Обобщающий урок по произведениям Х.К. Андерсена

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • расширить знания детей о жизни и творчестве Г.Х.Андерсена;
  • развить творческие способности, умение размышлять, прививать интерес к чтению, пополнять словарный запас;
  • воспитывать культуру общения, доброе отношение к людям.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг и рисунков, кроссворд.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы будем работать со сказками великого датского писателя. К этому уроку вы должны были прочитать как можно больше сказок Андерсена. Давайте вспомним кто такой Андерсен? (Сказочник)

2. Слово об авторе (рассказывает ученик).

А) Андерсен родился в 1805 году, в семье бедного башмачника и прачки. В доме порой не было хлеба, не говоря уже о новой одежде. Мальчик рос в нищете: спал в маленькой коморке заставленной инструментами для башмачного дела. Но благодаря заботе родителей мальчик не замечал нищеты. В школе Андерсен не учился, и лишь когда ему исполнилось 17 лет, один богатый человек проявил к нему интерес и определил его в гимназию во 2 класс. Малыши смеялись над ним, но несмотря на насмешки унижения, он окончил не только гимназию, но и университет. Его талант и фантазия помогли написать множество замечательных сказок.

Б) Учитель показывает фото. (Дом-музей, памятник, фрагменты музея)

В этом доме провел детство будущий писатель. Сейчас это музей. При входе встречается фигура писателя, выполненная из белого камня. В музее собраны документы, письма и личные вещи писателя.

3. Работа с выставкой книг и рисунками.

- Посмотрите на выставку, и вы увидите знакомые вам книги. Давайте назовем прочитанные сказки.

“Огниво”, “Гадкий утенок”, “Дюймовочка”, “Снежная королева”, “Дикие лебеди”, “Принцесса на горошине”, “Новое платье короля”.

- А какие сказки еще не назвали, но они находятся в сборнике сказок?

“Русалочка”, “На утином дворе”

- На какие две группы можно разделить эти книги? (Сборники и отдельные книги)

А еще у нас есть выставка рисунков. Давайте подумаем иллюстрацией к кокой сказке мог бы быть каждый рисунок.

“Свинопас”

“Принцесса на горошине”

“Дикие лебеди” и т.д.

- Эти предметы, из какой сказки?

4. А сейчас мы посмотрим, на сколько хорошо вы познакомились с книгами Андерсена.

Угадайте, какая из сказок относится к сказкам Андерсена.

1) Братья Грим. “Уголек, соломинка и боб” (ролевое чтение с шумовыми эффектами).

2) Г.Х.Андерсен. “Дурень Ганс” (инсценировка).

- Назовите мне сказочных героев, которые присутствовали в сказках Андерсена? (короли, принцы, ведьмы, крестьяне, звери, насекомые, солдаты, разбойники).

5. Анализ характеров героев.

- Какие недостатки высмеивались? (Эгоизм, скупость, безделье, глупость, хитрость, жестокость, корысть). Укажите героев и сказки.

Эгоизм – Португалка и все птицы двора “На утином дворе”

Скупость – крот “Дюймовочка”

Лень – солдат “Огниво”

Глупость – король и его придворные “Новый наряд короля”

Жестокость – Португалка “На утином дворе”, солдат “Огниво”

Корысть – друзья солдата “Огниво”, ведьма из “Огниво”

- А какие положительные чувства и качества героев оцениваются? (Смелость, трудолюбие, честность, благодарность, доброта, любовь, справедливость, внимание)

Смелость – Элиза “Дикие Лебеди”

Трудолюбие – Элиза, Дюймовочка

Благодарность – ласточка “Дикие Лебеди”

Доброта – Герда, Элиза, Русалочка

Честность – ребенок, принцесса из “Принцессы на горошине”

Любовь – Герда, Элиза, Русалочка

- Какие сказки вы читали про животных? “На утином дворе”, “Гадкий утенок”.

Давайте послушаем краткое содержание прочитанного-аннотацию.

“На утином дворе”

- О чем?

Сказка о том, как певчая птица сломала крыло и оказалась на утином дворе.

Казалось, что утки ей, сочувствовали, но на самом деле они только делали вид, что озабочены. Они были заняты только собой: поесть, поспать и чтобы никто им не мешал. Птичка хотела им, чем нибудь услужить: спеть песню, принести утке зерно, но и этим не угодила. Когда же она сказала утке, что у нее злые глаза, то та рассердилась и откусила ей голову.

“Гадкий утенок”

О том, как безобразный и не уклюжий утенок, которого все презирали, превратился в прекрасного лебедя и все кто его презирал, стали им восхищаться. Несмотря на то, что здесь действующие лица животные кого подразумевал автор (людей).

Сказку можно прочитать, так как написал автор, а можно животных заменить именами людей. Была сказка, а стала? (Быль)

6. Индивидуальная работа. Викторина.

Но кроме этих сказок есть и другие. У каждого есть эмблема со значком. У кого “книга” тот зачитывает отрывок из сказки, у кого “?” тот отгадывает название сказки, а у кого “писатель” тот дает краткую аннотацию прочитанного.

“Принцесса на горошине”

О том, как принц хотел жениться на настоящей принцессе, и его мать королева устроила испытание девушке постучавшейся к ним во дворец, положив ее спать на 20 тюфяков и 20 перин, под которыми лежала горошина.

“Русалочка”

Сказка о том, как русалочка была готова ради любви даже на смерть. Любовь была сильнее смерти.

“Новый наряд короля”

Сказка о том, как король и его прислуга были настолько глупы, что не стоило большого труда их обмануть.

“Дикие лебеди”

Ради своих братьев Элиза жертвовала собой. Она с радостью терпела боль только бы спасти братьев.

“Огниво”

О солдате, который раздобыл волшебное огниво и при помощи его исполнял разные желания.

“Снежная королева”

О девочке, которая преодолела разные испытания и растопила ледяное сердце Кая.

“Дюймовочка”

О девочке на долю, которой выпало много испытаний, но благодаря своей доброте, любви к окружающим она стала счастливой.

На какие группы можно разделить прочитанные сказки? (Про людей и животных)

7. Групповая работа (инсценировки).

“Свинопас” (инсценировка)

1. Как называется сказка?

2. Главный герой?

3. Почему он решил переодеться в свинопаса?

4. Какие хитрости он придумал?

5. Почему он не женился на принцессе?

“Что мужик не сделает, то и ладно” (инсценировка)

1. Как называется сказка?

2. Куда поехал крестьянин?

3. Почему старуха не стала ругать мужа?

4. Что высмеивают?

Для вас мы приготовили сказки.

Если вас заинтересовали эти сказки, то вы можете их прочитать в сборнике сказок.

8. Обобщение. (Кроссворд)

1. Кто путешествует в кораблике из газетной бумаги по водосточной канаве? (Оловянный солдатик)

2. Кто привел Герду во дворец к принцу и принцессе? (Ворон)

3. Кто сказал: “Вот ведь и сабля-то у тебя загляденье, да и ранец-то вон большущий?” (Ведьма”)

4. Кто должен был умереть от ножа до восхода солнца? (Принц)

5. Про кого эти строки: У тебя будет прекрасный муж. У самой королевы нет такой бархатной шубы. (Крот)

6. Основной материал для одежды принцев. (Крапива)

7. Имя мальчика из “Снежной королевы” (Кай)

Сегодня на уроке мы работали со сказками Андерсена и его героями.

- Кто понравился из сказочных героев и почему?

- Для чего нужны сказки? (Учат добру, справедливости)

9. Итог: за всю свою жизнь сказочник написал много ярких, неповторимых сказок. Андерсен утверждал, что самые удивительные произведения вырастают из действительности. Его герои добиваются счастия благодаря мудрости, доброте, мужеству, а не с помощью волшебных сил. Читайте сказки и верьте в чудеса, ведь они происходят на самом деле.