Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению "Люблю березку русскую"

Разделы: Начальная школа


Ожидаемые результаты:

  • формирование грамотности языка через сравнение слов в тексте с эталоном;
  • умение быстро ориентироваться в тексте;
  • воспитание умения чувствовать, понимать и любить красоту родной природы.

Продолжительность занятий: 40 мин.

Материалы и оборудование, необходимое для проведения занятий:

Презентация

№ п/п Ход занятия

(формы и методы)

Содержание Время Организационно-методические примечания
I Организационный момент Слышите, звенит звонок,

Говорит:”Начнем урок!”

- Добрый день, начнем наш урок русского языка.

1 мин Создание эмоционального фона
II Постановка темы и целей урока - Отгадайте загадку:

В белом сарафане
Встала на поляне
Летели синицы,
Сели на косицы.

(Береза)

/слайд 1/

- Молодцы! А по каким признакам вы узнали, что это береза?

- Сегодня мы с вами познакомимся с русской красавицей поближе и тема нашего урока:

Люблю березку русскую”.

/тема на слайде 1/

- На уроке мы будем думать и размышлять, придумывать красивые слова, составлять предложения.

/На доске: План.

  1. Будем учиться писать грамотно слова и словосочетания.
  2. Работать с текстом.
  3. Расширим свои знания об окружающей нас природе.
1 мин. Фронтальный опрос
III

1.

2.

3.

4.

5.

Словарная работа

Фронтальный опрос.

Работа в парах

Слушание

Работа в парах

Творческая работа

Игра со словами

1. / На доске: береза./

- Произнесите это слово.

Сделайте транскрипцию

[б'ир'оза]. Какой звук слышим после [б].?

- Объясните, что такое береза. Давайте обратимся к толковому словарю.

Береза - лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями.

А теперь послушайте, что написано об этом дереве в книге Э.Успенского “Почему не иначе”

/слайд 2/

Береза. Это дерево ми считаем нашим, русским. Оно восходит к корню "bhe" [бе], означавшему "блеск", "белизна". Ведь ее кора - береста - носит название, связанное с тем же корнем.

Слов "береза" образовано от того же корня, что и слово "белый", и дерево так названо по белому стволу коры. Какую же букву, как подсказывает эта история, нужно запомнить и писать в первом слоге?

/на слайде 2 "бЕреза/"

Что это ? /слайд Береза/

- Запишите это слово. Подберем однокоренные слова.

/слайд 3. Показ рис.Проверка/

Маленькая береза — березка.

Березовая роща

Гриб, который растет под березой — подберезовик

Молодой березовый лес — березняк

- Как назвать все эти слова?

- Выделите корень.

Какими словами вы бы описали березку? Запись.

Береза /какая?/ стройная, белоствольная, русская, кудрявая, раскидистая.

Составим словосочетания.

/слайд 5/

За березу спрятаться

На березу залезть

Под березой сидеть

С березы упасть

10 мин

2 мин.

1 мин.

2 мин.

3 мин.

2 мин.

Каждая пара работает с толковым словарем

Один участник работает на доске. Заданием пар является подбор однокоренных слов.

Развитие речи уча-щихся, обогащение их словарного запаса

Объединение уча-щихся в группы по 4 чел. Заданием групп-пы является правиль-ное точное употреб-ление слова в речи

IV

1.

2.

3.

4.

Работа с текстом

Работа по карточкам

Прочитайте пословицу.

Работа с деформированным текстом по карточкам в парах.

Работа по карточкам. Индивидуальная работа

- Ни в одной стране нет столько берез, как у нас. Мила она русскому человеку. А вы знаете, почему это дерево называют "чудо-сеялкой"?

Учитель читает текст.

- Прочитайте текст. Самостоятельно.

Ранней осенью летят неисчислимые эскадрильи двукр-ылых семян-самолетиков. Около 5000 таких семян в 1 грамме, а ведь на гектаре березы "высеивают" их до 150 кг. Вот и выходит, что до 750 миллионов березовых семян разлетаются ежегодно.

Почему же ее назвали чудо-сеялкой?

Когда начинают семена свой полет?

Как вы думаете, из всех ли семян вырастают деревья - наши русские красавицы?

И у березки слезки текут, когда с нее кору дерут.

Запишите. Объясните смысл этой пословицы.

Ребята, расставьте предложения так, чтобы получился текст.

/слайд 6/

- Для этого установите, что было сначала, далее, в конце текста.

- Проверим. Взаимоконтроль.

/слайд/

Прочитайте выразительно, передавая то чувство, которое вы испытываете при чтении.

- Дерево, пораненное ради ми-нутной прихоти, начинает бол-еть: поражается его внутренняя часть ствола. Много сока выпус-кать из березы нельзя, она засохнет. Угостила тебя береза плотно заделай отверстие.

Любит наш народ свою красавицу и за красоту ее, и за пользу, которую она приносит. А вы знаете, какую пользу приносит береза?

Расставив знаки препинания в конце предложений, вы узнаете, в чем же ее польза. Березовые дрова — лучшее топливо. Из почек изготавли-вают лекарства. Из ее ветвей делают веники и метлы. Береза - это качественная фанера, мебель, лыжи, посуда. Русская красавица — это метиловый спирт, уксус, ацетон, зеленая и желтая краски для различных тканей. А ее береста - природная бумага, на ней писали наши предки. Сегодня из бересты делают туеса.

20 мин

5 мин.

3 мин.

7 мин.

5 мин.

Самостоятельное чтение. Фронтальный опрос. Смысловое, сознательное чтение текста.

Ответы на вопросы по содержанию.

Установление уча-щимися связей меж-ду предложениями, обобщение этих связей, умение видеть мотивы поведения.

Учащиеся самостоя-тельно работают с деформированным текстом.

Делают выводы. Самооценка.

V Домашнее задание - Найдите загадки и пословицы о березе, запишите текст из 3 предложений и узнайте, когда так говорят: "Дать березовой каши" (когда хотят наказать, выпороть, высечь). 1 мин. Творческая поисковая работа учащихся.

Использование дополнительной литературы.

VI Подведение итога

Фронтальный опрос

- Выполнили ли мы план урока?

- Что нового для себя вы узнали?

- Какой важный вывод вы сделали на уроке?

/слайд 9/

У красы-березки платье серебристое.

У красы-березки зеленые косицы. Охранять березку станем мы гурьбою,

Чтоб краса-березка

Выросла большою!

2 мин Мотивация учащихся