Волшебное слово "Здравствуйте"

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка

Один японский писатель написал книгу “После трех будет поздно”. Он считает, что маленький человек с самого рождения должен знакомиться с нормами поведения в обществе. Дети очень часто сталкиваются с вопросами: как стать воспитанным, обаятельным, приятным в общении человеком; где, как и в какой мере следовать правилам этикета, а когда отдать предпочтение интуиции, чувству; как вести себя в незнакомой компании, как здороваться, что подарить другу на день рождения, но очень часто или не задумываются над ответами, или не знают, как выйти достойно из трудной ситуации. И поэтому чем раньше ребята столкнуться с проблемными ситуациями, чем раньше услышат ответы на волнующие вопросы, чем раньше со стороны посмотрят на то, как надо и не надо себя вести, тем раньше они начнут впитывать “молчаливый язык” (этикет), с помощью которого можно многое сказать и многое понять, если уметь видеть.

Совершив маленькое путешествие в лабиринты этикета в программе “Волшебное слово “Здравствуйте”, ребята попробуют узнать ответы на некоторые вопросы и в игровых ситуациях проверить себя.

Программа предназначена и для детей в возрасте 5–6 лет, и для школьников начальной ступени обучения, и для школьников среднего звена (в зависимости от возраста используется соответствующий материал). В основе программы лежит комплексный подход: знакомство с правилами поведения в обществе в словесной и наглядно-игровой форме, решение ситуативных задач, просмотр кино- и видеоматериалов.

Цели:

Совершенствование различных компетенций учащихся с целью гармоничного развития свободной и активной личности

Задачи:

  • знакомство с историей возникновения хороших манер, правилами этикета, с обычаями и традициями разных стран, расширение кругозора;
  • активизация познавательной деятельности, развитие логического мышления, внимания, речи, развитие творческого воображения и чувства юмора,  развитие в ребенке воспитанности, любознательности, активного отношения к миру и творческого воображения, развитие чувства коллективизма через командные игры,
  • обучение основным правилам поведения в коллективе.

Используемые приемы и методы:

  • словесно-наглядные: рассказ, объяснение, показ;
  • практические: АМО (активные методы обучения): дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач.

Этапы и формы проведения программы:

  1. Беседа о слове “Здравствуйте”.
  2. Викторина о хороших манерах.
  3. Игры, конкурсы.
  4. Решение игровых ситуаций.
  5. Просмотр кинофильма (отрывки из мультфильмов (“За щелчок”, “Малыш и Карлсон”, “Винни Пух”), кинофильм “Как вести себя в гостях”).

Сценарий программы:

Здравствуйте, дорогие ребята!

Сегодня мы узнаем что-то новое и интересное о волшебном слове “Здравствуйте!”

Ежегодно, 21 ноября, отмечается Всемирный день приветствий. Придумали его 2 брата-американца Майкл и Брайан Маккормак из штата Небраска. Случилось это в 1973 году, в самый разгар холодной войны, в знак протеста против усиления международной напряженности.

По их мнению, люди, приветствуя друг друга, способствуют миру на нашей планете. Как вы думаете, почему? Если вам трудно ответить на этот вопрос, попробуйте разобраться, что означает слово “здравствуйте”.

Здравствуй – это пожелание, просьба – будь здоров. А когда человек здоров, то у него хорошее настроение, он весел, жизнерадостен. Когда мы здороваемся, то вольно или невольно желаем друг другу что-то хорошее. А если вокруг будет много здоровых, счастливых людей, то и мир вокруг нас будет добрым и счастливым.

Сегодня более 140 стран участвуют в этом празднике-игре. Смысл праздника – в течение дня от всей души поприветствовать не менее 10 человек. Главное – искренне, от души. Поэтому вы тоже можете стать участниками этой игры и сказать добрые слова при встрече с близкими и друзьями и знакомстве с новыми людьми. И будет очень хорошо, если такая игра превратится в норму вашего поведения в обществе. Как же можно поздороваться с человеком при встрече?

  • приветствия с помощью слов, которыми вы пользуетесь в жизни: привет, здравствуй, доброе утро, добрый день, рад тебя видеть, салют, добрый вечер, приятно познакомиться, очень рад знакомству;
  • приветствия на различных языках: здоровеньки булы, шалом, салам алейкум, гуд монинг, гутен морген; бонжур;
  • приветствия с помощью жестов: рукопожатие, кивок головой, поднять руку и помахать, поцелуй руки, снятие головного убора, военные отдают честь, прикладывая руку к фуражке, объятия, если люди давно не виделись.

Конкурс: “Поздоровайся со мной!”

Ведущий просит каждого поздороваться с ним с помощью слов и жестов. Участники конкурса разыгрывают следующие ситуации:

  • нужно поздороваться с ведущим, всем своим видом показывая пренебрежение, нежелание общаться,
  • участник должен поздороваться так, чтобы ведущий почувствовал его расположение и доброжелательность.

И участники, и наблюдающие за ситуацией должны понять, что при встрече необходимо не только поздороваться, но обязательно посмотреть на человека, улыбнуться, отчетливо, внятно произнести слова приветствия.

Владимир Солоухин когда-то сказал: “А ведь у людей в распоряжении есть еще и улыбка. Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: глаза – смотреть, ноги – ходить, рот – поглощать пищу, – все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы ее никогда бы даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было просто, радостно и легко. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет”. Поэтому не забывайте приветствовать людей еще и улыбкой. Когда вы разговариваете с кем-то, вы можете выразить жестом, взглядом, улыбкой свое отношение к нему.

Но самому человеку улыбка, конечно же, тоже очень нужна. Не случайно существует поговорка: от улыбки человек становится красивее.

Конкурс: “Поздоровайся с другом!”

Несколько пар ребята должны поприветствовать друг друга, каждая новая пара должна использовать разные формы приветствий с помощью слов и жестов (мальчики могут надеть различные головные уборы, девочки могут взять в руку веер и т.д.)

Конкурс: “Пословицы о приветствиях, встречах и гостеприимстве”

(Ведущий произносит начало пословицы, участники – ее продолжение)

По одежке встречают …(по уму провожают)

Каков привет …(таков ответ)

Приветливое слово… (гнев побеждает)

Доброе слово …(и кошке приятно)

Не дорог обед… (дорог привет)

Ласковое слово лучше…(мягкого пирога)

Своего спасибо не жалей, а чужого (не жди)

От доброго слова язык … (не усохнет)

В глубокой древности, когда люди еще не умели говорить, они иногда встречались друг с другом в лесу и что-то бурчали вместо приветствия. (Некоторые люди так делают и сейчас, но это очень невоспитанно).

Охотники на мамонтов вежливо поднимали копье или каменный топор и обменивались двумя словами. Здоровались и жители Египта, когда строили свои пирамиды, и индусы, и греки, и татары. Рабы приветствовали своих господ, господа дам, подданные рыцарей, рыцари – королей.

Стоило одному встретить другого, он его приветствовал: кто-то потому, что так было принято, кто-то из вежливости, другие – из уважения. Так люди и до сих пор здороваются.

А если человек не поздоровался – это очень плохо. А если не ответил на приветствие – еще хуже. Уклониться от приветствия или не ответить на него во все времена и у всех народов считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим. Ведь в поклоне, в коротких словах привета заключено очень большое и важное содержание: “Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и желаю тебе всего самого доброго: здоровья, мира, веселья, счастья”. Вот что означает простое, обыкновенное ЗДРАВСТВУЙТЕ.

Итак, ЗАПОМНИ!

  • При знакомстве нужно поздороваться и представиться.
  • Лучше полностью назвать свое имя и фамилию
  • После знакомства принято улыбнуться и сказать несколько вежливых фраз: приятно познакомиться, очень рад знакомству.

Об этом удивительном слове поэт Владимир Солоухин написал стихотворение “Здравствуйте”:

Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем незнакомы: “Здравствуйте!”
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто “здравствуйте”, больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Вот видите, вы поздоровались – и “на капельку радостней сделалась жизнь”.

Правда, многое зависит еще и от того, как вы поздоровались. Один мальчик жаловался, что с “этими здоровканьями – одни неприятности”. “Я, – говорит, – уже скоро нервный от них стану. Я на улице только и верчу головой, чтоб кого знакомого не пропустить. Как увижу, “здрасьте!” кричу. И мне же еще выговор делают: “До чего ты, Кеша, некультурный – просто ужас!”

Но вы бы видели, как Кеша здоровается. Бежит Кеша по переулку: руки в карманах, кепка на глаза нахлобучена, воротник поднят, ноги консервную банку подфутболивают. Навстречу ему школьная медсестра. Он на бегу бодро прокричал не то “дрась”, не то “брысь” и помчался вперед. А она только руками развела и тяжело вздохнула: “Учат их, учат, а толку мало”. Нет, поздороваться с человеком так, чтобы “на капельку солнца прибавилось в мире”, тоже надо уметь.

Обращали ли вы внимание, со сколькими оттенками можно произнести простое слово “здравствуйте!” В одном случае оно звучит тепло, в другом – официально, в третьем – холодно, в четвертом – иронично, в пятом – вопросительно и т.д. Все зависит от ситуации и от воспитанности человека.

Конкурс: “Разноцветное слово “здравствуйте”

Ребятам предлагается произнести слово “здравствуйте” со множеством разных оттенков голоса, в зависимости от интонации слово “здравствуйте” может прозвучать:

  • официально (сухо, строго, по-деловому)
  • весело, по-дружески
  • вопросительно (испуганно, недоверчиво)
  • пренебрежительно (без желания общаться)
  • грустно, печально
  • уважительно (с почтением, с поклоном)
  • доброжелательно, бодро (оптимистично, в хорошем настроении)

В разные времена и в разных странах здороваются по-разному.

??? Почему военные, здороваясь, поднимают руку к шапке или фуражке?

Послушайте такую историю. В давние времена рыцари были закованы в латы, а на головах носили шлемы с опущенным забралом. Здороваясь, они хотели видеть, кого они приветствуют. Поэтому и поднимали забрало. Рабы в Древнем Риме, встречая господина, должны были снимать шапку, чтобы показать бритую голову – знак рабства. Ну, а мушкетеры? Если бы они кланялись в своей широкополой шляпе, украшенной перьями, то даже носа не было бы видно. Поэтому они стали снимать шляпу элегантным движением.

??? Кто знает, как приветствуют люди друг друга в разных странах?

- Русские – обнимаются и целуют друг друга в обе щеки.

- Китайцы – кланяются друг другу.

- Эскимосы выражают свое уважение и почтительность, высовывая язык во все стороны (но вам, конечно, никто не поверит, что вы эскимосы, если вдруг где-то, встретив знакомого, вы высунете язык, вряд ли ваш знакомый захочет поздороваться с вами в следующий раз).

- Монголы спрашивают, здоров ли ваш скот? Ведь стадо для монгола-кочевника – основа его жизни. Здоровы животные, значит, хватает еды и, соответственно, все благополучно в семье. Вот и получается: пожелать здоровья четвероногому кормильцу – все равно, что пожелать здоровья самому скотоводу.

- Самыми забавными и по сегодняшний день остаются приветствия африканских племен. Словами “я тебя вижу” обмениваются при встрече зулусы. Акамба в Кении в знак глубокого уважения плюет на встречного. В знак приветствия арабы скрещивают руки на груди, туркмены засовывают руки в длинные рукава. Египтяне раньше интересовались: “Хорошо ли вы потеете?”, а папуасы предлагали: “Дай я тебя всего обнюхаю!”

- У некоторых индейских племен принято при виде незнакомого человека сидеть на корточках до тех пор, пока тот не приблизится и не заметит этой миролюбивой позы. Иногда для приветствия они снимают обувь.

- Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку они закладывают за ухо и еще высовывают язык.

- Индийцы складывают ладони лодочкой и склоняют голову.

- Японцы предпочитают поклоны.

Существует забавная история о происхождении хороших манер.

Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с краю, мерзли. Ежи никак не могли отыскать “золотую середину” – то они кололи друг друга иглами, то замерзали, то сталкивались, то разбегались по углам. А потом договорились: уступать друг другу. Погрелся в середине – иди на край. И снова жди своей очереди. Может быть, хорошие манеры – это “золотая середина”, которую нашли люди для удобства общения? Сложившиеся правила поведения помогают людям понять друг друга, позволяют избежать конфликтов, натянутости в отношениях. По тому, как человек держится, как он ходит, садится, ест, как держит руки, какие слова произносит, судят об уровне культуры. Этикет – это молчаливый язык, с помощью которого можно многое сказать и многое понять, если уметь видеть. Этикет нельзя заменить словами.

Человек может говорить приятные слова, а его жесты, поведение говорят о его невоспитанности, могут даже оскорбить человека.

Этикет – это свод определенных правил: как поздороваться, как вступить в разговор, как вести себя за столом, как делать подарки. Этикет позволяет поступать уважительно, доброжелательно, с доверием к людям.

Каковы основные правила приветствия?

1. Куда бы ни пришел вежливый человек: в школу, домой, в гости, – он всегда поздоровается. Даже тогда, когда он входит в кабинет к зубному врачу. А самое главное, он всегда поздоровается первым и сделает это сразу же.

2. Когда входишь в дом, в театр, музей, снимай головной убор (обязательное правило для мальчиков, юношей, мужчин).

3. Вежливый человек всегда пожмет протянутую руку. Но не забудьте: поздороваться нужно первым, но руку протянуть сами мы не можем, это право взрослых. Пожимая руку, не надо стараться при этом показывать всю свою силу. Нельзя ни в коем случае здороваться сидя, нужно встать. Пожимая руку, мы не косимся по сторонам, а смотрим прямо в глаза тому, с кем здороваемся.

4. Если на улице холодно и у вас на руках перчатки, что делать?

5. Нельзя протягивать руку в перчатке тому, кто без перчаток. Но если взрослый в перчатках, то вы тоже можете их не снимать.

Вот история происхождения правила снимать перчатки. Уезжая из дома в дальний путь, рыцарь обязательно надевал на себя тяжелые латы, железные рукавицы, железный шлем с забралом, закрывая им лицо. Но вот на пути дом, где живет добрый человек. Переступая порог, странствующий рыцарь снимает шлем и держит его в руке. “Я тебя не опасаюсь, – говорит он этим жестом, – моя голова открыта, потому что я доверяю тебе”. А сняв железную рукавицу, человек показывает, что в его ладони не спрятано оружие. Да к тому же в железной рукавице непросто было пожать руку.

Конкурс: “Познакомься”

Представьте, что вы – отличник, хулиган, спортсмен, рыцарь.

Вы пришли в новый класс. Вам надо познакомиться.

Конкурс: “Найди ошибки!”

  1. Ученик подходит к взрослому (руки в карманах, жует) и говорит “Здравствуйте!”
  2. Мальчик сидит дома на диване и смотрит телевизор. Входит мамина знакомая. Мальчик, повернувшись, говорит “Привет!” и поворачивается обратно к телевизору. (Мальчик должен встать, подойти к гостье, сказать “здравствуйте, тетя Маша!”, предложить сесть, узнать, не мешает ли ей телевизор.)
  3. Вы идете с товарищем по улице. Он поздоровался с человеком, которого вы не знаете, и приостановился, чтобы спросить как дела? Вы, не здороваясь и не останавливаясь, пошли дальше. (Если здоровается ваш товарищ, следует поздороваться и вам. Надо пройти немного в сторону, чтобы не мешать беседе, и остановиться, чтобы подождать товарища.)
  4. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них вы видите своего классного руководителя. Проходя мимо, вы вежливо с ним здороваетесь: “Здравствуйте, Мария Петровна!”   (Обязательно надо поздороваться со всеми учителями, а на Марию Петровну можно выразительно посмотреть, улыбнуться или чуть-чуть склонить голову).
  5. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. “Привет, Коля, Леха, Андрюха!” – закричали вы на весь автобус и начали проталкиваться вперед, бурча под нос, что все мешают. (Если вы увидели знакомых в автобусе, в библиотеке, на другой стороне улицы, то следует их поприветствовать, при условии, что они вас заметили. Кричать во весь голос, так, что люди начинают в испуге оборачиваться, не стоит. Вы можете помахать им рукой, улыбнуться, слегка поклониться.)

Игровое задание: “Разыграем ситуацию” (см. Приложение)

Шуточные вопросы

1. В каком кармане брюк, в правом или в левом, не следует держать руку в присутствии старших? (Держать обе руки в карманах брюк ни в коем случае нельзя, даже в присутствии своих ровесников. Девочке тоже не подобает держать руки в карманах брюк, во всяком случае во время разговора. В крайнем случае, допустимо держать одну руку в кармане пиджака, но лучше время от времени ее оттуда извлекать.)

2. Где можно громко зевнуть: дома, в классе или в обществе малознакомых людей? (Совершенно неприличен громкий зевок не только в обществе малознакомых людей, но и в классе, дома. Воспитанный человек вообще постарается воздержаться от зевка. Можно зевнуть “внутрь”, но осторожно, главное, незаметно.)

3. Если при разговоре, в гостях, за столом вы не знаете, куда деть руки, что можно теребить: галстук, пуговицы, рукав партнера, заплетать в косички кисти скатерти? (Их нельзя теребить, надо положить руку на колени, но ни в коем случае не на стол, особенно локти.)

4. Если вам надо сосредоточиться, что лучше делать? Ерошить волосы на затылке, почесываться, щелкать суставами на пальцах, постоянно что-нибудь “мурлыкать”? (Ничего)

5. Вы находитесь в магазине. Вам надо узнать у продавца, сколько стоят яблоки.

Как лучше к нему обратиться:

- продавец, сколько стоят яблоки?

- гражданин, сколько стоят яблоки?

- тетенька, сколько стоят яблок?

(Извините, пожалуйста, сколько стоят яблоки? Простите, сколько стоят яблоки? Скажите, пожалуйста, сколько стоят яблоки?)

Обращение должно быть вежливым. К знакомым взрослым надо обращаться по имени и отчеству. Обращение ТЕТЯ, ДЯДЯ – только для твоих родственников.

Если ты не знаешь имени человека, к которому обращаешься, начни фразу со слов: ИЗВИНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, БУДЬТЕ ДОБРЫ, БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ, СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА.

Близким людям, друзьям говори ТЫ, взрослым – ВЫ. Обращение к человеку на ТЫ или ВЫ зависит от его возраста.

??? Кому можно говорить ТЫ? – маме, папе, другу, сестре, брату, дедушке, бабушке, тете, дяде.

??? К кому надо обращаться на ВЫ? – к соседу, воспитателю, учителю, врачу, незнакомому человеку.

6. Идут рядом мальчик и девочка. Впереди скользкая, грязная тропинка, дорога незнакомая. А идти страшновато. Да еще корова стоит впереди. Мальчик говорит девочке: “Проходи вперед, я тебя пропускаю”.

(Если впереди узкая дорожка, мальчик должен пропустить девочку вперед. Но если дорожка скользкая, грязная, незнакомая, то мальчик должен пройти вперед и подать руку девочке, поддержать ее, пойти вперед, проверить, все ли в порядке).

7. Прибегает Ваня к товарищу домой – на прогулку позвать – и говорит: “Алеша дома?” (Первое, что надо сказать, – здравствуйте!)

Игры. Викторина. Сказочные вопросы (см. Приложение 1)

Игры. Викторина. Сказочные вопросы (см. Фотографии)