Урок-презентация "Обратно пропорциональная зависимость", 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Старайся дать уму
как можно больше пищи.

М.В. Ломоносов.

Цели урока:

1. Дидактическая: ввести понятие обратно пропорциональных величин; способствовать выработке навыков решения задач, связанных с обратно пропорциональными величинами (задачи на работу и на движение); закреплять навыки и умения решения пропорций.

2. Развивающая: способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, развитию математической речи, умения говорить красиво, грамотно, чётко, в нужном темпе; развивать память, умение слушать другого и понимать его речь.

3. Воспитательная: воспитывать аккуратность выполнения записей на доске и в тетрадях, формировать любознательность к истории развития математики, пробуждать интерес ко всему, что нас окружает, удивительному творению – человеку и природе.

Оборудование: ТСО необходимые для презентации: ноутбук и проектор, эпиграф к уроку в цветном изображении напечатан на листах (компьютерный вариант), портрет немецкого учёного Карла Гаусса (1777-1855г.г.), карточки с заданиями самостоятельной работы, указка, цветной мел.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие дети и уважаемые гости! Итак, мы начинаем наш урок. Тема сегодняшнего урока “Обратная пропорциональная зависимость”. Так как сегодня первый урок по этой теме, то мы посвятим его повторению материала по теме “Прямая пропорциональная зависимость”. Мы также рассмотрим задачи по материалу новой темы, научимся узнавать задачи на обратно пропорциональную зависимость. Будем учиться различать задачи на прямую и обратную пропорциональные зависимости, грамотно оформлять решение задач на обратно пропорциональную зависимость и прямо пропорциональную зависимость, попробуем разобраться в некоторых более сложных задачах по данной теме, решим любимое вами задание-тест, где потребуется умение выбрать правильный ответ.

Эпиграфом к нашему уроку мы выбрали, уже полюбившееся нам высказывание

М. В. Ломоносова: “Старайся дать уму как можно больше пищи…”. Мы не ограничимся здесь I-м, II-м и III-м, как принято с пищей для желудка, а рассмотрим до 10 упражнений и задач. И в каждом из них будем стараться не пропустить ошибку.

ЛОВИ ОШИБКУ!это обращение к вам! Итак, в путь за пищей для ума!..

2. Проверка домашнего задания.

1. Два ученика решают у доски задачи, составленные ими дома.

2. В это время устная работа с классом.

а) развиваем память, постараемся запомнить как можно больше чисел: поочерёдно открываем одну, две, три строчки. Через минуту закрываем и стараемся назвать все числа, которые были в строке (смотри приложение: слайды №1,2,3,4).

25/37/41

14/27/89/11

53/20/716/41

б) что такое отношения? А где мы в окружающем нас мире встречаем отношения? Ответы ребят: золотое сечение – в архитектуре, в природе, в музыке. Обращаем внимание на таблицы в книгах, принесённых детьми. Как наз. элементы пропорции?

в) основное свойство пропорции?

г) как найти неизвестный крайний (средний) член пропорции?

д) какие величины называются прямо пропорциональными?

е) решаем устно:

1. х : 3 = 6 : 9 ; х =3· 6 : 9 = 2;

2. = ; х =15? 4 : 2 = 30 ; (смотри приложение: слайды №5 и №6).

ж) известно, что величины прямо пропорциональны, составьте пропорцию и решите задачу:

5 — х

9 — 18 ЛОВИ ОШИБКУ! (смотри приложение: слайд №7).

Решение:

5 — х x<18

9 — 18 (смотри приложение: слайд №8).

Составим пропорцию:

; < 18 Ответ: x= 10.

г) проверяем задачи ребят, которые они составили дома на прямую пропорциональную зависимость, по просьбе учителя дети задают дополнительные вопросы тем, кто отвечал у доски.

ОЦЕНИТЬ УЧАЩИХСЯ!

3. Новая тема.

1. Об открытии шестилетнего Колмогорова Л.Н.

1 = 1 , 22 = 1 + 3 , 32 = 1 +3+5 , 42 = 1 +3 + 5 + 7, и т. д. (см. приложение: слайд №9).

Попытаемся и мы сделать открытие и “дать своему уму больше пищи”, как сказал Ломоносов М. В.. Разберёмся, что такое обратно пропорциональные величины?

Прежде, чем я прочитаю условие задачи, скажите мне, пожалуйста, чьи родители или родственники работают на рудниках города Талнаха?

Ответы уч-ся………………

В задаче пойдёт речь о рабочих рудника “Октябрьский”. Кстати, этот рудник шефствует над нашей школой. Надеюсь, все вы знаете об этом?

Итак, задача:

У доски (фамилия учащегося). Задача решается учащимся с комментариями учителя по поводу оформления краткой записи. Затем внимание на экран! Ещё раз дети видят как оформляем задачу.

2. Задача №1: Две бригады рудника “Октябрьский” за 9 месяцев выполнили определённый объём работы. Сколько месяцев понадобится трём бригадам на выполнение этого же объёма работы?

Решение:

2 бр.— 9 мес.

3 бр.— х мес. Х< 9 (смотри приложение: слайд №10).

 Составим пропорцию.

; .

Ответ: 6 месяцев.

Вывод: даём определение обратно пропорциональных величин (О.П.В.), рассматриваем свойство О.П.В. (работа с учебником).

4. Закрепление материала.

а). У доски – двое учащихся работают по карточкам. Решаем задачу двумя способами. Кто быстрее и без ошибок!

Задача №2. Самолёт пролетел расстояние между двумя аэродромами за 6 часов со скоростью 850 км/ч.

За сколько времени пролетит это расстояние другой самолёт, скорость которого1000км/ч?

Решение:

1 способ. 2 способ.
6 ч — 850 км/ч 6 ч — 850 км/ч
х ч — 1000 км/ч Х< 6, х ч — 1000 км/ч Х< 6,
Составим пропорцию. Составим пропорцию.
; ;

Ответ: за 5,1 часа

б) №769 (задача из учебника)

Решение:

5 бульдозеров – 210 минут

7 бульдозеров – х минут, х < 210

Пропорция:

;

.

Ответ: 150 мин = 2ч 30 мин.

Кроме пищи для души, т. е. духовной пищи, есть пища для тела. В её состав входит пища для желудка и… ФИЗКУЛЬТУРА.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. “Дирижёр” (фамилия учащегося).

 в) Самостоятельная работа. Тест (индивидуальные карточки).

Вариант 1.

1. Автомобиль проехал 3 часа со скоростью 60 км/ч. За сколько часов он проедет то же расстояние, если будет ехать со скоростью 45 км/ч?

Выбери верный ответ: а) 5ч, б) 4 ч, в) 2,25 ч.

2. Зная, что величины, указанные в краткой записи задачи обратно пропорциональные , составьте пропорцию и решите задачу.

6 машин — 12тыс. руб.
x машин — 18 тыс. руб.

Выбери верный ответ: а) 4маш., б) 3маш., в) 5маш.

Вариант 2.

1.Горнорудному предприятию требуется закупить на определённую сумму денег 5 новых машин по цене 12 тыс. руб. за одну. Сколько таких машин сможет купить предприятие, если цена за одну машину станет15 тыс. рублей?

Выбери верный ответ: а) 5маш., б); 4маш., в) 3маш.

2. Зная, что величины, указанные в краткой записи задачи, обратно пропорциональны, составьте пропорцию и решите задачу.

180 дней — по 0,6т угля в день
x дней — по 0,5т угля в день

Выберите верный ответ: а) 216 дней, б)54 дня, в) 122 дня.

Вариант 3. 1. Решите задачу по краткой записи: (стрелки расставить)

5 маш. – 12 дней
4 маш. — х дней

Какой ответ верный? а) 12дней, или б) 15 дней?

2. Величины, указанные в задаче обратно пропорциональные. Правильно расставьте стрелки, составьте пропорцию и решите задачу.

4 часа — 3км/ч
х часов —2км/ч

Выберите верный ответ: а) 6часов, б) 2 часа.

г) Ответы на экране (смотри приложение: слайд №11).

Вариант 1.

1. б) 4часа; 2. а) 4 машины.

Вариант 2.

1. б) 4машины; 2. а) 216 дней.

Вариант 3.

1. б) 15 дней; 2. а) 6 часов.

ПРОВЕРЯЕМ. НЕ ИСПРАВЛЯЕМ. УЗНАЕМ ПРОЦЕНТ УЧАЩИХСЯ, СПРАВИВШИХСЯ С ЗАДАНИЕМ НА “4” “5”(ещё одна задача на проценты!) 95%. УРА! СДАЁМ РАБОТЫ УЧИТЕЛЮ.

5. Итоги урока.

1. Собрать самостоятельные работы (тихо передаём учителю).

2. Какие величины называются обратно пропорциональными?

3.Свойство обратно пропорциональных величин.

4. Оценить учащихся.

6. Домашнее задание: п.22- правила, №796, составить кроссворд по вопросам п.п. 20-22.