Ожидаемые результаты:
- формирование грамотности языка через сравнение слов в тексте с эталоном;
- умение быстро ориентироваться в тексте;
- воспитание умения чувствовать, понимать и любить красоту родной природы.
Продолжительность занятий: 40 мин.
Материалы и оборудование, необходимое для проведения занятий:
№ п/п | Ход занятия (формы и методы) |
Содержание | Время | Организационно-методические примечания |
I | Организационный момент | Слышите, звенит звонок, Говорит:”Начнем урок!” - Добрый день, начнем наш урок русского языка. |
1 мин | Создание эмоционального фона |
II | Постановка темы и целей урока | - Отгадайте загадку:
(Береза) /слайд 1/ - Молодцы! А по каким признакам вы узнали, что это береза? - Сегодня мы с вами познакомимся с русской красавицей поближе и тема нашего урока: “Люблю березку русскую”. /тема на слайде 1/ - На уроке мы будем думать и размышлять, придумывать красивые слова, составлять предложения. /На доске: План.
|
1 мин. | Фронтальный опрос |
III 1. 2. 3. 4. 5. |
Словарная работа Фронтальный опрос. Работа в парах Слушание Работа в парах Творческая работа Игра со словами |
1. / На доске: береза./ - Произнесите это слово. Сделайте транскрипцию [б'ир'оза]. Какой звук слышим после [б].? - Объясните, что такое береза. Давайте обратимся к толковому словарю. Береза - лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями. А теперь послушайте, что написано об этом дереве в книге Э.Успенского “Почему не иначе” /слайд 2/ Береза. Это дерево ми считаем нашим, русским. Оно восходит к корню "bhe" [бе], означавшему "блеск", "белизна". Ведь ее кора - береста - носит название, связанное с тем же корнем. Слов "береза" образовано от того же корня, что и слово "белый", и дерево так названо по белому стволу коры. Какую же букву, как подсказывает эта история, нужно запомнить и писать в первом слоге? /на слайде 2 "бЕреза/" Что это ? /слайд Береза/ - Запишите это слово. Подберем однокоренные слова. /слайд 3. Показ рис.Проверка/ Маленькая береза — березка. Березовая роща Гриб, который растет под березой — подберезовик Молодой березовый лес — березняк - Как назвать все эти слова? - Выделите корень. Какими словами вы бы описали березку? Запись. Береза /какая?/ стройная, белоствольная, русская, кудрявая, раскидистая. Составим словосочетания. /слайд 5/ За березу спрятаться На березу залезть Под березой сидеть С березы упасть |
10 мин 2 мин. 1 мин. 2 мин. 3 мин. 2 мин. |
Каждая пара работает с толковым
словарем Один участник работает на доске. Заданием пар является подбор однокоренных слов. Развитие речи уча-щихся, обогащение их словарного запаса Объединение уча-щихся в группы по 4 чел. Заданием групп-пы является правиль-ное точное употреб-ление слова в речи |
IV 1. 2. 3. 4. |
Работа с текстом Работа по карточкам Прочитайте пословицу. Работа с деформированным текстом по карточкам в парах. Работа по карточкам. Индивидуальная работа |
- Ни в одной стране нет столько берез,
как у нас. Мила она русскому человеку. А вы знаете,
почему это дерево называют "чудо-сеялкой"? Учитель читает текст. - Прочитайте текст. Самостоятельно. Ранней осенью летят неисчислимые эскадрильи двукр-ылых семян-самолетиков. Около 5000 таких семян в 1 грамме, а ведь на гектаре березы "высеивают" их до 150 кг. Вот и выходит, что до 750 миллионов березовых семян разлетаются ежегодно. Почему же ее назвали чудо-сеялкой? Когда начинают семена свой полет? Как вы думаете, из всех ли семян вырастают деревья - наши русские красавицы? И у березки слезки текут, когда с нее кору дерут. Запишите. Объясните смысл этой пословицы. Ребята, расставьте предложения так, чтобы получился текст. /слайд 6/ - Для этого установите, что было сначала, далее, в конце текста. - Проверим. Взаимоконтроль. /слайд/ Прочитайте выразительно, передавая то чувство, которое вы испытываете при чтении. - Дерево, пораненное ради ми-нутной прихоти, начинает бол-еть: поражается его внутренняя часть ствола. Много сока выпус-кать из березы нельзя, она засохнет. Угостила тебя береза плотно заделай отверстие. Любит наш народ свою красавицу и за красоту ее, и за пользу, которую она приносит. А вы знаете, какую пользу приносит береза? Расставив знаки препинания в конце предложений, вы узнаете, в чем же ее польза. Березовые дрова — лучшее топливо. Из почек изготавли-вают лекарства. Из ее ветвей делают веники и метлы. Береза - это качественная фанера, мебель, лыжи, посуда. Русская красавица — это метиловый спирт, уксус, ацетон, зеленая и желтая краски для различных тканей. А ее береста - природная бумага, на ней писали наши предки. Сегодня из бересты делают туеса. |
20 мин 5 мин. 3 мин. 7 мин. 5 мин. |
Самостоятельное чтение. Фронтальный
опрос. Смысловое, сознательное чтение текста. Ответы на вопросы по содержанию. Установление уча-щимися связей меж-ду предложениями, обобщение этих связей, умение видеть мотивы поведения. Учащиеся самостоя-тельно работают с деформированным текстом. Делают выводы. Самооценка. |
V | Домашнее задание | - Найдите загадки и пословицы о березе, запишите текст из 3 предложений и узнайте, когда так говорят: "Дать березовой каши" (когда хотят наказать, выпороть, высечь). | 1 мин. | Творческая поисковая работа учащихся. Использование дополнительной литературы. |
VI | Подведение итога Фронтальный опрос |
- Выполнили ли мы план урока? - Что нового для себя вы узнали? - Какой важный вывод вы сделали на уроке? /слайд 9/ У красы-березки платье серебристое. У красы-березки зеленые косицы. Охранять березку станем мы гурьбою, Чтоб краса-березка Выросла большою! |
2 мин | Мотивация учащихся |