем в снежки.

Упражнение “Бросаем звуки”.

- Представьте, что мы бросаем правой рукой снежок со звуком [З], бросаем так, чтобы он был звонким, летел далеко, а левой рукой ловим снежок со звуком [С], который звучит глухо.

Произносим: [З] – [С], [З] – [С] и так 4 раза.

- Ах, ребята, как мы с вами “забросали дорожки”. Давайте их почистим.

Упражнение “Бросаем слоги”.

- Представьте, что у нас в руках лопаты. Со звуком [АХ] изображаем движение лопатой, а со звуком [ОХ] проводим рукой по лбу, изображаем усталость.

- Произносим: [АХ] – [ОХ], [АХ] – [ОХ] и так 4 раза.

- Ну что, устали? Садитесь.

- Скажем нашу формулу красивой речи:

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Ясно, четко говорим,

Потому что не спешим!

III. Целевая установка

Исполняется песня “ДОБРОТА” (сл. Н. Тулуповой, муз. И. Лученка).

Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.

Припев:

Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.

- Эта песня поможет нам определить тему нашего дельнейшего разговора, общения. Прочитайте ее, она написана на доске:

“Почувствуйте вкус слова ДОБРОТА”

(Дети хором вслух произносят формулировку темы и усилием голоса выделяют слова в предложении – названии темы “Почувствуйте”, “вкус” и “ДОБРОТА”. И сегодня вам предлагается совершить увлекательный путь к ДОБРОТЕ, по настоящему почувствовать, ощутить вкус этого светлого, красивого слова.

IV. Знакомство с лексическим значением данного слова, его происхождением.

- Как вы понимаете значение слова ДОБРОТА?

- Что означает слово?

ДОБРОТА – это добрый человек

  • добрые слова

  • добрые глаза

  • добрая улыбка

  • доброе рукопожатие.

ДОБРОТА – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.

В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова – слово имеет такое значение:

ДОБРОТА – делающий добро другим, отзывчивый, а также выражающий эти качества. Добрая душа. Добрые глаза. Он добр ко мне.

- Вы хотите, чтобы ваши близкие друзья и даже незнакомые люди относились к вам хорошо, по-доброму?

Весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие его люди относятся по-доброму, с пониманием и даже любовью.

(Исполняется стихотворение Л. Николаенко “ДОБРОТА”).

В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.

Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты.

- А вы какими словами встречаете новый день?

Здороваясь, приветствуя кого-либо, улыбаясь им, вы приподнимаете таким образом настроение себе и тем, кто рядом с вами.

V. Анализ пословиц и поговорок.

О доброте сложено много не только песен и стихов, но и пословиц.

- Какие пословицы о доброте вы знаете?

- Прочитайте записанную на доске пословицу.

- Как вы понимаете ее смысл?

1. Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

2. Свет не без добрых людей.

3. Не с деньгами жить, а с добрыми людьми.

4. Как аукнется, так и откликнется.

5. Жизнь дана на добрые дела.

- не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки, такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям.

Понять и исполнить

Желанье другого –

Одно удовольствие,

Честное слово.

VI. Анализ отрывков из произведений.

- А теперь попытайтесь вспомнить произведения, в которых говорится о доброте, о добрых поступках.

К. И. Чуковский:

1. “Доктор Айболит”

(Доктор лечил зверей, делал доброе дело).

2. “Муха-Цокотуха”

(Комар спас Муху-Цокотуху, сделал доброе дело).

3. “Телефон”

(Автор помогал другим делать добрые дела).

В. Осеева. “Волшебное слово”.

(Мальчик Павлик узнал тайну волшебного слова. И когда люди слышали волшебное слово, у них настроение становилось доброе, радостное, приподнятое).

- А кто помог открыть эту тайну маленькому Павлику, чтобы он сумел достойно прожить жизнь. (Старичок).

Доброта приносит радость окружающим людям.

VII. Слушание рассказов детей о случаях из жизни в речевых ситуациях.

- Случалось ли вам совершать добрые поступки? Расскажите об этом.

Добро побеждает зло.

VIII. Анализ ситуации из сказки К. И. Чуковского “Муха-Цокотуха”.

- Все вы, конечно, знаете героев замечательной сказки К. И. Чуковского “Муха-Цокотуха”.

- Прочитаем все вместе наизусть эту сказку так, чтобы все сидящие в классе почувствовали, слова какого героя мы читаем – доброго или злого?

(Описать, как нужно читать).

- Ребята, я прошу вас прочитать сказку красивым, сильным голосом. Интонацией показать настроение героев.

- Читать будем в ритме, четко произнося каждое слово.

(Чтение произведения проводится следующим образом: логопед начинает, а затем жестом просит любого ученика продолжить и т. д.)

IX. Самостоятельная работа.

Мой путь к добру.

- В каждом из вас есть маленькое солнце. Это солнце – ДОБРОТА. Добрый человек – это тот, кто любит детей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет ее. А любовь и помощь согревают, как солнце.

- У каждого человека, большого и маленького, свой путь к ДОБРОТЕ.

- Попытайтесь (с помощью фломастеров и карандашей изобразить свой путь к ДОБРОТЕ).

- Постарайтесь объяснить содержание рисунка-рассказа. (Немного пофантазируйте. Представьте, что вы юные художники, которым предлагается изобразить свой путь к ДОБРОТЕ).

X. Итог урока.

- Ребята, я вас благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

- Что вы узнали на уроке?

- Что вам запомнилось?

ДОБРОТА всегда приносит радость окружающим людям.

Она, как волшебное лекарство, вылечивает от многих недуг.

Люди стремятся к добру и ненавидят зло.

Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, поможет рассеять плохое настроение.

Учитель:

Ах, как нам добрые слова нужны.
Не раз мы в этом убеждались с вами.
А может, не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
(Марк Лисянский).