СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Паспорт Программы:
- Наименование
- Основание для разработки
- Разработчики
- Исполнители
- Цели и задачи
- Сроки реализации
- Ожидаемые результаты от реализации
Пояснительная записка
Система организационных мероприятий и пути реализации развития предпрофильной подготовки и профильного обучения:
- Создание нормативно-правовой базы предпрофильной подготовки и профильного обучения
- Научно-методическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения
- Диагностико-аналитическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения
- Информационное сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения
- Подготовка и переподготовка кадров для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы | Программа развития профильного
обучения в учреждениях образования Нижнекамского муниципального района на период 2007-2010 гг. |
Основание для разработки Программы | Концепция модернизации Российского образования; Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования; Региональная программа введения профильного обучения на старшей ступени общего образования в Республике Татарстан. |
Разработчики Программы | Управление образования
исполнительного комитета Нижнекамского
муниципального района; Информационно-методический центр г.Нижнекамска; МОУ “Межшкольный учебный комбинат” г.Нижнекамска. |
Исполнители Программы | Муниципальное образование
“Нижнекамский муниципальный район”; Управление образования исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района; Информационно-методический центр г.Нижнекамска; МОУ “Межшкольный учебный комбинат” г.Нижнекамска; учреждения образования Нижнекамского муниципального района. |
Цели и задачи Программы | Главными целями Программы являются: -создание и апробация оптимальных моделей профильного обучения, системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся; -обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием и эффективной подготовки выпускников школы к освоению программ начального, среднего и высшего профессионального образования, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда; -обеспечение равного доступа к полноценному образованию разных категорий обучающихся в соответствии с их способностями и потребностями. Задачами Программы являются: -создание и корректировка нормативно-правовой базы; -отработка содержания профильного обучения и создание системы его совершенствования, с целью повышения качества образования; -разработка, апробация и утверждение стандартов и учебных программ предметов национально-регионального компонента на базовом и профильном уровнях, создание и апробация учебной и учебно-методической литературы; -апробация моделей сетевого взаимодействия образовательных учреждений в условиях профильного обучения, отработка наиболее приемлемых форм организации профильного обучения, в том числе для сельской местности; -развитие учебно-технической базы для сопровождения образовательного процесса; -отработка научно-методического и организационного обеспечения подготовки и повышения квалификации педагогических кадров для работы в условиях профильного обучения; -информационная поддержка реализации Программы. |
Сроки реализации Программы | 2007-2010 гг. |
Ожидаемые результаты от реализации Программы | В результате реализации Программы и практической апробации оптимальных моделей профильного обучения ожидается: -будет создана система специализированной подготовки в старших классах, ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда; -будут разработаны и апробированы нормативно-правовые акты, методические и инструктивные материалы для организации профильного обучения; -после утверждения Государственным Советом РТ, будут внедрены стандарты по учебным предметам национально-регионального компонента; -будут предложены для применения апробированные модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений в условиях профильного обучения, разработаны рекомендации по применению учебной и учебно-методической литературы для преподавания предметов на базовом и профильном уровнях; -будут предложены различные формы организации профильного обучения, адаптированные к специфическим условиям города и села; -будет создана система подготовки и повышения квалификации педагогических кадров для работы в условиях профильного обучения. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из наиболее важных проблем современного образования является профильная подготовка учащихся, связанная с переходом к профессиональному образованию и последующим вступлением в самостоятельную профессиональную деятельность. В настоящий момент сложилось противоречивое отношение ученых и практиков к профильной подготовке учащихся и переходу от профильной подготовки к профессиональному образованию молодежи. С одной стороны, изменившиеся социально-экономические условия привели к изменению социального заказа в области образования: от школы требуется создать условия для более осознанного и качественного самоопределения учащихся. Это привело к появлению вариативных образовательных учреждений и возможности их выбора родителями и учащимися. С другой стороны, в условиях усиливающиеся поляризации общества происходит процесс закрепления социального неравенства с помощью вариативного образования. Обсуждение этих проблем позволило выделить в новых социально-экономических условиях ряд противоречий:
- между содержанием общего среднего образования и потребностями общества в трудовых резервах;
- между образовательными потребностями молодых людей и их родителей и спектром существующих в образовательных учреждениях образовательных услуг;
- между требованиями к качеству подготовки абитуриентов, предъявляемыми вузами, и итоговой подготовки выпускников средних учебных заведений.
В связи с этим повышается актуальность проблемы построения непрерывного профильного образования.
Сложившаяся организационная основа школы, построенная, в основном, на коллективных жестко регламентированных формах обучения, недостаточно учитывает потребность общества в развитии индивидуальности учащихся. При этом одной из главных проблем современного образования остается недостаточная социальная ориентированность выпускников школ. С этой проблемой тесно связана проблема социальной адаптации выпускников. Фундаментальные изменения в общественной жизни предъявляют новые требования к личности: ответственность и инициативность, продуктивность и эффективность, адаптивность к динамично меняющимся условиям, способность к множественным выборам, сформированность ценностей и основных социально значимых компетенций, новый тип функциональной грамотности и т.д. На решение этой задачи и направлена Концепция модернизации Российского образования до 2010 года, Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования и данная Программа.
СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
№№ |
Наименование мероприятий |
Сроки реализации |
Исполнители |
||
1.Создание нормативно-правовой базы предпрофильной подготовки и профильного обучения |
|||||
1.1. |
Анализ существующей в РФ и РТ нормативно-правовой документации по предпрофильной подготовке и профильному обучению. |
2007 г. |
Управление образования НМР; ИМЦ; МУК. |
||
1.2. |
Обеспечение необходимой нормативно-правовой документацией учреждений образования города и района, внедрение и апробация данной нормативно-правововой базы, контроль за исполнением. | 2007-2008 г. |
Управление образования НМР; ИМЦ; МУК. |
||
1.3. |
Организация подготовки и выпуска
сборников нормативной документации по введению,
ходу и контролю профильного обучения.
Оперативная публикация новых положений,
приказов, дополнений, разъяснений и результатов -
в газете “Школьная панорама” и на сайтах ИМЦ и
МУК.
|
2007-2010 гг. |
Управление образования НМР; ИМЦ; МУК. |
||
1.4. | Сотрудничество Нижнекамского Зонального научно-методического Центра ИРО РТ (созданного на базе МУК) с лабораторией профильного обучения Института развития образования РТ по вопросам нормативно-правового обеспечения и регулирования предпрофильной подготовки и профильного обучения. |
2007-2010 гг. |
МУК | ||
2.Научно-методическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения |
|||||
2.1. | Сотрудничество по научно-методическому, научно-исследовательскому, научно-консультационному направлениям работы предпрофильной подготовки и профильного обучения с Институтом развития образования РТ (согласно действующему договору). |
2007-2010 гг. |
МУК | ||
2.2. |
Выработка механизма экспертной оценки и разработки рекомендаций по применению элективных курсов. Рецензирование элективных курсов через экспертный совет ИМЦ и лабораторию профильного обучения ИРО РТ. |
2007 г. |
ИМЦ; МУК |
||
2.3. |
Сотрудничество и сетевое взаимодействие по вопросам заимодействие с товки и профильного обучения с ВУЗами г.Нижнекамска профильного об предпрофильной подготовки и профильного обучения с УНПО, ССУЗами и ВУЗами г.Нижнекамска. |
2007-2010 гг. |
Управление образования НМР; ИМЦ; МУК. |
||
2.4. |
Формирование банка элективных курсов, учебных программ, курсов по выбору, факультативов профильного обучения. Создание базы данных о научно-методической работе учреждений образования по развитию предпрофильной подготовки и профильного обучения, анализу их деятельности и результативностью работы. |
2007-2010 гг. |
Управление образования НМР; ИМЦ; МУК. |
||
3.Диагностико-аналитическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения |
Сентябрь 2004 и 2005 гг. |
ИПКРО РТ ИНПО РТ |
|||
3.1. |
Диагностико-прогностическая работа, направленная на выработку программных подходов к введению профильного обучения. Проектирование городской профильной образовательной сети, разработка модели предпрофильной подготовки учащихся основной школы.
|
2007 г. |
Управление образования НМР; ИМЦ; МУК. |
||
3.2. |
Разработка моделей профильного обучения в условиях массовых общеобразовательных школ и отделенных малокомплектных школах. Анализ деятельности сельских школ и разработка моделей их перехода на профильное обучение с учётом специфики условий функционирования и характером их деятельности. |
2007 г. |
Управление образования НМР; ИМЦ; МУК. |
||
3.3. |
Сбор и обобщение информации о выбираемых учащимися элективов и курсах; анкетирование учащихся, родителей и педагогов по вопросам введения профильного обучения. Проведение педагогических Советов и родительских собраний по вопросу определения открытия того или иного профиля и организации введения профильного обучения. Разработка критериев эффективности профильного обучения и системы мониторинга. |
2007 г. |
ИМЦ; МУК; учреждения образования НМР. |
||
3.4. | Освещение хода предпрофильной подготовки и профильного обучения на семинарах, заседаниях “Круглого стола”, оценка результатов и подведение итогов. Анализ деятельности учреждений образования по работе профильного обучения. |
2007-2010 гг. |
ИМЦ; МУК; учреждения образования НМР. |
||
3.5. |
Внедрение апробированных и наиболее эффективных моделей профильного обучения в общеобразовательные учреждения города и района на основании подведенных итогов мониторинга и детального анализа работы профильного обучения. |
2008-2010 гг. |
ИМЦ; МУК; учреждения образования НМР. |
||
3.7. | Массовое введение предпрофильной подготовки в основной школе и профильного обучения в старшей ступени общеобразовательных учреждений. Создание полноценной системы специализированной профильной подготовки в старших классах, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. |
2010 г. |
Управление образования НМР; ИМЦ; МУК; учреждения образования НМР. |
||
4.Информационное сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения |
|||||
4.1. |
Размещение информации о введении, ходе и результатах предпрофильной подготовки и профильного обучения учреждений образования Нижнекамского муниципального района в Нижнекамской прессе и на сайтах ИМЦ и МУК. |
2007-2010 гг. |
Управление образования НМР; ИМЦ; МУК; учреждения образования НМР. |
||
4.2. |
Публикация научно-методических материалов и разработок учителей города и района, обмен их педагогическим опытом по вопросам профильного обучения в газетах “Первое сентября”, “Учительская газета”, “Школьная панорама”, журналах “Наука и школа”, “Магариф” и в Российской учебно-методической периодике. |
2007-2010 гг. |
Управление образования НМР; ИМЦ; МУК; учреждения образования НМР. |
||
4.3. |
Публикация научно-методических разработок администраций учреждений образования, учителей города и района по вопросам профильного обучения в методических сборниках, а также докладов и выступлений в сборниках материалов научно-практических конференций. |
2007-2010 гг. |
Управление образования НМР; ИМЦ; МУК; учреждения образования НМР. |
||
|
август 2004г. |
МОиН РТ |
|||
5.1. |
Подготовка и переподготовка педагогов по программам и курсам повышения квалификации предпрофильной подготовки и профильного обучения Института развития образования Республики Татарстан (на базе Зонального научно-методического центра ИРО РТ в г.Нижнекамске и в самом ИРО РТ). |
2007-2010 гг. |
Управление образования НМР; ИМЦ; МУК. |
||
5.2. |
Проведение научно-практических конференций, методических семинаров и мастер-классов по вопросам и проблемам предпрофильной подготовки и профильного обучения, их кадрового составляющего. |
2007-2010 гг. |
Управление образования НМР; ИМЦ; МУК. |
||
5.3. |
Изучение деятельности учителя в развитии профильного обучения, эффективности его работы и результативности, мониторинг его деятельности. Проведение аттестации кадров по вопросам предпрофильной подготовки и профильного обучения. |
2007-2010 гг. |
Управление образования НМР; ИМЦ. |