Цели:
- расширить знания детей о жизни и творчестве Г.Х.Андерсена;
- развить творческие способности, умение размышлять, прививать интерес к чтению, пополнять словарный запас;
- воспитывать культуру общения, доброе отношение к людям.
Оборудование: портрет писателя, выставка книг и рисунков, кроссворд.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Сегодня на уроке мы будем работать со сказками великого датского писателя. К этому уроку вы должны были прочитать как можно больше сказок Андерсена. Давайте вспомним кто такой Андерсен? (Сказочник)
2. Слово об авторе (рассказывает ученик).
А) Андерсен родился в 1805 году, в семье бедного башмачника и прачки. В доме порой не было хлеба, не говоря уже о новой одежде. Мальчик рос в нищете: спал в маленькой коморке заставленной инструментами для башмачного дела. Но благодаря заботе родителей мальчик не замечал нищеты. В школе Андерсен не учился, и лишь когда ему исполнилось 17 лет, один богатый человек проявил к нему интерес и определил его в гимназию во 2 класс. Малыши смеялись над ним, но несмотря на насмешки унижения, он окончил не только гимназию, но и университет. Его талант и фантазия помогли написать множество замечательных сказок.
Б) Учитель показывает фото. (Дом-музей, памятник, фрагменты музея)
В этом доме провел детство будущий писатель. Сейчас это музей. При входе встречается фигура писателя, выполненная из белого камня. В музее собраны документы, письма и личные вещи писателя.
3. Работа с выставкой книг и рисунками.
- Посмотрите на выставку, и вы увидите знакомые вам книги. Давайте назовем прочитанные сказки.
“Огниво”, “Гадкий утенок”, “Дюймовочка”, “Снежная королева”, “Дикие лебеди”, “Принцесса на горошине”, “Новое платье короля”.
- А какие сказки еще не назвали, но они находятся в сборнике сказок?
“Русалочка”, “На утином дворе”
- На какие две группы можно разделить эти книги? (Сборники и отдельные книги)
А еще у нас есть выставка рисунков. Давайте подумаем иллюстрацией к кокой сказке мог бы быть каждый рисунок.
“Свинопас”
“Принцесса на горошине”
“Дикие лебеди” и т.д.
- Эти предметы, из какой сказки?
4. А сейчас мы посмотрим, на сколько хорошо вы познакомились с книгами Андерсена.
Угадайте, какая из сказок относится к сказкам Андерсена.
1) Братья Грим. “Уголек, соломинка и боб” (ролевое чтение с шумовыми эффектами).
2) Г.Х.Андерсен. “Дурень Ганс” (инсценировка).
- Назовите мне сказочных героев, которые присутствовали в сказках Андерсена? (короли, принцы, ведьмы, крестьяне, звери, насекомые, солдаты, разбойники).
5. Анализ характеров героев.
- Какие недостатки высмеивались? (Эгоизм, скупость, безделье, глупость, хитрость, жестокость, корысть). Укажите героев и сказки.
Эгоизм – Португалка и все птицы двора “На утином дворе”
Скупость – крот “Дюймовочка”
Лень – солдат “Огниво”
Глупость – король и его придворные “Новый наряд короля”
Жестокость – Португалка “На утином дворе”, солдат “Огниво”
Корысть – друзья солдата “Огниво”, ведьма из “Огниво”
- А какие положительные чувства и качества героев оцениваются? (Смелость, трудолюбие, честность, благодарность, доброта, любовь, справедливость, внимание)
Смелость – Элиза “Дикие Лебеди”
Трудолюбие – Элиза, Дюймовочка
Благодарность – ласточка “Дикие Лебеди”
Доброта – Герда, Элиза, Русалочка
Честность – ребенок, принцесса из “Принцессы на горошине”
Любовь – Герда, Элиза, Русалочка
- Какие сказки вы читали про животных? “На утином дворе”, “Гадкий утенок”.
Давайте послушаем краткое содержание прочитанного-аннотацию.
“На утином дворе”
- О чем?
Сказка о том, как певчая птица сломала крыло и оказалась на утином дворе.
Казалось, что утки ей, сочувствовали, но на самом деле они только делали вид, что озабочены. Они были заняты только собой: поесть, поспать и чтобы никто им не мешал. Птичка хотела им, чем нибудь услужить: спеть песню, принести утке зерно, но и этим не угодила. Когда же она сказала утке, что у нее злые глаза, то та рассердилась и откусила ей голову.
“Гадкий утенок”
О том, как безобразный и не уклюжий утенок, которого все презирали, превратился в прекрасного лебедя и все кто его презирал, стали им восхищаться. Несмотря на то, что здесь действующие лица животные кого подразумевал автор (людей).
Сказку можно прочитать, так как написал автор, а можно животных заменить именами людей. Была сказка, а стала? (Быль)
6. Индивидуальная работа. Викторина.
Но кроме этих сказок есть и другие. У каждого есть эмблема со значком. У кого “книга” тот зачитывает отрывок из сказки, у кого “?” тот отгадывает название сказки, а у кого “писатель” тот дает краткую аннотацию прочитанного.
“Принцесса на горошине”
О том, как принц хотел жениться на настоящей принцессе, и его мать королева устроила испытание девушке постучавшейся к ним во дворец, положив ее спать на 20 тюфяков и 20 перин, под которыми лежала горошина.
“Русалочка”
Сказка о том, как русалочка была готова ради любви даже на смерть. Любовь была сильнее смерти.
“Новый наряд короля”
Сказка о том, как король и его прислуга были настолько глупы, что не стоило большого труда их обмануть.
“Дикие лебеди”
Ради своих братьев Элиза жертвовала собой. Она с радостью терпела боль только бы спасти братьев.
“Огниво”
О солдате, который раздобыл волшебное огниво и при помощи его исполнял разные желания.
“Снежная королева”
О девочке, которая преодолела разные испытания и растопила ледяное сердце Кая.
“Дюймовочка”
О девочке на долю, которой выпало много испытаний, но благодаря своей доброте, любви к окружающим она стала счастливой.
На какие группы можно разделить прочитанные сказки? (Про людей и животных)
7. Групповая работа (инсценировки).
“Свинопас” (инсценировка) 1. Как называется сказка? 2. Главный герой? 3. Почему он решил переодеться в свинопаса? 4. Какие хитрости он придумал? 5. Почему он не женился на принцессе? |
“Что мужик не сделает, то и ладно”
(инсценировка) 1. Как называется сказка? 2. Куда поехал крестьянин? 3. Почему старуха не стала ругать мужа? 4. Что высмеивают? |
Для вас мы приготовили сказки.
Если вас заинтересовали эти сказки, то вы можете их прочитать в сборнике сказок.
8. Обобщение. (Кроссворд)
1. Кто путешествует в кораблике из газетной бумаги по водосточной канаве? (Оловянный солдатик)
2. Кто привел Герду во дворец к принцу и принцессе? (Ворон)
3. Кто сказал: “Вот ведь и сабля-то у тебя загляденье, да и ранец-то вон большущий?” (Ведьма”)
4. Кто должен был умереть от ножа до восхода солнца? (Принц)
5. Про кого эти строки: У тебя будет прекрасный муж. У самой королевы нет такой бархатной шубы. (Крот)
6. Основной материал для одежды принцев. (Крапива)
7. Имя мальчика из “Снежной королевы” (Кай)
Сегодня на уроке мы работали со сказками Андерсена и его героями.
- Кто понравился из сказочных героев и почему?
- Для чего нужны сказки? (Учат добру, справедливости)
9. Итог: за всю свою жизнь сказочник написал много ярких, неповторимых сказок. Андерсен утверждал, что самые удивительные произведения вырастают из действительности. Его герои добиваются счастия благодаря мудрости, доброте, мужеству, а не с помощью волшебных сил. Читайте сказки и верьте в чудеса, ведь они происходят на самом деле.