Модульный урок №1 “Электрический заряд и элементарные частицы”
№ учебного элемента |
Учебный материал с указанием заданий |
Рекомендации по выполнению плана, оценка. |
1 | 2 | 3 |
УЭ-0 | Цель урока: в процессе работы над учебными элементами вы должны повторить вопросы изученные в курсе 8–9-го класса: электрический заряд, 2 рода зарядов, электризация тел, электроскоп; Изучить взаимодействие между заряженными частицами. Закон сохранения электрического заряда. Научиться решать задачи на закон сохранения заряда. | Внимательно прочитайте цель урока |
УЭ-1. | Цель: Вспомните основные
термины и понятия электрических явлений, которые
изучали в 8-м классе. 1. Вспомните происхождение термина “электричество”. 2. Какие 2 рода электрических зарядов существует в природе? 3. Какое явление называется электризацией? 4. Каков характер взаимодействия зарядов? 5. Что такое электроскоп? Для чего его применяют? 6. Что такое электродинамика? 7. Каково строение атома? Если вы смогли ответить на все вопросы, то поставьте максимальный балл за работу – 7 б. |
Работайте вместе с классом. Ваша оценка___________ |
УЭ-2 | Цель: Определить понятие
электрического заряда, как физической величины. 1. Прочитайте § 24 учебника. 2. Из прочитанного текста найдите и запишите в тетради: - формулировку определения электрического заряда; - буквенное его обозначение; - единицу его измерения; - Опишите способ измерения - Чему равен элементарный заряд и какая частица имеет такой заряд? 3. Обсудите и оцените результаты своей работы. За правильную работу ставите оценку – 5 б. |
Работайте в паре или индивидуально. Вместе с классом Ваша оценка________ |
УЭ-3
|
Цель: Выявить особенности
электризации и получить представление о законе
сохранения заряда. 1. Внимательно слушайте рассказ и демонстрации учителя и записывайте в тетради его основные моменты. 2. Прочитайте по учебнику материал об электризации и о законе сохранения заряда § 24. - устно сформулируйте закон; - запишите в тетради математическую формулу. |
Индивидуально. Работайте в паре. Пользуйтесь текстом учебника. Если задание выполнили, поставьте – 2 б. Ваша оценка________ |
УЭ-4
УЭ -5 |
Цель: Примените полученные
знания для решения задач. 1-й уровень 1. Внимательно слушайте объяснение учителя по решению задач на закон сохранения заряда. Задача № 1. Два одинаковых металлических шарика зарядили одноименными зарядами +q и +4q, привели в соприкосновение, а потом развели. Чему стал равен заряд каждого шарика? Решение. До соприкосновения суммарный заряд: +q +4q =5q. При соприкосновении общий заряд qобщ. = +5q поделится пополам, т.к. шарики одинаковые: q'1 = q'2= +5q /2 = + 2,5q. 2.Задача для самостоятельного решения. Задача № 2. Два одинаковых металлических шарика, имеющие заряды q1 = -6 • 10-8 Кл и q2= +15 • 10-8 Кл, привели в соприкосновение, а затем раздвинули. Определите заряд каждого шарика после соприкосновения. 2. Задача на явление электризации тел. Задача № 3. Если ножовкой распилить лист какого-нибудь полимера, то опилки прилипнут к ножовке, к столу, на котором укреплена обрабатываемая деталь, и к другим предметам. Чем это объяснить? Образец решения задачи. Пи механической обработке вследствие трения происходит электризация полимера и соприкасающихся с ним предметов. При электризации трением знаки зарядов у этих тел противоположны, и тела притягиваются. Самостоятельно реши задачу. Задача № 4. Почему нити прилипают к гребням чесальных машин и при этом часто путаются и рвутся? 3. Задачи на элементарный заряд. Задача № 5. Определите состав ядра атома азота 147N, заряд ядра. Образец решения: В состав ядра входят 7 положительно заряженных частиц – протонов, 7 нейтральных – нейтронов, всего частиц в ядре 14. Заряд ядра q = z•q0, где z – число протонов, q0 – заряд протона: q = 7• 1,6 • 10-19Кл= 1,12 • 10-18 Кл. 2 – уровень. Задача № 6. Сколько электронов содержится в капле воды массой 0, 03 г? Образец решения: Химическая формула воды Н2О. В атоме водорода Н содержится 1 электрон, в атоме кислорода 8 электронов. Число электронов в одной молекуле Н2О равно N1= 2•N + N = 2• 1 + 8 = 10. Общее количество электронов в 0,03 г воды равно: N = N1 •N; Число молекул вычисляем по формуле N = (m •N )/M, где m – масса вещества, М – молярная масса воды = 18 • 10-3 кг/моль, N – число Авогадро. Отсюда N = (10 •0, 03•10-3•6,02•1023моль-1)/18•10-3кг/моль =1022 Реши самостоятельно: Задача № 7. Определите заряд капли массой 0,03 г, если удалить с нее 1% всех электронов. Подведение итогов урока: 1. Оцените свою работу. Просуммируйте все полученные баллы. Заполните карточку учета карандашом. 2. Прочитайте цель урока. Достигли ли вы цели урока? В какой степени? Что осталось непонятным? 3. Выберите д/з. - Если вы работали на уроке успешно, решите задачи: № 680. Рымкевич. Сборник задач. - Если на уроке получили оценки “4”, “3”, то повторите §24. - Если на уроке часто ошибались, то проработайте материал модуля еще раз. |
Индивидуально Работайте индивидуально. За правильное решение – 3 б. Ваша оценка______ взаимоконтроль Работа в паре Работайте индивидуально. За правильное решение – 3 б. Ваша оценка______ Взаимоконтроль Работа в паре. Индивидуальная работа. Максимальный балл – 5 б. Контроль учителя. Работайте вместе с классом. Самостоятельно выбери д/з. |
Карта учета знаний и умений
Номер УЭ | УЭ-1 | УЭ-2 | УЭ-3 | УЭ-4 (№2) | УЭ-4 (№4) | УЭ-4 (7) | Общий балл |
Оценка |
Количество баллов |
Критерии оценок:
Если вы набрали баллов от 22 до 25, то ставится оценка – “5” (88–100%),
_______________ от 18 до 21, то ставите оценку – “4” ( 72–87%),
_______________ от 10 до 17, то ставите оценку – “3” ( 40–70%).
Модульный урок № 2. Решение задач на закон Кулона.
Обязательная литература. Шахмаев.
Физика . Учебник для 10-го кл.
А. П. Рымкевич. Сборник задач по физике.
№, учебного элемента |
Учебный материал с указанием заданий |
Рекомендации по выполнению заданий, оценка. |
1 | 2 | 3 |
УЭ-0 | Цель урока: В процессе над
учебными элементами вы научитесь решать задачи с
использованием закона Кулона. Выясните в чем сходство и в чем различие закона Кулона и всемирного тяготения. При каких условиях применим закон Кулона. |
Внимательно прочитайте цель урока |
УЭ-1 | Входной контроль. Цель: Проверить усвоение закона Кулона, умение решать качественные задачи. Выполните работу: 1-й уровень 1. Как зависит сила взаимодействия точечных зарядов от расстояния между ними? Как изменится сила, если расстояние между зарядами увеличим в два раза? (5 б) 2. Определите силу взаимодействия двух одинаковых точечных зарядов по 1мкКл, находящихся на расстоянии 30 см друг от друга. (5 б) 2-й уровень 1. Сила взаимодействия 2-х одинаковых точечных
зарядов, находящихся на расстоянии В чем заключается физический смысл коэффициента k в законе Кулона? Определите границы применимости этого закона. (5 б) |
Выберите один из уровней контроля и
самостоятельно выполните. Контроль учителя Ваша оценка__________ |
УЭ-2
УЭ-3
УЭ-4
УЭ-5
|
Цель: Научиться решать
графические, количественные и качественные
задачи с использованием закона Кулона. Реши задачи по образцу вместе с классом. Задача № 1. Куда направлена кулоновская сила , действующая на положительный точечный заряд, помещенный в вершине С равностороннего треугольника, в углах которого находятся заряды +q , +q? (Решение дается на доске) Задача № 2. По данным рис. 1 определить значение равных между собой точечных электрических зарядов, помещенных в воду. Диэлектрическая проницаемость воды равна 81, F1= F2= 10 Н, r = 10 см (решение дается на доске). Задача № 3. Согласно классической модели атома водорода, электрон вращается вокруг протона по круговой орбите радиусом r = 5,3 • 10-11. Найдите силы кулоновского и гравитационного притяжений. Сравните эти силы (решение показывается на доске). Прими участие в обсуждении задачи № 3: - укажите сходства закона Кулона и всемирного тяготения (1 б) - укажите, в чем различие этих законов. (1 б) - всем ли частицам свойственно гравитационное взаимодействие? (1 б) - всем ли частицам свойственно электромагнитное взаимодействие? (1 б) Выдели алгоритм решения задач на закон Кулона. (мах – 4 б) Цель: Самостоятельно реши подобные задачи.
(При решении задач пользуйся таблицей “приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц”) Выходной контроль. Цель: Проверить умения решать задачи по данной теме. 1-й уровень Задача №1. Куда направлена сила, действующая на отрицательный заряд, помещенный в вершине С равностороннего треугольника, в углах которого находятся заряды -q и +q. (4 б ) 2-й уровень Задача № 2. Два точечных заряда находятся в парафине на Расстоянии 20 см. На каком расстоянии они должны находиться в воздухе, чтобы сила взаимодействия между ними не изменилась? парафина =2,1; воды = 1; (6 б) Подведение итогов урока: 1.Оцените свою работу. Просуммируйте все полученные баллы. Заполните карточку учета карандашом. 2. Прочитайте цель урока. Достигли ли вы цели урока? В какой степени? Что осталось непонятным? 3. Выберите д/з. - Если вы работали на уроке успешно, решите задачи: № 684 Р. Сб. задач. - Если на уроке получили оценки “4”, “3”, то повторите §24–25. - Если на уроке часто ошибались, то проработайте материал модуля еще раз. |
Внимательно слушай объяснения учителя. Индивидуальная работа. (Задачи решаем в системе СИ). Для перевода единиц пользуйся таблицей. Внимательно слушай выступления товарищей и прими участие. Ваша оценка_______. Работа в группе или в паре. Правильность решения проверяем по карточке, данной учителем. Взаимоконтроль. Ваша оценка. №1________ №2________ №3________
Индивидуальная работа.
Контроль учителя. Ваша оценка_________
Работай вместе с классом.
Выбери д/з запиши в дневник. |
Карта учета знаний и умений
Номер УЭ | УЭ -1 | УЭ-2 | УЭ -3 | УЭ-4 (№2) | УЭ-4 (№4) | УЭ-4 (7) | Общий балл |
Оценка |
Количество баллов |
Критерии оценок:
Если вы набрали баллов от 35 до 40, то ставится оценка – “5” ( 87,5–100%);
_______________ от 30 до 34, то ставите оценку – “4” ( 75–87%);
_______________ от 16 до 29, то ставите оценку – “3” (40–74%).