Использование проектной деятельности на уроках в начальных классах

Разделы: Начальная школа


В современной педагогике проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем.

- Проектная деятельность сегодня рассматривается как основа обучения и развития активной творческой личности.

- Работа над проектами должна быть ориентированна на развитие познавательных интересов, исследовательских умений, на углубление и расширение знаний, на формирование таких качеств мышления, как целесообразность, конструктивность, вариативность, критичность.

- В процессе проектной деятельности дети приобретают социальную практику за пределами школы.

Что является критериями успеха работы над проектом?

  • достигнут конечный результат.
  • создана активная команда участников проекта, способная продолжать работу в будущем.
  • результат проекта может быть использован другими коллективами.

Информация о проекте широко распространена.

Затронуты все аспекты: природный, социальный, экономический.

Получено удовольствие от своей деятельности.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.

По затратам времени метод проектов является довольно трудоёмким; можно выделить краткосрочные (2 - 6ч), среднесрочные (12 - 15 ч), долгосрочные (четверть, полугодие, год) проекты, требующие времени для поиска материала его анализа т.д.

В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают исследовательские, творческие, информационные и практикоориентированные проекты.

Этапы проектной деятельности располагались в следующем порядке.

1. Выбор темы.

2. Сбор сведений.

3. Выбор проекта.

4. Реализация проекта.

5. Презентация.

Выбор темы.

Работу над темой начинали с её выбора. Так как тема выбирается одна на всех, то она должна быть достаточно ёмкой, чтобы в ней можно было выделить разных подтем по интересам детей

Коллективный выбор детьми единой на всех темы может и должен регулироваться учителем (наводками и подсказками).

Совершенно иная картина с выбором подтем – здесь уже дети делали личный выбор того, что им интересно.

На данном этапе работы над проектом у детей формируются следующие коммуникативные умения:

  • спрашивать и задавать вопросы учителю,
  • отстаивать свою точку зрения и выслушивать мнение других детей,
  • аргументировать.

Сбор сведений. Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирали интересующие их сведения, фиксировали их и готовили к использованию в проектах. Основные виды представления информации – это записи, рисунки, вырезки или ксерокопии текстов и изображений.

Во время работы над темой дети учились находить интересующую их информацию, систематизировано хранить и использовать её.

Основная задача учителей на этапе сбора сведений по теме – это направлять деятельность детей на самостоятельный поиск информации.

В качестве источников информации выступали: книги, классные библиотеки, экскурсии, родители.

Завершался сбор сведений размещением всей найденной информации в одной информационной папке. Особая роль информационной папки связана с возможностью хранения с её помощью всего объёма информации, собранной детьми, и, следовательно, с сохранением работы каждого ребёнка по поиску информации. На этом этапе у детей формировались умения работать с другими источниками информации, работать с текстом, обобщать, выделять главное.

Выбор проекта.

После завершения этапа сбора информации учитель предлагал детям принять участие в реализации проекта. При этом он знакомил детей с множеством проектов, которые можно выполнить по изучаемой теме, предоставляя детям возможность самим придумать свои проекты. Составляя список проектов, ориентировались на местные условия и предоставляли детям разнообразные виды деятельности.

Дети работали индивидуально. Помощь оказывали родители и учитель.

В коллективных проектах дети выступали как “специалисты” по выбранным ими ранее аспектам темы.

Понятно, что при определении видов деятельности при работе над темой и при их выборе детьми учитывались те умения, которые у них есть к этому моменту. На этом этапе учащиеся приобретают следующие умения: простоту и чёткость речевого высказывания, умение вступать в контакт с партнёром и собеседником, умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания.

Реализация проекта.

На этом этапе дети готовили выбранные ими проекты, сочетая действия в школе (возможно, на некоторых уроках и после уроков) и вне школы. Взрослые помогали только в случае острой необходимости, если есть опасение, что ребёнок переоценил свои силы и может не справиться с выбранным проектом.

Принципы работы над проектом.

Каждый ребёнок имеет право:

- не участвовать ни в одном из проектов;

- участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях;

- выйти в любой момент из любого проекта;

- в любой момент начать свой, новый проект.

Презентация.

Каждый проект и этап проекта доведён до успешного завершения, оставляя у ребёнка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогал детям соизмерять свои желания и возможности.

После завершения работы над проектом детям представилась возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.

В долгосрочных проектах выделялись промежуточные этапы, по результатам которых дети получили положительное подкрепление. Некоторые проекты являются как бы “самопрезентующимися” - это спектакли, концерты, живые газеты.

В данном проекте решались многие задачи, которые влияют на гармоничное развитие личности ребёнка. Затрагиваются вопросы экологии, обогащаются литературоведческие, природоведческие знания. Развивается эстетический вкус в восприятии художественных произведений, творческих работ ребят. Развиваются трудовые и искусствоведческие навыки.

У моих детей отмечаю рост школьной мотивации. Веду отслеживание успехов учащихся и отмечаю рост качества знаний у отдельных учащихся. Дети 3-4-х классов умеют работать самостоятельно, в группах. Они учатся ставить перед собой цель и намечать пути её реализации. Поэтому средний ученик подтягивается до сильного, а сильный становится опорой для всего класса.

Таким образом, проектная деятельность обеспечивает целостное восприятие окружающего мира, даёт толчок к самостоятельной деятельности ребят и наглядно утверждает их личностный рост

По истечению второго года внедрения этой технологии, я увидела, что дети активнее включаются в работу над проектом, умеют вовремя оставить работу , с которой не смогут справиться, перейти в другую группу.

Данная технология помогает сплочению детского коллектива, способствует повышению личностного роста ученика.

Успешным средством преодоления разобщённости семьи и школы является совместная проектная деятельность. Она создаёт ситуацию успеха, радости, удовольствия, способствует формированию у ребёнка положительной самооценки: “Я сам!”, “Я смог!”, “Я знаю!”.

Единение детей и взрослых на основе общих интересов делает их равноправными участниками общения, между которыми складываются доверительные отношения.

Тема урока окружающего мира: Занятия горожан в старину

Задачи урока:

  • сформировать понятия “ремесло”, “ремесленник”, познакомить со старинными профессиями: кузнец, гончар, плотник, стеклодув; с различными видами художественной росписи предметов быта;
  • развивать творческие способности, эстетический вкус;
  • воспитывать уважение к мастерам своего дела, к людям труда, гордость за свой талантливый народ, желание приобщиться к старинному ремеслу.

Оборудование:

  • изделия кузнечного, гончарного, стеклодувного, плотницкого ремесла, предметы с росписью;
  • таблички с надписями: гончар, кузнец, стеклодув, плотник, мастер по художественной росписи;
  • слайды с изделиями ремесленников и мастеров художественной росписи.

1. Оргмомент.

Прозвенел звонок – начинается урок. Я желаю вам успехов.

2. Проверка домашнего задания и актуализация знаний.

- Сравните городские и сельские жилища наших предков, чем они сходны и чем различаются. - Чем занимались крестьяне? Тяжёл ли был их труд?

Работа по карточкам.

Скажите, а где брали орудия и приспособления, чтобы пахать, бороновать, косить, жать? Вот сегодня на уроке мы с вами постараемся узнать.

3. Работа с подзаголовком темы.

Рассказ учителя о ремесленниках.

Пояснение слов “ремесло”, “ремесленники”

4. Изучение нового материала.

Создание проблемной ситуации.

Распределите предметы по группам. (кочерга, коса, глиняный кувшин, разделочная доска, шкатулка, графин, банка, расписанная доска.

Когда предметы разложены, учитель называет профессии ремесленников и вывешивает таблички с надписями.

Задание: разместить картинки (открытки) под названиями профессий ремесленников.

5. Работа по учебнику.

На картине художника В.Стожарова изображены старинные веретёнца, на столе вышитый рушник, сделанный из льна, туесок, ковш. Какими ремесленниками сделаны эти изделия?

Чтение текста (о кузнецах)

Ребята, теперь мы сможем ответить на вопрос: где брали косы, сохи, бороны?

Послушайте, пожалуйста, какие интересные сведения нашли мои помощники.

1. Кратковременный проект “Занятия горожан в старину”

- “Куём во славу лет” 5 слайдов из Приложения №1 (рассказывает ученик во время показа слайдов)

И в наше время мы можем любоваться изделиями наших предков. В городе Санк-Петербурге около 300 мостов. В середине 19 века над рекой Невой начали строить мосты металлические.

Более 30 мостов признаны произведениями искусства и находятся под охраной государства. Рисунки решёток и фонарей отражают стили разных эпох. Вот эта решётка моста через реку Мойку, сооружённого в 1839-1840 годах напоминает тончайшей работы кружево…

А это сова. Изделие мастера 17 века. Надо иметь золотые руки, чтобы создать такое произведение

В Западной Европе нарасхват были замки, изготовленные из 40 деталей русскими умельцами, трёхполосные ножи из металла разной твёрдости, воинские доспехи, украшения.

Эти произведения искусства создавались в кузнице. Она стояла обычно за селом. Крышу крыли сверху брёвен землёй, чтобы пожара не случалось. Железную руду добывали из болот и озёр.

На доске вывешиваю слова ГОРН, НАКОВАЛЬНЯ. (делаем объяснение этих слов)

Чтение текста в учебнике.

2.- “Глину не мять – горшков не видать”. 4 слайда

В селе Дымково издавна занимались лепкой и росписью игрушек. В зимнее время после домашних трудов вечером садилась семья за изготовление игрушек. Кто лепит, а кто уже расписывает, а новая партия проходит обжиг в печи выходили важные и смешные “барыни”, “индюки”, “наездники”. На весенние ярмарки вывозили игрушки в города. А там их раскупали и для детей, и для взрослых, увозили далеко, по всей Руси.

Пояснение слов: гончарный круг.

Рассказ учителя о стеклодувах.4 слайда

С помощью тончайшей живописной техники из стекла создаются редкие по красоте пейзажные композиции “Верба цветёт”, декоративная композиция “Стая”.

Чтение текста учебника.

- “Сказка росписи” 10 слайдов

Первые живописные сведения о народных художественных промыслах Гжели относят к 14 веку. Гончарные изделия расписывались кобальтом. В 18 веке стали делать расписные кувшины, блюда, используя уже зелёный, синий и жёлтый цвет. Умельцы лепили и расписывали то, что нужно в быту и мило душе.

Село Жостово – старинный центр производства расписных подносов. Изготавливают подносы из листового железа. Роспись производится масляными красками на чёрном, красном или синем фонах. Мотивы росписи подносов - полевые и садовые цветы, фрукты, натюрморты, реже - пейзажные изображения.

Мастера городецкой росписи по дереву создают свои произведения в городе Городце.Сюжеты росписи на прялочных донцах брались из жизни: чаепитие, поездки на конях, сказочные цветы розаны и птица или конь.

6. Первичное закрепление.

Топор, кувшин, игрушка, доска.

Кто изготовил? Каким инструментом?

Физминутка

7. Рассказ учителя о деревьях

Чтение текста учебника.

- Отметить, какие свойства древесины ценили наши предки при изготовлении различных видов изделий.

- “Резное дерево” 5 слайдов.

Искусство резьбы по дереву, как ни одно другое искусство, не может существовать без любви к природе, без понимания красоты дерева. Древесина каждой породы имеет свои особые качества и мастера их знают и используют их при создании своих чудесных творений.

Древесина вяза и ольхи обладает свойством хорошо гнуться. Народные умельцы делали из них колёса, дуги, специальную гнутую мебель. Из осины и липы делали посуду. Музыкальные инструменты делают из ели. Кедр, сосна, ель хороши в строительном деле

Посмотришь на эти фигурки и невольно скажешь – хороши! Малыш с удовольствием сядет на такую качалку и вообразит, что мчит на коне.

8. Чтение текста учебника.

Задание: Каким деревьям поклонялись наши предки?

9. Инструкция о домашнем задании. (дифференцированно по группам)

- Сделать сообщение о любимом дереве: где оно растёт, с кем дружит из других деревьев, как меняется от сезона к сезону, что дарит людям и животным, что изготавливают из его древесины.(1 группа)

- Составить список вещей, которые сделаны из дерева и мы ими пользуемся. (2 группа)

- Прочитать стих на стр.172. (всем)

10. Подведение итогов урока.

- Значение слов “ремесло”, “ремесленник” из толкового словаря Даля.

- Выставить отметки в журнал и их прокомментировать.

Ответить на вопросы.

  1. Мастер, работающий с глиной.
  2. Материал, с которым работает плотник.
  3. Часть коры молодой липы, разрезанная на узкие полоски для плетения лаптей
  4. Народ, который считает дуб своим священным деревом.
  5. Музыкальный инструмент наших предков.
  6. Дерево, которое любят не только пчёлы, но и мастера по дереву.
  7. Большая каменная печь, в которой накаляли металл кузнецы.

Приложение 2.