"Храбрый Опёнок"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Знакомство с новым произведением Э. Шима “Храбрый Опенок”.

2. Формирование читательских умений и навыков (выразительно читать, работать с текстом произведения).

  • обогащение читательского опыта, словаря учащихся;
  • развивать речь и мышление учащихся;

3. Развитие интереса к чтению, расширение читательского кругозора;

4. Воспитание любви к природе, бережное отношение к ней (правила сбора грибов).

Оборудование:

  • портрет Э. Шима;
  • репродукции осенних пейзажей: И. Левитана “Золотая осень”, В. Серова “Октябрь. Домотканово”, и др.;
  • модели обложек;
  • макеты грибов;
  • мультимедийный проектор (музыкальные произведения о природе МРЗ, анимации дождя, падающих снежинок, список рекомендуемых для чтения произведений писателя);
  • рисунок картузика;
  • плакаты бумаги, акварельные краски, фломастеры, карандаши;
  • выставка книг Э. Шима.

Музыкальный ряд:

  • “Осенняя песня” П. И. Чайковского;
  • “Святки” (декабрь) П. И. Чайковского.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Под “ Осеннюю песню” П. И. Чайковского ребята входят в класс.

- Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

- Я начала урок со строк Федора Ивановича Тютчева о природе, так как именно о ней продолжится наш разговор.

2. Проверка домашнего задания по выбору:

  • выразительное чтение описания одного из грибов по произведению “Недосмотренные грибы” М. Пришвина;
  • кроссворд с названиями грибов (по Рабочей тетради);
  • загадка о грибах собственного сочинения (творческая работа);
  • рисунок гриба (по желанию).

3. Сообщение темы и целей урока.

1) Подсказка.

- Произведение, с которым мы ознакомимся сегодня тоже о родной природе, перекликается темой с предыдущим произведением. С писателем мы тоже уже знакомы по сказке “ Белка и Ворон”. Этот человек влюблен в красоту родных лесов и полей, человек, который умеет видеть скрытое и любит разгадывать загадки природы. В своих рассказах и сказках (Эдуард Шим) передает, что удалось ему подглядеть и услышать во время своих лесных прогулок: как чудесно, трогательно, забавно, трудно живет удивительный мир лесов, полей,озер и болот; как красивы вырезные листья клена или сверкающие на солнце ледяные сосульки; как звенит тишина в лесу, какими звуками полна луговая трава. Прочитав его рассказы, детям самим хочется больше увидеть и услышать, окунуться в окружающий их мир. (?)

2) Фамилия автора состоит из 3-х букв. Догадались, кто автор произведения? (...)

- Правильно, это писатель Эдуард Шим, в этом году (2007) ему исполнилось 77 лет со дня рождения. Сегодня мы познакомимся с очень интересным и трогательным произведением, которое называется “Храбрый Опенок”.

4. Самостоятельное (ознакомительное) чтение произведения Э.Шима “Храбрый Опенок”.

  • группа (хорошо читающие дети) – чтение про себя;
  • группа (слабо читающие дети) – работа с учителем.

Параллельно идет лексическая работа по тексту изучаемого произведения.

5. Выявление первичного восприятия произведения.

  • Кому понравилось произведение?
  • Какое настроение оно вызвало? Было ли вам весело или грустно? В какие моменты?
  • Какое чувство вызывает оно? Чему оно нас учит? (Это произведение вызывает чувство уважения, благодарности. Оно учит нас быть благодарными, не стесняться говорить “спасибо”).

- Прочитайте фамилию автора и заголовок. (Э. Шим “Храбрый Опенок”).

- Почему автор так озаглавил свой текст? (…)

6. Моделирование обложки.

- Покажите на листочках к какому жанру относится это произведение.

О ком или о чем это произведение?

Проверка:

- Из указанных моделей назовите ту, которая соответствует данному произведению.

Докажите это. - Итак, что мы прочитали? (Рассказ Э.Шима “Храбрый Опенок”)

7. Физкультминутка.

Под музыку П. И. Чайковского, на мультимедийных проекторах анимации дождя и падающего снега.

На поляне кедр могучий
Задевает кроной тучи.
Рядом с ним растет сосна,
К небу тянется она.

(Стоя на правой ноге, тянем руки вверх, далее тоже на левой.)

Мы внизу грибочки ищем
И в траве усердно рыщем.
Раз – грибок и два – грибок,
Положи их в кузовок.

(Наклонится вперед и коснуться правой рукой левой ступни, потом наоборот.)

С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.

(Дети поднимают руки над головой и совершают хватательные движения, словно ловят снежинки.)

Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик.

(Прыжки на месте.)

Ну, а мы идем, идем

(Ходьба на месте.)

И к себе приходим в дом.

(Дети садятся за парты.)

8. Работа по учебнику (с. 110–113).

Словарная работа (с. 113.) Используется рубрика “Словарь”.

Авось – может быть.

Боровики – белые грибы. (Макет)

Картузик – небольшая фуражка, мужской головной убор с жестким козырьком. (Рисунок)

Кафтан – длинный пиджак.

Неказистый – некрасивый, непривлекательный.

Аналитическое чтение.

Вопросы читают дети.

- Подумайте, почему грибники поклонились Опёнку?

- Найдите и прочитайте, как автор называет грибы.

- Найдите описания всех грибов. Сравните эти описания: чем грибы похожи, чем различаются? (Демонстрация макетов грибов)

- Как автор описывает лес? Подтверди свой ответ словами из текста.

- Вспомни, что такое “кузовок”. Расскажи. (Дети выстраивают синонимический ряд: кузовок – короб – корзиночка – лукошко)

9. Работа в тетради № 1 с. 53 и с текстом произведения.

Задания № 1 и № 2 выполняются самостоятельно с последующей проверкой (на экране монитора). Задание № 3 выполняется в парах и двое у закрытой доски, проверка фронтальная. № 4 выполняют хорошо читающие дети, с быстрым темпом работы. Задание № 5 – на дом.

1) Подумай: это произведение – сказка или рассказ? Запиши ответ.

2) Почему автор называет опенка сиротой? Допиши предложение.

Ничего нет у сироты: ни кафтана, ни рубашки, ни картуза.

3) Как автор называет грибы? Соедини —> пары слов,

деды

отцы

братцы

сестрицы

сыроежки

маслята

подосиновики

боровики

4)* Перечитай отрывок. Впиши пропущенные слова. Как автор говорит об уважительном отношении грибников к Опенку. Подчеркни.

Увидели Опенка да так-то обрадовались.

- Ах-ты, милый ! – говорят. - Ах-ты, храбрый ! Ни дождей, ни снега не побоялся, нас, дожидался. Спасибо, что в самое ненастное время помог.

5) * Выбери описание одного из грибов. Запиши.

10. Работа в группах.

Рассмотрите иллюстрацию и расскажите, как герои рассказа относятся к Храброму Опёнку.

Вспомните по тексту, какие изменения происходят в природе с наступлением холодов?

Просмотр репродукций осенних пейзажей.

- Какие изменения в природе происходят в начале, середине и в конце осени?

- Обратите внимание на тона красок, используемых художниками в разное осеннее время.

- В данных картинах художники по-разному выразили свое отношение к красоте осенней природы: солнечной и радостной предстает она перед нами в картине И. Левитана, грустной и задумчивой – в картине В. Серова. Картина Исаака Ильича Левитана “Золотая осень” заключает в себе образ торжественной, радостной в своем спокойствии осени, она прославляет родную природу. Эту картину по праву можно было бы назвать “справочником русской осени”, художник неоднократно изображал осень в своих картинах и этюдах. Простым и привычным кажется нам левитановский осенний пейзаж. Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж: невысоких берегов. Прохладный день рождает ощущение бодрости и покоя.

- Чем отличается работа В. А. Серова “Октябрь. Домотканово” от картины И. И. Левитана “Золотая осень”? (...)

- Верно. В. А. Серов в своей картине замечательно передал грустную поэзию осени и задушевную ноту, которую художник почувствовал в скромном облике русской деревни.

  • сочинение рассказа об осени со словами подсказками;
  • рисование осеннего пейзажа на плакате акварелью.

Команды представляют свои работы.

11. Итог урока.

- Понравился ли вам урок и чем? Чему мы сегодня научились? Как надо собирать грибы? Оценивание своей работы по “Горке”.

12. Домашнее задание: 1) читать рассказ; выполнить задание № 5 в Рабочей тетради по литературному чтению; 2) (по выбору) пересказ текста от лица главного героя.

Список рекомендуемой литературы для чтения предоставляется на отдельных листочках каждому ребенку. Если останется время можно его зачитать.

Первая книга Шима – “Лето на Корбе” – вышла ещё в начале 1950-х, затем появились “Неслышные голоса”, “Следы на воде”, “Лесные разговоры”, “Цветной венок”, “Лесные сказки”, “Стрекоза”, “Мальчики в лесу”, “Брат и младшая сестра” и другие. В них он постарался рассказать о своих многолетних наблюдениях за птицами и зверями, а заодно “перевести” на человеческий язык их “беседы”. Вот о чём, по мнению Эдуарда Шима, могут разговаривать Заяц и Ёжик: “- Ёжик, все звери весной линяют – и барсуки, и лисицы, и белки, и мы, зайцы… И только ты, бедный Ёжик, в старой шубе ходишь! - Глупый ты, Заяц… Я не в старой шубе хожу, а только в старых колючках. Они мне и весной, и осенью надобны!” (“Заяц и Ёжик”).

- Благодарю вас за проделанную работу, поблагодарите друг друга.