Цели:
- ввести понятие сферы, шара, их элементов
- вывести уравнение сферы в заданной системе координат
- формировать навык решения задач по данной теме
Ход урока
1. Орг момент (настрой на работу)
2. Тест (С/К – оценки выставляются в лист оценок <Рисунок 1>
Ф.И. учащегося | Тест (с/к) | НМ: работа с учебником (в/к) | Тест (к/у) | Итого |
- Какая фигура получается в сечении конуса плоскостью, проходящей через ось конуса? (равнобедренный треугольник)
- Какая фигура получается в сечении цилиндра плоскостью, проходящей перпендикулярно оси цилиндра? (круг)
- Что представляет собой сечение конуса плоскостью, параллельной двум образующим конуса?
- Какая фигура получается в сечении цилиндра плоскостью, проходящей через ось цилиндра? (прямоугольник)
- Какая фигура получается в сечении цилиндра плоскостью, проходящей перпендикулярно оси конуса? (круг)
3. Изучение НМ: Подходим к теме урока: тема урока состоит из двух слов:
Первое слово: Определить вид выражений (в ед. числе) <Приложение 1>
Второе слово: решить кроссворд (в центре получится второе слово) <Рисунок 2>
- Утверждение, принимаемое без доказательства.
- Древнегреческий ученый (VI в. до н. э.)
- Утверждение, которое нужно доказать
- Отрезок, соединяющий центр окружности с любой точкой окружности
- Отрезок, который опускается из вершины многоугольника под прямым углом к стороне
Получили тему урока
Уравнение сферы.
Работа по учебнику:
- Определение сферы: стр. 140, найти определение сферы, записать в тетрадь, сделать чертеж, показать на чертеже центр, радиус.
- Определение шара: стр. 142, найти определение шара, записать в тетрадь.
- Подумать, чем отличается шар от сферы. Сделать вывод.
- Уравнение сферы: прочитать п. 65 учебника, определить, какой формулой пользуются при выводе уравнения сферы, почему. Записать уравнение сферы.
- Рассмотреть случаи взаимного расположения сферы и плоскости:
1) d < R, сделать вывод, записать в тетрадь
2) d = R, сделать вывод, записать в тетрадь
3) d > R, сделать вывод. записать в тетрадь.
Все пункты в конце работы учащихся по учебнику проговариваются, исправляются ошибки
4. Закрепление НМ:
№ 573 а)
№ 574 а) по тому же чертежу – самостоятельно – проверить (В/К) выставить в лист оценок
№ 580 (по готовому чертежу)
5. Подведение итогов: Карточки: Заполните пропуски (К/У)
- Шар - это тело, ограниченное _________________ .
- Если d = R, то сфера и плоскость _______________________ .
- Расстояние от центра до любой точки сферы называется ________________ .
- В прямоугольной системе координат уравнение сферы радиуса R с центром С (х0, у0, z0) имеет вид: _____________________________________________ .
- Написать уравнение сферы радиуса R =5 и центром в
точке А(-3,0,1)
(х + __)2 + (у + __)2 + (z + __)2 = ___ .
Пока ученики записывают ДЗ, учитель проверяет карточки, вносит отметку в лист оценок, выводит средний балл за урок.
ДЗ: п. 59, 60, 1 уровень: № 573б), 586б) 2 уровень: № 577в), 581