Цели:
1. Знакомство с новым произведением Э. Шима “Храбрый Опенок”.
2. Формирование читательских умений и навыков (выразительно читать, работать с текстом произведения).
- обогащение читательского опыта, словаря учащихся;
- развивать речь и мышление учащихся;
3. Развитие интереса к чтению, расширение читательского кругозора;
4. Воспитание любви к природе, бережное отношение к ней (правила сбора грибов).
Оборудование:
- портрет Э. Шима;
- репродукции осенних пейзажей: И. Левитана “Золотая осень”, В. Серова “Октябрь. Домотканово”, и др.;
- модели обложек;
- макеты грибов;
- мультимедийный проектор (музыкальные произведения о природе МРЗ, анимации дождя, падающих снежинок, список рекомендуемых для чтения произведений писателя);
- рисунок картузика;
- плакаты бумаги, акварельные краски, фломастеры, карандаши;
- выставка книг Э. Шима.
Музыкальный ряд:
- “Осенняя песня” П. И. Чайковского;
- “Святки” (декабрь) П. И. Чайковского.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Под “ Осеннюю песню” П. И. Чайковского ребята входят в класс.
- Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
- Я начала урок со строк Федора Ивановича Тютчева о природе, так как именно о ней продолжится наш разговор.
2. Проверка домашнего задания по выбору:
- выразительное чтение описания одного из грибов по произведению “Недосмотренные грибы” М. Пришвина;
- кроссворд с названиями грибов (по Рабочей тетради);
- загадка о грибах собственного сочинения (творческая работа);
- рисунок гриба (по желанию).
3. Сообщение темы и целей урока.
1) Подсказка.
- Произведение, с которым мы ознакомимся сегодня тоже о родной природе, перекликается темой с предыдущим произведением. С писателем мы тоже уже знакомы по сказке “ Белка и Ворон”. Этот человек влюблен в красоту родных лесов и полей, человек, который умеет видеть скрытое и любит разгадывать загадки природы. В своих рассказах и сказках (Эдуард Шим) передает, что удалось ему подглядеть и услышать во время своих лесных прогулок: как чудесно, трогательно, забавно, трудно живет удивительный мир лесов, полей,озер и болот; как красивы вырезные листья клена или сверкающие на солнце ледяные сосульки; как звенит тишина в лесу, какими звуками полна луговая трава. Прочитав его рассказы, детям самим хочется больше увидеть и услышать, окунуться в окружающий их мир. (?)
2) Фамилия автора состоит из 3-х букв. Догадались, кто автор произведения? (...)
- Правильно, это писатель Эдуард Шим, в этом году (2007) ему исполнилось 77 лет со дня рождения. Сегодня мы познакомимся с очень интересным и трогательным произведением, которое называется “Храбрый Опенок”.
4. Самостоятельное (ознакомительное) чтение произведения Э.Шима “Храбрый Опенок”.
- группа (хорошо читающие дети) – чтение про себя;
- группа (слабо читающие дети) – работа с учителем.
Параллельно идет лексическая работа по тексту изучаемого произведения.
5. Выявление первичного восприятия произведения.
- Кому понравилось произведение?
- Какое настроение оно вызвало? Было ли вам весело или грустно? В какие моменты?
- Какое чувство вызывает оно? Чему оно нас учит? (Это произведение вызывает чувство уважения, благодарности. Оно учит нас быть благодарными, не стесняться говорить “спасибо”).
- Прочитайте фамилию автора и заголовок. (Э. Шим “Храбрый Опенок”).
- Почему автор так озаглавил свой текст? (…)
6. Моделирование обложки.
- Покажите на листочках к какому жанру относится это произведение.
О ком или о чем это произведение?
Проверка:
- Из указанных моделей назовите ту, которая соответствует данному произведению.
Докажите это. - Итак, что мы прочитали? (Рассказ Э.Шима “Храбрый Опенок”)
7. Физкультминутка.
Под музыку П. И. Чайковского, на мультимедийных проекторах анимации дождя и падающего снега.
На поляне кедр могучий
Задевает кроной тучи.
Рядом с ним растет сосна,
К небу тянется она.
(Стоя на правой ноге, тянем руки вверх, далее тоже на левой.)
Мы внизу грибочки ищем
И в траве усердно рыщем.
Раз – грибок и два – грибок,
Положи их в кузовок.
(Наклонится вперед и коснуться правой рукой левой ступни, потом наоборот.)
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
(Дети поднимают руки над головой и совершают хватательные движения, словно ловят снежинки.)
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик.
(Прыжки на месте.)
Ну, а мы идем, идем
(Ходьба на месте.)
И к себе приходим в дом.
(Дети садятся за парты.)
8. Работа по учебнику (с. 110–113).
Словарная работа (с. 113.) Используется рубрика “Словарь”.
Авось – может быть.
Боровики – белые грибы. (Макет)
Картузик – небольшая фуражка, мужской головной убор с жестким козырьком. (Рисунок)
Кафтан – длинный пиджак.
Неказистый – некрасивый, непривлекательный.
Аналитическое чтение.
Вопросы читают дети.
- Подумайте, почему грибники поклонились Опёнку?
- Найдите и прочитайте, как автор называет грибы.
- Найдите описания всех грибов. Сравните эти описания: чем грибы похожи, чем различаются? (Демонстрация макетов грибов)
- Как автор описывает лес? Подтверди свой ответ словами из текста.
- Вспомни, что такое “кузовок”. Расскажи. (Дети выстраивают синонимический ряд: кузовок – короб – корзиночка – лукошко)
9. Работа в тетради № 1 с. 53 и с текстом произведения.
Задания № 1 и № 2 выполняются самостоятельно с последующей проверкой (на экране монитора). Задание № 3 выполняется в парах и двое у закрытой доски, проверка фронтальная. № 4 выполняют хорошо читающие дети, с быстрым темпом работы. Задание № 5 – на дом.
1) Подумай: это произведение – сказка или рассказ? Запиши ответ.
2) Почему автор называет опенка сиротой? Допиши предложение.
Ничего нет у сироты: ни кафтана, ни рубашки, ни картуза.
3) Как автор называет грибы? Соедини —> пары слов,
деды отцы
братцы
сестрицы
сыроежки маслята
подосиновики
боровики
4)* Перечитай отрывок. Впиши пропущенные слова. Как автор говорит об уважительном отношении грибников к Опенку. Подчеркни.
Увидели Опенка да так-то обрадовались.
- Ах-ты, милый ! – говорят. - Ах-ты, храбрый ! Ни дождей, ни снега не побоялся, нас, дожидался. Спасибо, что в самое ненастное время помог.
5) * Выбери описание одного из грибов. Запиши.
10. Работа в группах.
Рассмотрите иллюстрацию и расскажите, как герои рассказа относятся к Храброму Опёнку.
Вспомните по тексту, какие изменения происходят в природе с наступлением холодов?
Просмотр репродукций осенних пейзажей.
- Какие изменения в природе происходят в начале, середине и в конце осени?
- Обратите внимание на тона красок, используемых художниками в разное осеннее время.
- В данных картинах художники по-разному выразили свое отношение к красоте осенней природы: солнечной и радостной предстает она перед нами в картине И. Левитана, грустной и задумчивой – в картине В. Серова. Картина Исаака Ильича Левитана “Золотая осень” заключает в себе образ торжественной, радостной в своем спокойствии осени, она прославляет родную природу. Эту картину по праву можно было бы назвать “справочником русской осени”, художник неоднократно изображал осень в своих картинах и этюдах. Простым и привычным кажется нам левитановский осенний пейзаж. Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж: невысоких берегов. Прохладный день рождает ощущение бодрости и покоя.
- Чем отличается работа В. А. Серова “Октябрь. Домотканово” от картины И. И. Левитана “Золотая осень”? (...)
- Верно. В. А. Серов в своей картине замечательно передал грустную поэзию осени и задушевную ноту, которую художник почувствовал в скромном облике русской деревни.
- сочинение рассказа об осени со словами подсказками;
- рисование осеннего пейзажа на плакате акварелью.
Команды представляют свои работы.
11. Итог урока.
- Понравился ли вам урок и чем? Чему мы сегодня научились? Как надо собирать грибы? Оценивание своей работы по “Горке”.
12. Домашнее задание: 1) читать рассказ; выполнить задание № 5 в Рабочей тетради по литературному чтению; 2) (по выбору) пересказ текста от лица главного героя.
Список рекомендуемой литературы для чтения предоставляется на отдельных листочках каждому ребенку. Если останется время можно его зачитать.
Первая книга Шима – “Лето на Корбе” – вышла ещё в начале 1950-х, затем появились “Неслышные голоса”, “Следы на воде”, “Лесные разговоры”, “Цветной венок”, “Лесные сказки”, “Стрекоза”, “Мальчики в лесу”, “Брат и младшая сестра” и другие. В них он постарался рассказать о своих многолетних наблюдениях за птицами и зверями, а заодно “перевести” на человеческий язык их “беседы”. Вот о чём, по мнению Эдуарда Шима, могут разговаривать Заяц и Ёжик: “- Ёжик, все звери весной линяют – и барсуки, и лисицы, и белки, и мы, зайцы… И только ты, бедный Ёжик, в старой шубе ходишь! - Глупый ты, Заяц… Я не в старой шубе хожу, а только в старых колючках. Они мне и весной, и осенью надобны!” (“Заяц и Ёжик”).
- Благодарю вас за проделанную работу, поблагодарите друг друга.