Способность к общению – одно из важнейших условий комфортного существования человека, и потому развитие этой способности у детей входит в число главных задач школьного обучения.
Коммуникативная направленность учебного процесса проявляется и в развитии к читательской деятельности, и в дидактическом речевом общении школьников в процессе изучения художественного произведения.
В диалоге, учебные задачи ставятся в виде нерешенных проблем, парадоксов. Диалог на уроке как форма усвоения знаний способствует объединению учащихся в сообщество исследователей для поиска новых знаний.
При обучении на основе общения осуществляется:
- передача полученных знаний друг другу
- сотрудничество и взаимопомощь учеников
- обучение с учетом способностей учеников
- развитие мышления и взаимное обогащение учащихся
- самоконтроль, самооценка, самокоррекция
- самостоятельная постановка цели и выбор своего способа решения, мнения, суждения.
Цели урока:
1. Обучать вдумчивому, содержательному прочтению произведений детской литературы.
2. Развивать устойчивый интерес к книге как к источнику знаний, развивать коммуникативность учащихся – умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять ответы товарищей.
Задачи урока:
1. Формировать устойчивый познавательный интерес к предмету.
2. Учить детей овладевать навыками ораторского искусства.
3.Учить детей анализировать литературное произведение.
Задачи воспитания:
1. Воспитывать у учащихся радость от процесса творчества.
2. Формировать навыки коммуникативного характера.
Примерный ход урока
1. Организационный момент.
2. Новый раздел урока: Писатели мира – детям. Братья Гримм. Бременские музыканты.
Беседа. Мы сегодня начинаем новый раздел “ Писатели мира – детям”. Прочитаем сказку Братьев Гримм “ Бременские музыканты “.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Что мы называем сказкой? (Это устный рассказ о вымышленных событиях, придумка о том чего не бывает)
Когда появились сказки? (много веков назад, когда люди не умели читать и писать. Впервые сказки были записаны в XVI веке, а собирать и изучать их стали в 19 веке.
Какова главная тема сказок? (Борьба добра со злом )
А кто много веков назад сочинял сказки? (Простой народ)
Какие виды сказок вы знаете? (Сказки о животных, бытовые, волшебные )
О каких животных сочинял сказки русский народ? (О тех, которые жили рядом, о лисе, волке, медведе, коте, зайце и. т. д.)
А как животные в сказках ведут себя? (Животные в сказках говорят как люди. Их повадки напоминают людские привычки, свойства характера).
3. Переход к сказке Бременские музыканты.
Вы прочитали сказку Бременские музыканты.Назовите главных героев сказки ? (Главные герои: осел, собака, кот и петух )
Какую работу они выполняли у своих хозяев? (Осел работал на мельнице, собака охраняла дом, бегала за дичью, кот ловил крыс и мышей, петух своим петушиным криком будил своих хозяев
А почему они ушли от хозяев? (Хозяева их выгнали. Они состарились: ослик ослабел и не может таскать кули с мукой. Собака состарилась и не может бегать за дичью, кот состарился, зубы притупились, петушка хотят зарезать).
Правильно ли поступили хозяева? (Они поступили очень плохо, выбросили животных на улицу как ненужные вещи?) Физкультминутка
Мы устали чуточку,
Отдохнем минуточку.
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись, давай дружок.
Еще попрыгай раз, два, три!
На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись.
4. Беседа по содержанию произведения.
Что стало с нашими героями, когда они встретились? Какая мечта у наших героев? (Они хотят стать уличными музыкантами, будут петь, и играть на музыкальных инструментах и зарабатывать себе на жизнь)
Как поступили животные с разбойниками? (животные выгнали разбойников из дома и стали там жить поживать. Они поступили с ними также как хозяева)
Чем закончилась эта сказка: конец счастливый или несчастливый? (Конец сказки счастливый, справедливость восторжествовала )
Какова же главная мораль этой сказки?
Главная мораль сказки заключается в том, что люди бывают жестокими по отношению к домашним животным. Сказка учит быть доброжелательными, не бросать друзей в беде, помогать друг другу. В сказке животные помогли друг другу.
5. Рефлексия.
Сказки о животных – это, прежде всего сатирические сказки. Какие еще сказки о животных вы читали? (Дети перечисляют?)
Как начинается и как заканчивается сказка? (Начало сказки соответствует несправедливому положению дел, а конец обязательно разрушает эту несправедливость. Так выражается твердая уверенность народа в торжестве правды)